СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном пособии представлены основные положения грамматики английского языка по темам: "Простые времена", "Длительные времена", " Совершенные времены", " Страдательный залог", " Согласование времен", "Прямая и косвенная речь", а также упражнения по указанным разделам.
Учебное пособие по грамматике
для 2-3 курсов
.
ПреподавателиБочкова С.А.
Петрова Н.В.
Белгород, 2015
Пояснительная записка.
Изучение любого иностранного языка немыслимо без изучения его грамматической основы. Грамматика английского языка – это исторически сложившийся свод правил, на которых основано употребление английских слов и выражений. Знание грамматики английского языка – это залог правильной и красивой речи и письма. И, конечно, уровень знания грамматики английского языка – это один из критериев, по которым оценивается знание английского языка в ряде международных, английских и американских тестов.
В данном пособии представлены основные положения грамматики английского языка по темам: «Простые времена», «Длительные времена», «Совершенные времена», «Страдательный залог», «Согласование времен», «Прямая и косвенная речь», а также упражнения по указанным разделам. Для обучения любому виду деятельности необходимо, кроме изучения теоретических основ, практиковаться в нем. Для удобства практики в закреплении правил грамматики английского языка, упражнения разбиты по темам. Изучив определенную тему английской грамматики, обучаемый может сразу приступить к практике и выполнить упражнения по данной теме.
Материалы по грамматике английского языка для данного пособия взяты из нескольких учебников для средней и высшей школы, адаптированы для СПО и отличаются доступностью для понимания и наличием примеров применения правил грамматики английского языка на практике. Как и в любом другом языке исключения из правил занимают важное место в английском языке. Так как умение разбираться в мельчайших деталях и нюансах употребления английского языка отличает профессионала от дилетанта, считаем необходимым при изучении правил грамматики английского языка особое внимание обратить на исключения.
Предлагаемое пособие так же может быть использовано студентами как справочник, если в процессе работы над текстом у них возникнут затруднения в понимании или употреблении той или иной формы или структуры.
Пособие включает 6 разделов, каждый из которых содержит определенную грамматическую тему. После теоретического материала, который авторы стремились излагать простым языком, следует тренировка материала, посредством выполнения разнообразных грамматических упражнений. Основные из них: упражнения на образование форм, их тренировку, различные трансформации, а так же грамматическое моделирование и перевод. Кроме того, все эти упражнения помогут учащимся практически освоить и закрепить правила грамматики английского языка, что поможет им в дальнейшем строить необходимые грамматические конструкции при выполнении различных заданий. Это пособие, так же, позволит учащимся быстро подготовиться к зачетной работе или опросу. Считаем, что, оно может быть полезно и преподавателю, так как позволит ему организовать коллективную и индивидуальную работу студентов на уроках английского языка, а так же их самостоятельную работу дома.
Авторы выражают надежду, что данное пособие окажет помощь всем, кто хочет практически овладеть английским языком.
Unit 1. Perfect Tenses
Совершенные времена.
Совершенные времена в английском языке обозначают действия, закончившиеся к определенному моменту или происходившие ранее других действий в настоящем, прошедшем или будущем. Временные формы этой группы имеют следующие общие признаки:
Сказуемые во всех временах этой группы состоят из вспомогательного глагола «to have» в соответствующем времени и смыслового глагола в третьей форме (Participle II)
|
Правильный глагол to work
|
Неправильный глагол to write |
настоящее | I have worked | I have written |
прошедшее | He had worked | He had written |
будущее | We shall have worked | We shall have written |
будущее в прошедшем | I should have worked | I should have written |
В вопросительной форме подлежащему предшествует вспомогательный глагол:
Have I worked?
Had I worked?
Shall I have worked?
What have you seen there?
В отрицательной форме за первым вспомогательным глаголом следует отрицание «not»:
I have not written the letter.
I had not written the article.
I should not have written the test work.
The Present Perfect Tense.
Настоящее совершенное время.
The Present Perfect Tense обозначает действие, которое завершилось к настоящему моменту или завершено в период настоящего времени (в этом году. на этой неделе). Хотя глаголы в The Present Perfect Tense часто переводятся на русский язык в прошедшем времени, следует помнить, что в английском языке эти действия воспринимаются в настоящем времени, так как привязаны к настоящему результатом этого действия.
