СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические нормы русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматические нормы русского языка.»

Занятие элективного курса в 11 классе.

Тема занятия: Грамматические нормы русского языка

Цели урока:

1. Систематизация знаний о грамматических нормах русского языка.

2. Развитие речи обучающихся (суворовцев). Предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся (суворовцев).

3. Воспитание у обучающихся (суворовцев) бережного и внимательного отношения к русскому языку, стремления к овладению его нормами.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Орг момент - объявление темы и формулирование совместно с обучающимися целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 355. Объясните постановку тире. Назовите метафоры и эпитеты.

III. Самостоятельная работа обучающихся.

Изучите таблицу «Грамматические ошибки» (распечатка № 1).. Исправьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

Знание какого материала поможет в определении типа грамматической ошибки?

IV. Закрепление.

Отредактируйте предложения (распечатка № 2). Назовите вид допущенной грамматической ошибки.

V. Самостоятельная работа. Закрепление материала урока.

Работа по вариантам (распечатка № 3)

VI. Заключительная часть урока.

Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

Задание на самоподготовку:

Напишите сочинение-рассуждение о необходимости соблюдения грамматических норм.

Приложение № 1 Грамматические ошибки

Разновидности ошибок

Примеры ошибок

1. Ошибочное словобразование

«ветелинар», «заместо», «благородность», «завпечатлеть»

2. Ошибки в употреблении с предлогами падежных форм

«благодаря распоряжения», «по приезду» (по приезде), «по окончанию» (по окончании)

3. Ошибки в образовании форм существительного

«облаки», «выбора», «с повидлой», «без рельс» (без рельсов), «нет время»

4. Ошибки в образовании форм прилагательного

«более худшее», «самый способнейший»

5. Ошибки в образовании форм местоимений

«ихний», «около его» (него), «ейный»

6. Ошибки в образовании форм глаголя

«ложит» (кладет), «ездиет» (ездит), «ощущу», «побежду», «исследоваемый», «ждя»

7. Нарушение согласования

«Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».

8. Нарушение управления

«удивляюсь его силой»(силе), «жажда к славе» (славы), «оплатите за проезд», «одень шапку» (надень)

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

«Все, кто бывал в Крыму, очень его любит».

10. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

«Покатившись на катке, болят ноги»

11. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

«Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».

12. Ошибки в построении предложения с однородными членами

«Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей». «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

13. Ошибки в построении сложного предложения

«Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство»

14. Смешение прямой и косвенной речи

«Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

15. Пропуски необходимых слов

«Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».

16. Нарушение границ предложения

«Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».

17. Ошибки в употреблении несогласованного приложения

«В газете «Забайкальском рабочем» писали о наших ребятах».

Приложение № 2

  1. Возвратившись из поездки, произошёл интересный случай.

  2. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. 

  3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

  4. В «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин поднимает проблему истинных и ложных ценностей.

  5. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.

  6. В рассказе «Солнечном ударе» И. Бунин развивает свою философию любви.

  7. Все, кто могли, выбежали к реке.

  8. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.

  9. Закрыв книгу, всё сразу забылось.

  10. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написали ли вы своё завещание.  

  11. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

  12. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

  13. Все были рады, счастливы и весёлые.

  14. Страна любила и гордилась поэтом.

  15. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

  16. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Приложение № 3

Вариант 1.

  1. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.

  2. У него на столе лежала отредактированная рукопись редактором.

  3. Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.

  4. Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.

  5. Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы».

Вариант 1.

  1. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

  2. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

  3. С.П. Дягилев очень любил и покровительствовал театру.

  4. Выглядывая в окно, с меня слетела шляпа.

  5. Бывший малолетний преступник, а теперь уважаемый в городе человек помнит проявленную к нему в детстве доброту и говорит, что «никогда не забуду».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!