СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа предложения. Подлежащее.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения. Подлежащее.»

План открытого урока по русскому языку в 8 классе



Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее.



Цели: дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

Отработать умения находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего.



Задачи урока:

Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.

Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.

Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.

Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.





Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)

Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.



Ход урока

I. Орг. момент



За окнами осень – чудесная пора. Золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, дарит нам хорошее настроение. У нас сегодня гости, которые пришли с добром. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. А теперь за работу!



II. Проверка Д/З



Эпиграф к уроку:

Что такое счастье? Молодым умом

Постигать науку на пути земном.

(Киримизи Жане)



- Вот и мы сегодня постигаем науку, новые секреты русского языка.



III. Актуализация знаний.

А) Работа с таблицей (устно)



- Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.

Синтаксис – это…

… - номинативные единицы синтаксиса.

… - коммуникативные единицы синтаксиса.

Подлежащее и сказуемое - ….

…, …, … - второстепенные члены предложения.

Распространённое предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором есть только главные члены предложения.

Односоставное предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).



Б) Объяснительный диктант (на доске и в тетрадях)

Сказать неправду; это не правда, а ложь; неуч; невежа; невежда; невзрачный человек; отнюдь не легкая задача; невзлюбить падччерицу; не любит ленивых; неширокаяя, но глубокая река; некрасивый, но добрый человек; неразборчивый почерк; неисследованная местность, песенка не спета.



В) Работа с предложением (у доски и в тетрадях)

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)

(пов,невос,прост,двусост,распр)

- синтаксический разбор предложения

-подчеркнуть все члены предложения

- указать части речи



УСТНО:

-найти все возможные словосочетания

-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)



Г) Проблемный вопрос:

- Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)



Изучение нового материала.

Наша задача сегодня дополнить свои знания о подлежащем, отработать умения находить в предложении, определять способы его выражения.



А) Работа по учебнику.

- Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.

- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

- Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”



Б) Пример

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.(Сущ. в им. падеже)

Метель надвинулась сразу.(Сущ. в им. падеже)

Со школьных лет я чувствовал красоту языка. (Местоимение в им. падеже)

Каждый отправился в свою комнату.(Прилагательное)

Стойкий всегда побеждает.(Прилагательное)

А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. (составная форма превосходной степени прилагательного)

Сегодня не похоже на вчера. (Наречие)

Одиннадцать - нечетное число. (Числительное)

Провожающие стояли у вагона. (Причастием)

(Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются.(Причастие)

Встретить друга - большая радость. Глагол (инфинитив)

Охранять природу — значит охранять Родину.

Вдали послышалось ку-ку. (Междометие)

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (Словосочетание- сочетанием слов)



Прошло несколько дней. (Словосочетание)

Фразеологизмы

В поле вышли (кто?) от мала до велика.

Бабье лето в этом году рано наступило (неделимым сочетанием) как один член предложения

В) Работа по учебнику(устно)

Упр.90



Г) Работа на доске. (Найдите подлежащее)

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.



- .От чего зависит определение подлежащего: от смысла или порядка слов?



Д) Работа в парах (на листочке)



1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Желающие могли покататься на лодке.

5. Два да два – четыре.

6. Курить- здоровью вредить.

7. Завтра нашей республики будет светлым и радостным.

8. Га-га-га слышалось на лугу.

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.



- Подчеркните главные члены, определите способ выражения подлежащего. (3 мин)



V. Подведение итогов урока.

- О чем мы с вами говорили? Что нового узнали о подлежащем?



Рефлексия

-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.

ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)

КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)

ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)



- Вы довольны своей работой?

Довольны – значит счастливы. Давайте вернемся к эпиграфу.

Можно ли стать счастливым, постигая новое?

- Зачем нам знания? Где мы можем их применять? С какой целью?



Будьте счастливы, получайте знания и не позволяйте душе лениться.

Выставление оценок.



VI. Домашнее задание: упр.93








Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ХУЧНИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1»

























Открытый урок в 8 в классе на тему

«Грамматическая основа предложения. Подлежащее»





















Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Казиева З.Д


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя