Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе «Грамматический бой».
Цели: - развивать орфографические умения и навыки;
- воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с ребусами, карточки с заданиями для команд и болельщиков.
Ход мероприятия
Оргмомент.
-Здравствуйте, друзья, сегодня мы собрались с вами на увлекательное мероприятие «Грамматический бой». Здесь вы можете показать свои знания, проявить смекалку, находчивость. В нашем конкурсе участвуют три команды:
Команда 4 «а» класса «Гардемарины».
Девиз: - Не вешать нос, гардемарины, нам покорятся все вершины.
Команда 4»б» класса «ВЕГА».
Девиз: - Весёлые, единые, готовые, активные.
Сборная команда, состоящая из учащихся 4 «а» и 4 «б» классов «ПУПС».
Девиз: - Пусть ум победит силу.
(Болельщики приветствуют команды аплодисментами).
Представление членов жюри.
Выступление команды «Гардемарины».
1ученик: Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2 ученик: Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму,
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь.
3 ученик: Отправляя поздравленье
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
4 ученик: А приставки и частицы
Вроде хитреньких зверьков
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
5 ученик: Сколько правил, правил сколько
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.
6 ученик: Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
II. Итак, мы начинаем нашу конкурсную программу:
Конкурс 1. Словарные слова в ребусах (каждой команде раздаётся листок с ребусами) Ответы: Родина, коллектив, восемь, молодёжь, медведь, горизонт.
7
Р 1а; 1 с=к тив; ;
, +д+ +ь;
ё=е ,,,+дь;
, и
2 конкурс «Волшебник Ударение». (От каждой команды приглашается по 1 человеку).
Нужно правильно расставить ударение в повторяющихся словах:
А) На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
Б) Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
3 конкурс «Шарады». Составь слова из частей:
1. Корень тот же, что в слове «сказка»,
Суффикс тот же, что в слове «извозчик»,
Приставка та же, что в слове «расход».
2. Корень тот же, что и в слове «отдавать»,
Приставки взяты из слов «преграда» и «посылка»,
Суффикс и окончание взяты из слова «знание».
3. Корень мой находится в «цене»
В «очерке» найдёшь приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Целиком – в дневнике я и в журнале.
Выступление команды «ВЕГА»: сценка «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
- А ну – ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным – давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу,
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем – нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой – нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный, грязнительный,
Лежательный, грубительный,
Ленительный и, наконец,
Простительный.
4 конкурс «Фонетический». Посчитайте, сколько звуков [ш] в стихотворении.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки,
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке,
И пели до порожка и щёлкали орешки
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
5 конкурс «Скороговорки». Приглашаются по 1 человеку от команды. Нужно быстро и правильно произнести скороговорку.
Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Одел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
6 конкурс «Конкурс Капитанов».
Собери слова из букв, которые находятся в слове «картофельное».
Выступление команды «ПУПС». Сценка «Словечки – Калечки»
Грустный, сонный, невесёлый
Ежи наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами,
Мы пожалуемся маме!»
-Я – воскликнул «Апельсин»,-
Никакой не «Опельсин»,
-Я, - расплакалась «Сосна»,-
Я до слёз возмущена.
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна».
- Мы - слова оскорблены
Тем, что так искажены.
Милый школьник! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без вниманья
Получить образованье!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
6 ученик: Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас
Мы с тобой поступим круто,
Нашей честью дорожа,
Имя «Ежи» в пол – минуты
Переделаем в «Ежа».
1 ученик: Будешь ты ежом колючим,
Вот как мы тебя проучим!
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся,
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
7 конкурс: «Из школьных сочинений». Найди ошибку:
1 команда: Вдали показалась стая уток и зайцев.
У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
2 команда: Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
Зимой многие животные бросаются в спячку.
3 команда: Он стоял и лязгал глазами.
В углу комнаты стоял стул, а нём висела школьная форма и телевизор.
8 конкурс: «Собери слова». Для этого нужно расставить буквы в алфавитном порядке.
н,о,т,е;
л,ч,ь,к,я,о;
ы,т,о,н.
Выступление болельщиков: Сценка «Ошибка».
-Да, нелёгкая диктовка,-
Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королёва
Появилась вдруг «карова».
Заглянул в тетрадку Миша:
-Всё понятно, так напишем.
И тогда проворный Павел
Букву «о» на «а» исправил.
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы, дружбы ради,
Буква «а» попала к Наде.
Приподнялся с парты Лёва,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «карова»
По колонкам, по рядам.
Задание для болельщиков. Переставляя местами слоги, получишь новые слова:
БАНКА, НАСОС, НИТКА, ВЕСНА, ИСТОК.
Конкурс 9. Диктант.
Каждый ученик пишет 2 слова и передаёт листочек другому.
На уроке русского языка мы учимся писать грамотно. Мы пишем под диктовку:
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
III. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.