План-конспект урока математики в 3 классе
Тема: Грамм
Цель: Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм», способствовать развитию математической речи, внимания, логического мышления, создать условия для формирования внимательного отношения к окружающему миру.
Оборудование:
Для учителя: проектор, компьютер, весы, разновесы, предметы для взвешивания, гири 1 г, 1 кг, рисунок весов, шишки бумажные для детей.
Для учащихся: макеты гирь
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Меня зовут Диана Денисовна. Сегодня урок математики мы проведём с вами вместе. Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение. Чтобы успешно справиться с работой, вы будете моими помощниками.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 1
-Что нужно сделать, чтобы найти уменьшаемое? (От разности вычесть вычитаемое)
-Какой ответ в уравнении?
-Что нужно было найти во втором уравнении? (Делитель)
-Что нужно сделать, чтобы найти делитель? ( Делимое разделить на частное)
-Какой ответ в уравнении?
-Что нужно было найти во третьем уравнении? (Делимое)
-Что нужно сделать, чтобы найти делимое? (Частное разделить на делитель)
-Какой ответ в уравнении?
Упражнение 2
-Какого вида задачу вы решали дома? (На нахождение частей)
-Что мы нашли в первом действии? (Сколько метров канавы вырыли)
-С помощью какого действия мы это нашли? (Деление, 1000:5)
-Сколько получилось? (200 м)
-Какое действие помогло нам ответить на вопрос в задаче? (Вычитание, 1000-200=800 (м) )
Актуализация знаний
-А сейчас мы с вами откроем тетради, запишем число классная работа и проведем небольшой математический диктант.
1.Произведение чисел 3 и 40 уменьшите в 2 раза
2.720 уменьшите на 220
3.Уменьшите 200 на произведение чисел 30 и 4
4.Увеличьте на 50 частное чисел 800 и 10
5.Произведение 36. Первый множитель 9. Чему равен 2 множитель?
6.Частное чисел 360 и 60
7.Крот за 2 минуты прополз 42 км. С какой скоростью полз крот?
8.Число 80 увеличьте в 3 раза
9.Разность чисел 820 и 30
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте ответы с образцом на экране. Оцените работу своего соседа смайликом на полях.
Целеполагание
- Сегодня к нам на урок
Пришел Знайка-педагог.
Он принес весы и гирьки.
Показать он хочет нам
Маленькую единицу массы…
- А какую, мы с вами сейчас и узнаем.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся прогуляться в Магазин. Для чего туда ходят? Что там можно купить?
-Мы с вами пойдем в продуктовый магазин. Какие продукты чаще покупаете вы и ваши родители?
-Когда вы покупаете апельсины, яблоки, то, как определяете количество продуктов? (взвешиванием)
-В каких единицах массы? (кг)
-А если вам не надо килограмм колбасы или конфет? (в граммах)
- Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на вопрос, разгадайте ребус и увидите правильный ответ.
-Молодцы! Итак, тема нашего урока « Грамм»
Изучение нового материала
-Сегодня мы знакомимся с новой единицей массы – граммом (записывается на доске). При сокращении точка не ставится (г)
-Какое слово по написанию оно нам напоминает? (килограмм)
-Эти два слова – родственники, они связаны друг с другом Слово «грамм» является частью слова «килограмм». На это указывает часть «грамм». Что обозначает часть «кило»?
-«Кило» - тысяча. Получается кило-тысяча-грамм. Один килограмм состоит из тысячи граммов. Вот это соотношение мы запишем в таблицу единиц масс и запомним 1кг=1000г
-Как вы думаете, для чего люди ввели эту единицу массы, ведь уже есть килограмм? (Не всё можно взвесить кг, нужна более мелкая единица измерения массы)
-Где еще, кроме магазина что-либо взвешивают? (Врачи – наш вес)
- Правильно. Каждый год в медицинские карты заносят ваш вес. Как выглядят эти весы? Они стоят на полу.
- Это напольные весы. У врачей также есть настольные весы, на них взвешивают грудных детишек.
- Где еще пользуются весами? (НА РЫНКЕ)
-На рынке весы такие же, как и в магазине. Как они выглядят?