В собственном значении The Present Perfect Tense употребляется для выражения действий, которые в момент речи воспринимаются как свершившиеся. В этом случае в центре внимания находится само свершившееся действие.
e.g. We have bought a new TV-set.
Мы купили новый телевизор(у нас есть новый телевизор).
The students have left the room.
Студенты ушли из комнаты (студентов сейчас нет в комнате).
Go and wash your hands.
Пойди и вымой руки.
I have washed them.
Я их вымыл (руки у меня чистые)
Для The Present Perfect Tense характерны наречия:
already – уже
still – все еще
yet – еще не
ever – когда-либо
just – только что
recently –недавно
never –никогда
today – сегодня
this week –на этой неделе
for – в течение
Употребление:
Для обозначения действий, (не) закончившихся к моменту речи (часто с «just», «yet»)
e.g. Have you finished your job?(Ты закончил работу?)
Yes, I have. / No, I haven’t. (Да./ Нет.)
The train has just arrived. (Поезд только что прибыл.)
She hasn’t written the test yet. (Она еще не закончила контрольную.)
Для обозначения действий, происходивших в прошлом, но актуальных в настоящем.
e.g. Have you passed your driving test?(Вы уже сдали экзамен на право вождения автомобиля?)
We can’t enter the room. I have lost my key.(Мы не можем войти в (эту)комнату. Я потеряла ключ.)
Для описания действий, начавшихся в прошлом и продолжающихся до настоящего момента (часто с «since» или с «for»):
e.g. I’ve always liked him.(Он мне всегда нравился (раньше и теперь))
I have known him for years/ since my youth/ since 1990. (Я знаю его много лет/ с юности/ с 1990 года)
Для обозначения действий, имевших место в не истекший период времени (с выражениями типа this morning/ afternoon/ week - сегодня утром/ днем/ на этой неделе и т.п.):
e.g. Has the postman come this morning?
Почтальон приходил сегодня утром?
He hasn’t phoned this afternoon.
Он еще не звонил сегодня днем.)
Образование:
have
+ V3 (III/ed)
has (3 л.ед.ч.)
He has dressed himself.
Has he dressed himself?
Yes, he has./ No, he hasn’t.
He has not dressed himself.
The Past Perfect Tense.
Прошедшее совершенное время.
The Past Perfect Tense обозначает действие, которое произошло до какого-то момента в прошлом.
Образование: had + V3 (III/ed)
Употребление:
Когда есть указание момента времени, к которому закончилось действие в прошлом:
e.g. By 9 o’clock we had finished the work.
К 9 часам мы закончили работу.
She had written only 2 letters by noon.
К полудню она написала только 2 письма.
Когда действие в прошлом имело место ранее другого действия:
e.g. When you arrived, he had just left.
Когда вы прибыли он только что уехал.
He had worked at the university for thirty years before he retired.
Он проработал в университете 30 лет, прежде чем ушел на пенсию.
В косвенной речи для передачи настоящего совершенного и простого прошедшего времени:
e.g. He said he had studied English for two years. He said: «I have studied English for two years».
Он сказал, что изучает английский два года.
She said she had published her first story 10 years before. She said: «I have published my first story 10 years before».
Она сказала, что опубликовала свой первый рассказ 10 лет тому назад.
She had written a letter by 5 o’clock on Saturday.
Had she written a letter by 5 o’clock on Saturday?
Yes, she had. No, she had not. (No, she hadn’t).
She had not written a letter by 5 o’clock on Saturday.
The Future Perfect Tense.
Будущее совершенное время.
The Future Perfect Tense обозначает действие, которое завершится к определенному моменту в будущем.
Образование:
shall
+ V3(III/ed)
will
Будущее совершенное время часто заменяется простым будущим. Употребляется часто с обстоятельствами к… часу, к концу:
By 2 o’clock we’ll have discussed all the problems.
К двум часам мы уже обсудим все проблемы.
She will have cooked.
Will she have cooked?
