СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические ошибки. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ (задание 7). В ней представлены примеры с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. К каждому примеру даются пояснения.

Просмотр содержимого документа
«Грамматические ошибки. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»

Готовимся к ЕГЭ   Грамматические ошибки.  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Малыгина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 88

Санкт-Петербурга

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса . Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: - не совпадает число подлежащего и сказуемого; - не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса .

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:

- не совпадает число подлежащего и сказуемого;

- не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:

Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.

Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста.

Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.

Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.

Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.

Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

 Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,  и исправим их.   Ошибочно Верно Те, кто придут позже, займут свободные места.    Те, кто придет позже, займут свободные места.    Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе).  Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Ошибочно

Верно

Те, кто придут позже, займут свободные места.

Те, кто придет позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе).

Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

 Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,  и исправим их.   Ошибочно Верно Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.    Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.    Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Ошибочно

Верно

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

 Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.   Верно Ошибочно Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.    Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.    Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Верно

Ошибочно

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого.

Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

 Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.   Ошибочно Верно Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.    Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.    Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах.  Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Ошибочно

Верно

Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

Основа предложения: пятьдесят один объект сданы.

Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах.

Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

 Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.   Верно Ошибочно Сухуми раскинулась на самом берегу моря.    Сухуми раскинулся на самом берегу моря.    Основа предложения: Сухуми раскинулась ( Сухуми – это город , то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Верно

Ошибочно

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.

Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

Основа предложения: Сухуми раскинулась ( Сухуми – это город , то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род).

Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html

Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!