СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические сказки в обучении грамматике английского языка на третьей ступени получения общего среднего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предлагает вниманию сказки, использованные автором при работе над темами "Неличные формы глагола", "Модальные глаголы" на этапах первичного закрепления материала и формирования ЗУНов в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Грамматические сказки в обучении грамматике английского языка на третьей ступени получения общего среднего образования»

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Чтобы хорошо переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом

Анатоль Франс


Обучение иностранному языку в школе преследует цель комплексной реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач. В процессе обучения учащиеся овладевают основами восприятия иноязычной речи на слух, говорения, чтения, письма. Творческий подход к обучению иностранному языку, на мой взгляд, обеспечивает овладение этими основами и повышение мотивированного интереса к изучению иностранного языка. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении оказывает влияние на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Грамматический аспект любого иностранного языка, как правило, сопровождается наименьшей степенью мотивации к изучению со стороны учащихся. Соответственно, грамматика изучается ими исключительно как «вынужденный» аспект, требующий больших временных затрат и умственных усилий. Однако этот аспект является одним из ведущих в заданиях, предлагаемых выпускникам на централизованном тестировании по иностранному языку.

Работая в классах филологического направления, где английский язык изучается на повышенном уровне, и большая часть учащихся этого направления принимает участие во вступительных испытаниях на централизованном тестировании по английскому языку, я столкнулась с необходимостью использования нестандартных, мотивирующих средств, методов, подходов к обучению грамматике с целью её эффективного усвоения.

Творческий подход к обучению грамматическому аспекту языка позволяет не только повысить результативность учебного процесса, мотивировать учащихся на изучение «скучного» аспекта, но и способствует развитию креативного, нестандартного мышления учащихся, а значит и формированию творческой личности.

Приведу пример любимого мною приема. Использую его на этапе первичного закрепления грамматического материала по теме «Неличные формы глагола. Инфинитив».

Грамматическая сказка. Несмотря на то, что формат сказки чаще всего используется для обучения на первой ступени обучения, грамматические сказки представляют особую ценность и в обучении на старшей ступени. Здесь сказочные персонажи также используются для конкретных целей: обеспечения непроизвольного запоминания большого объема материала, для поддержания активного внимания учащегося. Так, при работе над темой «Глагол. Неличные формы глагола» на этапе контроля усвоения свойств глагола и инфинитива мною была использована сказка, после прослушивания которой, учащимся необходимо было назвать все упомянутые свойства данных частей речи и перечислить случаи употребления инфинитива без частицы “to”.

Определите, какие свойства глагола и инфинитива упомянуты в данной сказке

Приглашаю вас на бал в королевство Английской Грамматики. Сегодняшний бал даётся в честь славных рыцарей королевства – английских Глаголов, съехавшихся на праздник со всех уголков сказочной страны. Глаголы пользуются особым уважением всех местных жителей. Глаголы служат надёжной опорой грамматического королевства и являются, можно сказать, солью его языка. Глаголам, и только им, принадлежит высокая должность Главного Члена Предложения – Глагольного Сказуемого. Именно они определяют, что делают, что делали и что будут делать все остальные члены предложения. И благодаря их слаженным действиям и поистине рыцарской дисциплине в 26 английских временах царит строгий правильный порядок.

Среди пестрого разнообразия костюмов, в которых дефилируют по залу рыцари-глаголы, сразу бросаются в глаза строгие чёрные доспехи и глухой шлем одного из рыцарей, участников бала. Это Чёрный Рыцарь Королевства Английской Грамматики. На балу он держится особняком и не имеет дамы сердца (Подлежащего английского глагола). Чёрный Рыцарь – это глагол-отшельник. Чёрный шлем с узкими прорезями для глаз и такой же черный рыцарский плащ скрывают его лицо и фигуру, придавая им некую таинственную неопределённую форму. Об этом аскетичного вида глаголе жителям Королевства мало что известно. Шлем, закрывающий лицо, делает невозможным определение числа его лет или, иначе говоря, времени его появления на свет. Словом, Чёрный Рыцарь – глагол без лица, числа и времени. Однако данный грамматический факт не мешает ему давать своим коллегам вполне дельные советы что делать и что сделать, чтобы всегда быть на высоте.

