Занятие элективного курса в 11 классе.
Тема занятия: Грамматические нормы русского языка
Цели урока:
1. Систематизация знаний о грамматических нормах русского языка.
2. Развитие речи обучающихся (суворовцев). Предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся (суворовцев).
3. Воспитание у обучающихся (суворовцев) бережного и внимательного отношения к русскому языку, стремления к овладению его нормами.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Орг момент - объявление темы и формулирование совместно с обучающимися целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 355. Объясните постановку тире. Назовите метафоры и эпитеты.
III. Самостоятельная работа обучающихся.
Изучите таблицу «Грамматические ошибки» (распечатка № 1).. Исправьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
Знание какого материала поможет в определении типа грамматической ошибки?
IV. Закрепление.
Отредактируйте предложения (распечатка № 2). Назовите вид допущенной грамматической ошибки.
V. Самостоятельная работа. Закрепление материала урока.
Работа по вариантам (распечатка № 3)
VI. Заключительная часть урока.
Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
Задание на самоподготовку:
Напишите сочинение-рассуждение о необходимости соблюдения грамматических норм.
Приложение № 1 Грамматические ошибки
Разновидности ошибок | Примеры ошибок |
1. Ошибочное словобразование | «ветелинар», «заместо», «благородность», «завпечатлеть» |
2. Ошибки в употреблении с предлогами падежных форм | «благодаря распоряжения», «по приезду» (по приезде), «по окончанию» (по окончании) |
3. Ошибки в образовании форм существительного | «облаки», «выбора», «с повидлой», «без рельс» (без рельсов), «нет время» |
4. Ошибки в образовании форм прилагательного | «более худшее», «самый способнейший» |
5. Ошибки в образовании форм местоимений | «ихний», «около его» (него), «ейный» |
6. Ошибки в образовании форм глаголя | «ложит» (кладет), «ездиет» (ездит), «ощущу», «побежду», «исследоваемый», «ждя» |
7. Нарушение согласования | «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской». |
8. Нарушение управления | «удивляюсь его силой»(силе), «жажда к славе» (славы), «оплатите за проезд», «одень шапку» (надень) |
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | «Все, кто бывал в Крыму, очень его любит». |
10. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | «Покатившись на катке, болят ноги» |
11. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов». |
12. Ошибки в построении предложения с однородными членами | «Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей». «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю» |
13. Ошибки в построении сложного предложения | «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство» |
14. Смешение прямой и косвенной речи | «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона». |
15. Пропуски необходимых слов | «Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол». |
16. Нарушение границ предложения | «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю». |
17. Ошибки в употреблении несогласованного приложения | «В газете «Забайкальском рабочем» писали о наших ребятах». |
Приложение № 2
Возвратившись из поездки, произошёл интересный случай.
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
В «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин поднимает проблему истинных и ложных ценностей.
К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
В рассказе «Солнечном ударе» И. Бунин развивает свою философию любви.
Все, кто могли, выбежали к реке.
«На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
Закрыв книгу, всё сразу забылось.
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написали ли вы своё завещание.
Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
Все были рады, счастливы и весёлые.
Страна любила и гордилась поэтом.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Приложение № 3
Вариант 1.
Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.
У него на столе лежала отредактированная рукопись редактором.
Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.
Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.
Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы».
Вариант 1.
Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
С.П. Дягилев очень любил и покровительствовал театру.
Выглядывая в окно, с меня слетела шляпа.
Бывший малолетний преступник, а теперь уважаемый в городе человек помнит проявленную к нему в детстве доброту и говорит, что «никогда не забуду».