Yes, she will./ No, she will not. (She won’t)
She will not have cooked.
Упражнения.
Exercise 1.1. Прочтите и переведите следующие предложения.
Where is the milk? She has already drunk it.
How many books on history have you read?
We asked him what countries he had visited.
We shall have painted the fence by 6 o’clock.
Tom woke after the alarm-clock had already rung.
Where have you been? I’ve been to Kiev.
I have not seen him for three days already.
I shall have repaired my bicycle by Saturday.
She knew I had spoken to her father.
The workers will have built the school by the 1-st of September.
I saw that my friends had gone.
What has she drawn? – She has drawn a tree.
Exercise 1.2. Напишите третью форму данных глаголов.
write, win, sell, try, read, play, find, visit, stop, study, die, do.
Exercise 1.3. Поставьте предложения в вопросительную форму.
Father has already cleaned his car.
Mr. Snowdon has made a speech at the conference.
Jack has washed his dog.
They have painted their old house.
Granny has bought me some cakes.
His sister has just cooked the breakfast for the family.
His parents have gone to London.
Liz has watered flowers.
The cat has already eaten fish.
I have never been to India.
Exercise 1.4. Поставьте предложения в отрицательную форму.
She has just broken a vase.
We have cleaned the room.
Chriss has phoned his friend.
The train has just arrived.
It has just started to rain.
Kelly has gone to America.
We have left our books at school.
The streets have changed a lot.
Mary has been to Greece.
You have worked here for a long time.
Exercise 1.5. Раскройте скобки и поставьте глагол в Present Perfect.
John (to write) his name.
I (to draw) a picture.
Tom (to blow out) the light.
The cat (to drink) its milk.
The tree (to fall) across the road.
Jack (to give) his bicycle to his brother.
You (to make) a mistake.
We (to eat) our dinner.
The train just (to go).
I just (to tell) the answer.
George never (to be) to Australia.
Tom and Richard just (to go away).
The baker (to sell) all his cakes.
I (to read) this book.
Exercise 1.6. Прочитайте ситуации и напишите предложения, используя just, already или yet.
After lunch you go to see a friend at her house. She says: “Would you like something to eat?”
You say: No, thank you. …….I’ve just had lunch . …….. (to have lunch)
Joe goes out. Five minutes later, the phone rings and the caller says: “Can I speak to Joe?”
You say: I’m afraid………………………………………….(to go out).
You are eating in the restaurant. The waiter thinks you have finished and starts to take your plate away.
You say: Wait a minute! ………………………………………..(not to finish)
You are going to the restaurant this evening. You phone to reserve a table. Later your friend says: “Shall I reserve the table?”
You say: No, …………………………………………….it. (to do)
You know that a friend of yours is looking for a job. Perhaps she has been successful. Ask her.
You say: ………………………………………………………..? (to find)
Ann went to the bank, but a few minutes ago she returned. Somebody asks:”Is Ann still in the bank?”
You say: No, ……………………………………………………. . (to come back)
Exercise1.7. Используйте предлоги времени for или since с глаголами в Present Perfect Tense.
1.She’s been in London … Monday.
2.She’s been in London … four days.
3.Mike has been ill … a long time. He’s been in hospital … October.
4.My aunt has live in Australia … 15 years.
5.Nobody lives in those houses. They have been empty … many years.
6.Mrs Harris is in her office. She’s been waiting … 20 minutes.
Exercise 1.8. Почитайте ситуацию и допишите предложения, используя слова to arrive, to break, to go up, to grow, to improve, to loose.
Mike is looking for his key. He can’t find it. He has lost his key.
Margaret can’t walk and her leg is in plaster. She ………………………….
Maria’s English wasn’t very good. Now it is much better. …………………
Tim didn’t have a beard last month. Now he has a beard…………………...
This morning I was expecting a letter. Now I have it. ………………………
Last week the bus fare was 80 pence. Now it is 90. ………………………...
Exercise 1.9. Дополните предложения, используя глаголы Present Perfect Tense.
1.I know George. I … him for a long time.
2.They are married. They … married since 1983.
3.Brian is ill. He … for two weeks.
4.Alice works in a bank. She … in a bank for five years.
