Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков
Грамматика – один из важнейших аспектов в изучении любого языка, так как без знания грамматики о полноценном общении не может быть и речи. Сам по себе словарный состав не является языком — он лишь служит строительным материалом. Действенным инструментом словарный состав становится тогда, когда поступает в распоряжение грамматики. Именно поэтому так важно обучать детей грамматике с самого начала изучения языка. Однако, работая с детьми, преимущественно младшего школьного возраста, мне стало очевидно, что загружать учеников правилами, схемами и огромным количеством тренировочных упражнений бесполезно. Дети попросту теряют интерес не только к изучению грамматики, но и языка в целом. Поэтому важно выбрать яркий, необычный и увлекательный метод изучения грамматики. Одним из таких методов, безусловно, являются грамматические игры.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей:
закрепить только что пройденный материал;
игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;
игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
игра – это идеальная возможность расслабиться;
игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя.
Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс познание, который становиться для учеников потребностью.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, но так как темой методической работы я выбрала использование грамматических игр, приведу несколько примеров подобных игр, которые я использую в своей практике.
Грамматическая игра №1 (для отработки построения предложений)
У каждого ученика свая карточка с местоимением, глаголом, спутником времени, вспомогательным глаголом и др., в зависимости от того какое время или грамматическая структура отрабатывается. У одного участника может быть несколько карточек. По команде учителя учащееся должны построиться в предложение, не перепутав порядок слов и смысл.
Второй вариант игры: Одному из учеников даётся русское предложение на карточке, которое он должен перевести и построить других учащихся в нужном порядке.
Грамматическая игра №2 «Переделки»
Учащимся даётся несколько предложений и задание переделать это предложение, например, убрав только одно слово, добавив окончание или поменяв слова местами. Игра демонстрирует, насколько хорошо ребёнок знает правила построения предложений в разных временах и умеет эти времена сравнивать между собой.
Примеры:
Переделать предложение, убрав одно слово. I will swim in the river. («переделка»: I swim in the rive)
Переделать предложение, убрав слово и поменяв слова местами. He does not like milk. («переделка»: Does he like milk?) и т.д.
Грамматическая игра №3 (для отработки Простого будущего времени)
Игра будет наиболее актуальна накануне выходных, праздничных дней или каникул. Учитель задаёт условие для ученика (например: Masha, your friend invites you to his birthday party), а ученик в ответ говорит, что он будет делать в этих обстоятельствах (например: I will buy a present for him). Задача усложняется за счёт того, что учитель даёт условие в настоящем времени, а ученик должен ответить в будущем.
Грамматическая игра №4 (для отработки общих вопросов в Простом настоящем времени)
Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка(и) с предложениями (тематика может быть разной)
Например:
My favourite colour is red.
My favourite colour is green.
My favourite colour is blue.
My favourite colour is white.
My favourite colour is black.
My favourite colour is yellow.
My favourite colour is pink.
Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.
Например:
Is your favourite colour red? (Yes, it is/ No, it is not)
Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и теперь его очередь загадывать.
Также предложения могут быть типа I like … most of all. В этом случае можно отработать вопросы с глаголом-помощником do.
Грамматическая игра №5 (на отработку конструкций there is/there are либо have/has в вопросительных предложениях + повторение изучаемой лексики по теме)
Игра проводится в парах. Каждый пишет в тетради 5 слов по той теме, которую учащиеся изучают в данный момент. Списки ребята друг другу не показывают. Их задача отгадать, что написано на листе соперника, быстрее, чем отгадают его предметы, задавая общие вопросы.
Учитель предлагает назвать все предметы по какой-либо теме на соответствующую букву. Кто назовет больше, тот и выигрывает.
Преподаватель распределяет по 3-4 картинки между учащимися, на которых изображены известные им предметы. Затем называет букву, а ученики должны поднять соответствующие карточки на этот звук, букву. (Можно, как вариант, усложнить игру. Преподаватель поднимает картинки, не называя их. Учащиеся должны назвать слово и поднять соответствующую букву). Выигрывает тот, кто раньше других останется без карточек.
Учитель пишет на доске слово. Каждый ученик должен придумать телеграмму (одно, два предложения), в которой первое слово начинается с первой буквы написанного на доске, второе — со второй и так далее.
Пишется слово крупными буквами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было слово, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет. (Как грамматический вариант этой игры, можно использовать разрезное предложение. Такой способ очень эффективен при обучении построению вопросов, отрицаний на различные времена)
3. Лексические игры для изучения английского языка
Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не завязано с другими по теме. Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse — the odd word is wolf — не относится к теме «Домашние животные».
Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка)
4. Грамматические игры (grammar games)
Преподаватель на доске или карточках пишет несколько предложений, например, по теме Present Continuous. В местах, где должны стоять вспомогательные и смысловые глаголы, ставятся пропуски (смысловой глагол в форме инфинитива). Учащиеся должны заполнить пропуски. Но, предварительно дав 4 детям карточки «is, am, are, ing», которые ходят и проверяют правильное написание предложений. Например: «Ты не забыл меня использовать?» Здесь дети должны не только подобрать нужное слово, но и поставить его на соответствующее место.
Учитель предварительно подбирает картинку с изображением любого помещения. Один из учеников «прячется» в этой комнате, например, under the table. Записывает свое место на листочке и отдает учителю. Дети пытаются отгадать, где бы он спрятался. Тот кто угадывает, становится водящим.
Эта игра очень эффективна при изучении различных времен и построении предложений. Каждому играющему выдается карточка с одним из членов предложения (I, do, at home, in и так далее). Учитель говорит предложение на русском, а дети должны, соответственно, стать в нужном порядке.
5. Игры, на развитие навыка аудирования
К доске выходит один ученик, ему завязываются глаза. Другие дети из класса по очереди к нему подходят и здороваются, спрашивают как дела, знакомятся или отрабатывают другие лексические темы. Водящий должен узнать, кто с ним разговаривает сейчас по голосу.
Учитель должен заранее дать задание на дом, например, нарисовать свою комнату или семью, игрушки, книги. Все зависит от изучаемой темы. На следующем уроке рисунки прикрепляются к доске (можно использовать не все, а 3-4). Преподаватель рассказывает про одну из картинок, а учащиеся должны угадать, чей рисунок описывается.
6. Подвижные игры, так или иначе, связаны с лексическим, грамматическим или фонетическим материалом.
Например, игра может быть направлена на отработку предлогов. В таком случае ее лучше проводить с каким-либо предметом, например, стульчиком. Учитель называет команду и предлог, а дети выполняют: on the chair, under the chair и т.д.
Детям заранее раздаются пустые графы — таблицы. Весь класс делится на две команды. По очереди один из участников подбегает к карте, находит там нужное название и записывает в листочек. Та команда, которая быстрее справиться с заданием, выигрывает.
Каждому участнику раздается карточка с определенным словом. Дети сидят в кругу. Учитель называет одного изребят. Как только учащийся слышит свое слово, он должен встать, пробежать круг и вернуться на свое место. Те, кто проворонил свою очередь, выбывает.
7. Игры на развитие навыка говорения
Учитель начинает рассказ, говорит первое предложение. По цепочке дети продолжают. (Например: I get up at 7 o’clock. I take a shower. I have breakfast….)Усложнить игру можно так: каждый последующий ученик повторяет и все предыдущие предложения, а в итоге — последний должен рассказать целую историю. Еще один вариант цепочки: каждое последующее предложение начинать с последнего слова предыдущего.
Участники получают предложения, написанные на карточках, они читают его самостоятельно, осмысливают, никому не показывают. Учитель говорит первое, а остальные, согласно логической последовательности, должны вставить свое. В конце читается весь рассказ правильно.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста можно часто использовать игры на уроках английского языка. Для среднего и старшего звена лучше включать некоторые элементы. Ведь помните — детям, конечно же, нравится играть, но постепенно они должны переходить к самостоятельной деятельности, умению читать учебник и находить там информацию, использовать все доступные ресурсы. Поэтому лучше найти золотую середину между игровыми уроками и учебной деятельностью. Тогда и детям будет не скучно, и они овладеют соответствующими навыками.
This is my nose
Детям нравится исправлять ошибки других.
Показывая руку, учитель говорит:”Oh, something is wrong with my foot!”
Ученик исправляет “with your hand!”
Но учитель продолжает:”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например).
Дети смеются и исправляют.
Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим.
How many pages?
Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:
- How many pages are there in the book?
(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.
- No, less.
(Pupil 2): Three hundred.
- Less.
(Pupil 3): Two hundred and fifty.
- More.
(Pupil 4): Two hundred and eighty.
- That’s right.
Угадавший получает право первым посмотреть книгу.
Pantomime
Игра на закрепление лексики “Утро школьника”.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.
и т.д.
Clothes
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском.
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.
My aunt went to town
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.