График движения поездов и пропускная способность пригородных линий
Исходными данными для разработки графика движения пригородных поездов являются:
- схема и техническое оснащение пригородной линии;
- размеры движения пригородных поездов по часам суток;
- масса, состав и среднеходовая скорость движения;
- интервалы между поездами в пакете;
- нормы времени следования поездов по блок-участкам и перегонам;
- продолжительность стоянок поездов для посадки и высадки пассажиров;
- время на разгоны и замедление поездов;
- нормы времени нахождения составов в пунктах оборота.
- Если пригородная линия предназначена и для пропуска грузовых поездов,
пассажирских дальних и местных, то при разработке графика необходимо учитывать нормативы всех поездов.
- Основными критериями качества графика движения пригородных поездов являются:
- полное освоение всего объема пригородных перевозок;
- Обеспечение своевременной доставки пассажиров на головную станцию и вывоз их по окончании рабочего времени и учебы;
- минимальная затрата времени на поездку и ожидание поездов;
- рациональное использование подвижного состава при максимальном среднесуточном пробеге;
- минимальный съем грузовых поездов пассажирскими
- Одновременно с графиком движения
поездов разрабатывается график оборота
составов, предусматривающий место и
время экипировки состава (один раз в сут-
ки — полная уборка и периодически — су-
хая в пункте оборота).
- В пригородном движении могут применяться следующие типы графиков:
- параллельный, когда все пригородные поезда до конечной станции следуют с
одинаковыми временами хода и со всеми остановками (рис. 4.7).
- Применяется он при небольших размерах движения;
Параллельный
Зонный параллельный пригородный график
зонный параллельный пригородный график при наличии на линии нескольких зонных станций. В этом случае линии хода поездов на графике остаются параллельными между собой, так как времена хода и стоянки поездов одинаковые (рис. 4.8).
- Применяется при небольших размерах движения, но при большой корреспонденции пассажиропотоков между промежуточными станциями участка;
Зонный параллельный пригородный график
Зонный параллельный график с чередованием остановок
- зонный параллельный график с чередованием остановок применяется для сокращения числа остановок (рис. 4.9). Недостатками такого графика является отсутствие транспортных связей между соседними остановочными пунктами.
- Для устранения такого недочета отдельные поезда на графике прокладываются со всеми остановками (поезд № 6007). Применяется при небольших размерах движения;
Зонный параллельный график с чередованием остановок
Зонный непараллельный график
- зонный непараллельный график, когда на линии, разделенной на зоны, каждый поезд обслуживает свою зону, останавливаясь на каждом остановочном пункте.
- Другие же зоны он, как правило, проходит без остановок.
- Поезд, проходящий зону без остановок, называется скороходом, а с остановками
- — тихоходом (рис. 4.10). При таком графике время нахождения в пути пассажиров дальних зон значительно сокращается.
- За счет уменьшения числа остановок, а, значит, разгонов и замедлений, экономятся электрическая энергия и топливо
Зонный непараллельный график
- Недостатками такого графика является некоторое снижение частоты обслуживания станций ближайших зон, пропускной способности по сравнению с параллельным графиком и увеличение
времени ожидания пассажирами поезда
своей зоны.
- Последний недостаток может быть несколько смягчен широкой и четкой информацией о движении поездов. Применяется такой график при больших пассажиропотоках на линии
- Пропускная способность параллельного и зонного параллельного графиков
- определяется по формуле
- где J т — минимальный интервал между попутными поездами, если первый из них — тихоходный (см. рис. 4.7—4.8).
- где К — число проездов (скороходов и тихоходов) в периоде графика К = К с + К т ; J c — минимальный интервал между двумя попутными поездами при следовании второго поезда за скороходом: ∆ З — зонный интервал, равный разности времени хода тихохода и скорохода на первой зоне; J ср — средний интервал между поездами.
- Маятниковое движение поездов. Маятниковое движение пригородных поез-
дов может быть организовано при наличии в узле нескольких примыканий пригородных линий, соединенных между собой диаметрами или сквозной станцией,
связывающей несколько участков.