Надпись “to” на шлеме Черного Рыцаря – главная и единственная зримая примета английского глагола неопределённой формы. Но иногда доблестный Рыцарь скрывает свой отличительный признак.… А знаете ли вы, когда Чёрный Рыцарь снимает свой шлем?

Данная сказка является отрывком из книги Л.В. Гопаненко «Поучительные приключения в Королевстве Английской Грамматики, или Вояж доброй надежды» и, на мой взгляд, дает учащимся возможность под грамматикой понимать не только правила, но и строй языка, его грамматические категории и их функционирование в речи. Именно это произведение вдохновило меня на создание собственной грамматической сказки, объясняющей сущность субъектного предикативного инфинитивного оборота “Complex Subject”.

Образование субъектного предикативного инфинитивного оборота

Была в жизни Чёрного Рыцаря и такая история любви…

Во время очередного бала в Королевстве Английской Грамматики наш юный Чёрный Рыцарь повстречал её – белокурое создание – Леди Существительное. Пряча иногда свой светлый лик за маской местоимения, она поражала всех своей неземной красотой и абсолютно общим падежом. Наш Рыцарь был сражён стрелой Амура, едва коснувшись её кисти…

Были в их отношениях и глубокие размышления, и острое чувственное восприятие, и долгие беседы. И всем казалось тогда, что нет пары ярче и счастливее, чем эти двое.… Поговаривали даже о свадьбе… Но, к сожалению, не суждено было сему союзу стать одним целым… Отец нашего Рыцаря (смысловой глагол) лишь на людях проявлял расположение к Леди Существительному и согласовывался с ней исключительно по форме, но никак не принимал её в душе и не связывал с ней своего значения. Он всегда был между ними: то прикрываясь страдательным залогом, то сочетаясь с прилагательным в виде глагола-связки, а иной раз якобы случайно оказываясь в нужном месте в нужный час.… Ну а наш юный Рыцарь, настолько привязанный к отцу, никак не мог выйти из состава глагольного сказуемого и вступить в функции сложного подлежащего… С тех самых пор, встречаясь с Леди Существительным, наш милый Рыцарь не осмеливается снять свой инфинитивный шлем, скрывая под ним свои пунцовые от стыда щёки…

В рамках работы над темой «Модальные глаголы» учащимся был представлен буклет с досье на некоторые модальные глаголы в качестве сказочных персонажей. Затем предлагалось составить свои описания других модальных глаголов на основе известных им характеристик и значений. Результаты использования безграничной фантазии подростков при выполнении данного задания не перестают удивлять из года в год.

Досье на некоторые глаголы

MUST. Рыцарь без страха и упрека. Глагол весьма крутого нрава. Категоричен, не терпит возражений. Любит начальственный тон. Исповедует принцип: «Сказал – отрезал». Шутливое прозвище при дворе Его Величества – «Солдафон». За особые заслуги перед грамматическим Отечеством имеет две привилегии: в присутствии Его Светлости Герцога Must в предложении Черный Рыцарь обязан в знак уважения к заслугам столь высокой особы снимать свой инфинитивный шлем to; на королевской службе, на пирах и балах Его светлость имеет привилегию обходиться без каких бы то ни было окончаний. В целях ограничения влияния Герцога на грамматический уклад жизни Королевства ему запрещено появляться в предложениях Прошедшего и будущего времени в значении «должен».

SHOULD. Утонченная натура. Мягок и галантен по природе. Избегает категоричности в суждениях. В отличие от родного брата, Герцога Must, Герцог Should предпочитает обходиться без приказного тона во взаимоотношениях с подчиненными. На службе и в быту следует принципу: «Всем следует делать то, что следует». При дворе Его Величества слывет большим интеллигентом. Воспринимает все происходящее в жизни, как само собой разумеющееся…

Третий брат, Герцог OUGHT (TO) замкнут. Крайне редко появляется при дворе. Обладает развитым чувством долга. Шутливое прозвище – «Моралист». Имеет привилегию везде и всюду обходиться без каких бы то ни было окончаний.

[… Из книги Л.В. Гопаненко «Поучительные приключения в Королевстве Английской Грамматики, или Вояж доброй надежды»]