- Есть чашки для гирь и товара, гири, шкала, стрелка.
– А есть еще электронные весы, в которых вся информация высвечивается на табло. У кого из вас есть дома весы? Какие?
- Кто из вас знает, как называются ручные весы? (БЕЗМЕН – ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ)
- Давайте с вами взвесим ваши портфели. И сравним у кого тяжелее: у мальчиков или девочек?
- А как вы думаете много или мало весят ваши портфели?
- А знаете ли вы, что масса вашего портфеля не должна превышать 2 кг? И тогда ваша осанка будет правильной и красивой!
Физминутка
IХ. Работа с учебником
-Откройте учебник на стр.48 .Рассмотрите рисунок с изображением весов. Выполните задание. – Где можно встретить такие весы?
У. На них нет шкалы со стрелкой. Как же с их помощью узнают массу груза?
– На одну чашку ставят груз, на другую – подбирают гири. Когда обе чашки остановятся на одном уровне – подсчитывают вес набранных гирь. Таким образом, получается вес груза. Если ниже чашка с гирями – груз легче, если ниже чашка с грузом – его вес больше веса гирь.
- Какие бывают гири? Об их массе узнаем по учебнику (используется демонстрационный материал)
- Как вы думаете, где могут быть использованы гири в l, 2, 5 г? Таких маленьких гирек в магазинах нет.
– Я сегодня специально на наш урок принесла весы и гири. Берут такие гирьки специальным пинцетом, чтобы со временем на грузиках не оставались жир или грязь, иначе вес будет неточным. Раньше такими весами пользовались в аптеках при изготовлении лекарств, ученые – при изготовлении различных препаратов. Сейчас, конечно, им на смену приходят более точные электронные весы.
Закрепление изученного материала
– Выразите килограммы в граммах.
5 кг = 5000 г 8 кг = 8000 г
1 кг = 1000 г 20 кг = 20 000 г
3 кг = 3000 г 4 кг = 4000 г
6 кг = 6000 г 7 кг = 7000 г
10 кг = 10 000 г 2 кг = 2000 г
– Рассмотрите рисунок.
– Сколько граммов яблок положено на весы?
– Запишите результат взвешивания.
– Выразите граммы в килограммах.
2000 г = 2 кг 9000 г = 9 кг
1000 г = 1 кг 4000 г = 4 кг
7000 г = 7 кг 6000 г = 6 кг
3000 г = 3 кг 5000 г = 5 кг
– Прочитайте задачу.
Пустая банка весит 200 г. Банка с вареньем весит 700 г. Найдите массу варенья.
-О чем говорится в задаче?
– Что известно о массе пустой банки?
-Что известно о массе банки с вареньем?
– Что требуется узнать?
Краткая запись:
Пустая банка – 200 г.
Банка с вареньем – 700 г.
Варенье – ? г.
Решение:
700 – 200 = 500 (г) – весит варенье.
Ответ: 500 г.
Самостоятельная работа.
Решить уравнения:
56 : х = 7
х* 6 = 48
Учащиеся выполняют сложение величин по образцу.
5000 г + 260 г = 5260 г = 5 кг 260 г
8000 г + 145 г = 8145 г = 8 кг 145 г
2000 г + 50 г = 2050 г = 2 кг 50 г
7000 г + 50 г = 7050 г = 7 кг 50 г
1000 г + 800 г = 1800 г = 1 кг 800 г
3000 г + 5 г = 3005 г = 3 кг 5 г
Подведение итогов
-Мы двигаемся к выходу из магазина. Давайте подведем итог похода за продуктами.
-В каких единицах массы вы взвешивали наши покупки?
-С какой единицей мы познакомились?
-Сколько граммов в одном килограмме?
Рефлексия
- Ребята, у вас на столах лежат весенние цветы. Как они называются? ( тюльпаны)
- Они у вас двух цветов, желтые и красные
- Если вам на уроке было интересно, то положите жёлтый цветок на левую чашу весов, а если не понравилось, то красный цветок положите на правую чашу весов
Домашнее задание №1, 2 с.48
- Спасибо всем за урок!