5.I’m learning English. I … learning English for six months.
Exercise 1.10. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Perfect.
1. I (to be) to USA.
2. We (know) her since she arrived to our city.
3. They (to leave) Washington this month?
4. He (not bring) a lot of English papers.
5. I (to get) a long letter from father this week.
6. She just (to come); she will speak to you in a minute.
7. This order ( to lead) to many misunderstandings.
8. I think the director ( to leave) the town.
9. He (to write) his name on my book.
10. I (to forget) your name.
Exercise 1.11. Употребите глаголы в Present Perfect или Past Indefinite.
1. I (to reply) to his letter today.
2. How many books you (to read) this week?
3. I (to be) at the theatre five or six times last month.
4. He never (to be) in Birmingham.
5. He (not to answer) my letter.
6. Where you (to be) last night?
7. You (to receive) a letter from your father this week?
8. My son just (to go out).
9. I (not to come) to you yesterday because I (to be) very busy.
10.When you (to write) a letter to your friend? – I (to write) a letter to him this week.
Exercise 1.12. Дополните предложения, используя слова в скобках. Ситуация такая: ты вернулся в свой родной город через много лет и обнаружил, что многое изменилось.
Пример:
Most of my friends were no longer there. They had left (leave).
(Пояснения: no longer - "больше не". Most of my friends were no longer there - Моих друзей больше не было там.)
1. My best friend, Kevin, was no longer there. He _____ (go) away.
2. The local cinema was no longer open. It ________(close) down.
3. Mr. Johnson was no longer alive. He _______ (die).
4. Bill no longer had his car. He ________ (sell) it.
Exercise 1.13. Закончите предложения, используя слова never, before, и глаголы в скобках в нужной форме.
1. Mr. And Mrs. Davis were in an airplane. They were very nervous, when the plane took off, because they (fly) ________ .
2. Jane played tennis yesterday, but she wasn't very good at it, because she (play) ________________.
3. It was Kate's first driving lesson. She was very nervous and didn't know what to do. She (drive) ___________.
Exercise 1.14. Составьте предложения, используя слова в скобках.
1. I wasn't hungry. (I/just/have/lunch) .
2. Tom wasn't at home when I arrived. (he/just/go/out).____________
3. We arrived at the cinema late. (the film/already/begin).___________
Exercise 1.15. Поставьте глагол в нужной форме (Past Perfect или Past Simple) в зависимости от смысла.
1. The house was very quiet when I got home. Everybody ___________(go) to bed.
2. I felt very tired when I got home, so I ______(go) straight to bed.
3. Sorry I am late. The car ______(break) down on my way here.
4. There was a car by the side of the road. It ________ (break) down and the driver was trying to repair it. So we _______ (stop) to help him.
Exercise 1.16. Поставьте глаголы, стоящие в скобках, в зависимости от смысла, в Present Perfect Tense (I have done) или Past Simple (I did).
1. My friend is a writer. She ... (write ) many books.
2. We ...(not/ have) a holiday last year.
3. ... ( you/ see) Alan last week?
4. I ... (play) tennis yesterday afternoon.
5. What time ... ( you/go) to bed last night?
6 .... ( you/ ever / be) to the USA?
7. When I was a child, I... (not /like) sport.
8. Kathy loves travelling. She ... (visit) many countries.
9. I ... (wash) my hair before breakfast in the morning.
10. Last year we ... (go) to Finland for a holiday. We ... (stay) there for three weeks.
Exercise 1.17. Переведите, используя времена группы Perfect.
1. На этой неделе я звонил ему несколько раз.
2. Сегодня я получил письмо от брата.
3. В этом году моя сестра закончила школу.
4. Мы не были там сегодня.
5. Ты был в театре на этой неделе? - Нет, не был.
6. На этой неделе мы завершили работу.
Exercise 1.18. Переведите на английский язык, употребляя Past Indefinite и Past Perfect.
1. Они ушли из института до того, как мы пришли.
2. К тому времени дети ушли в колледж.
3. Он повторил слова к тексту к семи часам.
4. Я сделал домашнюю работу до того, как ты позвонил.
5. Она сделала половину работы к концу месяца.
