План открытого урока по русскому языку в 8 классе
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее.
Цели: дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
Отработать умения находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего.
Задачи урока:
Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.
Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.
Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)
Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.
Ход урока
I. Орг. момент
За окнами осень – чудесная пора. Золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, дарит нам хорошее настроение. У нас сегодня гости, которые пришли с добром. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. А теперь за работу!
II. Проверка Д/З
Эпиграф к уроку:
Что такое счастье? Молодым умом
Постигать науку на пути земном.
(Киримизи Жане)
- Вот и мы сегодня постигаем науку, новые секреты русского языка.
III. Актуализация знаний.
А) Работа с таблицей (устно)
- Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.
Синтаксис – это…
… - номинативные единицы синтаксиса.
… - коммуникативные единицы синтаксиса.
Подлежащее и сказуемое - ….
…, …, … - второстепенные члены предложения.
Распространённое предложение – это предложение, …
… - предложение, в котором есть только главные члены предложения.
Односоставное предложение – это предложение, …
… - предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).
Б) Объяснительный диктант (на доске и в тетрадях)
Сказать неправду; это не правда, а ложь; неуч; невежа; невежда; невзрачный человек; отнюдь не легкая задача; невзлюбить падччерицу; не любит ленивых; неширокаяя, но глубокая река; некрасивый, но добрый человек; неразборчивый почерк; неисследованная местность, песенка не спета.
В) Работа с предложением (у доски и в тетрадях)
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)
(пов,невос,прост,двусост,распр)
- синтаксический разбор предложения
-подчеркнуть все члены предложения
- указать части речи
УСТНО:
-найти все возможные словосочетания
-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)
Г) Проблемный вопрос:
- Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)
Изучение нового материала.
Наша задача сегодня дополнить свои знания о подлежащем, отработать умения находить в предложении, определять способы его выражения.
А) Работа по учебнику.
- Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)
- Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”
Б) Пример
Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.(Сущ. в им. падеже)
Метель надвинулась сразу.(Сущ. в им. падеже)
Со школьных лет я чувствовал красоту языка. (Местоимение в им. падеже)
Каждый отправился в свою комнату.(Прилагательное)
Стойкий всегда побеждает.(Прилагательное)
А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. (составная форма превосходной степени прилагательного)
Сегодня не похоже на вчера. (Наречие)
Одиннадцать - нечетное число. (Числительное)
Провожающие стояли у вагона. (Причастием)
(Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются.(Причастие)
Встретить друга - большая радость. Глагол (инфинитив)
Охранять природу — значит охранять Родину.
Вдали послышалось ку-ку. (Междометие)
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (Словосочетание- сочетанием слов)
Прошло несколько дней. (Словосочетание)
Фразеологизмы
В поле вышли (кто?) от мала до велика.
Бабье лето в этом году рано наступило (неделимым сочетанием) как один член предложения
В) Работа по учебнику(устно)
Упр.90
Г) Работа на доске. (Найдите подлежащее)
Проспект засыпал снег.
Кленовый лист срывает ветер сильный.
- .От чего зависит определение подлежащего: от смысла или порядка слов?
Д) Работа в парах (на листочке)
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра нашей республики будет светлым и радостным.
8. Га-га-га слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
- Подчеркните главные члены, определите способ выражения подлежащего. (3 мин)
V. Подведение итогов урока.
- О чем мы с вами говорили? Что нового узнали о подлежащем?
Рефлексия
-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.
ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)
КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)
ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)
- Вы довольны своей работой?
Довольны – значит счастливы. Давайте вернемся к эпиграфу.
Можно ли стать счастливым, постигая новое?
- Зачем нам знания? Где мы можем их применять? С какой целью?
Будьте счастливы, получайте знания и не позволяйте душе лениться.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: упр.93
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ХУЧНИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1»
Открытый урок в 8 в классе на тему
«Грамматическая основа предложения. Подлежащее»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Казиева З.Д