6. Он написал письмо к шести часам.
7. Он окончил работу гораздо раньше, чем мы ожидали, так как он рассчитывал получить дополнительные деньги.
Exercise 1.19. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Future Indefinite, Future Perfect, Present Indefinite, Present Perfect.
1. Mother (to write) a letter to her tomorrow.
2. I (to read) the book by the end of the week; you may have it then.
3. I (to go) to the sports ground as soon as I (to finish) this exercise.
4. If you ring me up after five I (to speak) to the director.
5. If you do not make a note of it, you (to forget) it by tomorrow.
6. By this time next year I (to leave) school and (to be) in Astana.
7. I (to get) through the greater part of the work when you come.
8. You (to do) a lot of your work by the end of this month.
Unit 2. The Passive Voice
Страдательный залог.
Залог – это форма глагола, которая показывает, является ли подлежащее предложения производителем или объектом действия, выраженного сказуемым. В английском языке имеется два залога : the Active Voice (действительный залог ) и the Passive Voice ( страдательный залог ).
Глагол в действительном залоге ( Active Voice ) показывает, что действие совершает лицо или предмет, выраженный подлежащим.
e.g. He often asks questions. Он часто задает вопросы.
Глагол в страдательном залоге ( Passive Voice) означает, что действие производится над предметом или лицом, выраженным подлежащим.
e.g. He is often asked questions. Ему часто задают вопросы.
Как вы видите в английском языке необходимо правильно употреблять залог, иначе смысл предложения теряется.
Страдательный залог употребляется, когда неважно или неизвестно, кто выполнил то или иное действие.
Образование:
Страдательный залог ( Passive Voice) образуется с помощью глагола to be в соответствующем времени и III формы смыслового глагола ( причастие II ).
to be + V III
| Simple | Progressive | Perfect |
Present | am is + V III are | am being is being + V III are being | have been + V III has been |
Past | was + V III were | was being + V III were being |
had been + V III |
Future | shall be + V III will be |
| shall have been + V III will have been |
Вопросительная форма образуется путем переноса вспомогательного (первого) глагола на первое место или на место перед подлежащим, например:
e.g. Were discs bought by my mother?
e.g. When will the work be done?
Отрицательная форма образуется с помощью отрицания not , которое ставится после первого вспомогательного глагола, например :
e.g. The work will not be done tomorrow.
e.g. Disks were not bought by my mother.
Как и в русском языке, существительное, играющее роль дополнения в предложении действительного залога, в предложении страдательного залога становится обычно подлежащим. Если в оборотах со страдательным залогом указан производитель действия, то в русском языке он обозначается творительным падежом, а в английском ему предшествует предлог by.
e.g. The mail is delivered by Tom.
Письмо доставляется Томом.( кем ?)
При переводе сказуемого в страдательном залоге на русский язык используются :
краткое страдательное причастие
e.g. I am invited to the party.- Я приглашен на вечеринку.
глагол на – ся
e.g. All observations were made by a team of famous scientists. – Все наблюдения проводились группой знаменитых ученых.
неопределенно-личный глагол
e.g. We were asked to come as early as possible.- Нас попросили прийти как можно раньше.
Упражнения:
Exercise 2.1 Определите в каких предложениях действительный, а в каких страдательный залог.
They listen to music.
She is reading an e-mail.
These cars are produced in Japan.
Alan teaches Geography.
German is spoken in Austria.
Lots of houses were destroyed by the earthquake.
Henry Ford invented the assembly-line.
The bus driver was hurt.
We have lost our keys.
They were singing a song.
The bike will be repaired soon.
The room has been painted green.
Exercise 2.2 Напишите предложения в Present Simple Passive.
the documents ⁄ print
the window ⁄ open
the shoes ⁄ buy
the car ⁄ washed
the litter ⁄ send
the book ⁄ read ⁄ not
the songs ⁄ sing ⁄ not
the food ⁄eat ⁄ not
I ⁄ ask ⁄ not
The shop ⁄ close ⁄ not
Exercise 2.3 Напишите предложения в Past Simple Passive.
the test ⁄ write
the table ⁄ set
the cat ⁄ feed
the lights ⁄ switch on
the house ⁄ build
dinner ⁄ serve
this computer ⁄ sell ⁄ not
the car ⁄ stop ⁄ not
the tables ⁄ clean ⁄ not
the children ⁄ pick up ⁄ not
Exercise 2.4 Напишите предложения в Future Simple Passive.
the postcard ⁄ send
the pencils ⁄ count
the door ⁄ close
the beds ⁄ make ⁄ not
the mail ⁄ write ⁄ not
Exercise 2.5. Напишите предложения в Present Perfect Passive.
the trees ⁄ plant
the money ⁄ spend
the room ⁄ book ⁄ not
the rent ⁄ pay ⁄ not
the people ⁄ inform
Exercise 2.6 Переведите на английский язык, употребляя глаголы в требующемся времени.
am ⁄ is ⁄ are + V III was ⁄ were + V III will be + V III
Мне рассказывают Мне рассказали Мне расскажут
I am told I was told I will be told
Мне показывают Мне показали Мне покажут
Ее любят Ее любили Ее полюбят
Нас спрашивают Нас спросили Нас спросят
Нам отвечают Нам ответили Нам ответят
Ему помогают Ему помогли Ему помогут
Им дают Им дали Им дадут
Ей поют Ей спели Ей споют
Exercise 2.7. Перепишите предложения в Passive Voice.
He opens the door.
We set the table.
She pays a lot of money.
They wear brown shoes.
Alex will learn the poem.
Maria doesn’t open the book.
Will your Dad pick you up?
They play handball very well.
Steven forgot the book.
You do not write the letter.
Exercise 2.8. Поставьте глагол в скобках в необходимое время.
Newspapers ( to deliver ) regularly.
Our test-papers ( to check ) tomorrow.
Her things ( to pack ) an hour ago.
The letter ( to send ) by fax as soon as possible.
The rooms ( to clean ) every morning.
This hotel ( to run ) by Mrs. White .
The house ( to repair ) last year.
I ( to tell ) the story when I saw them.
The work ( to complete ) the next Monday.
Laws usually ( to discuss ) before they ( to adopt ).
Exercise 2.9. Составьте предложения , используя Present, Past, Future Simple Passive.
this book publish next month
his new play stage last month
this film finish a year ago
Exercise2 write soon
this house do a week ago
my watch repair before the end of the century
the students build every year
new discoveries study every month
this work use tomorrow
this news examine last century
our University invent on Monday
this theory read yesterday
English discuss many centuries ago
our plans teach
the paper speak
found
Exercise 2.10. Выберите правильный вариант.
The porter ( bring) your luggage to your room.
○ will bring
○ will be bring
○ will be brought
The milk ( sell ) in this shop.
○ sell
○ is sold
○ sells
The paper ( examine ) attentively.
○ examined
○ was examine
○ was examined
I ( buy ) potatoes yesterday.
○ was bought
○ was buyed
○ bought
At the station they ( meet ) by a man.
○ will meet
○ will met
○ will be met
She ( meet ) them in the hall upstairs.
○ will been met
○ will be met
○ will meet
They ( play ) tennis yesterday.
○ played
○ were played
○ are played
All the text ( translate ) .
○ is translated
○ translated
○ was translated
The doctor ( send ) for.
○ sent
○ was sent
○ were sent
He ( steal ) a lot of money.
○ stole
○ was stolen
○ was stole
Unit 3. Sequence of Tenses
Согласование времен
В английском языке существует правило согласования времен в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными. Оно заключается в том, что время глагола – сказуемого в придаточном предложении строго зависит от времени глагола – сказуемого главного предложения.
Этому правилу подчиняются придаточные дополнительные, то есть те предложения, которые отвечают на вопрос что?( what ?). Чаще всего они вводятся при помощи союза that – что, который часто вообще опускается.
В главном предложении могут стоят глаголы :
to say – говорить;
to tell – говорить;
to ask – спрашивать;
to answer – отвечать;
to declare – заявлять;
to know – знать;
to think – думать, полагать;
to believe – верить, полагать;
to expect – ожидать;
to promise - обещать.
Если глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм настоящего или будущего времени, то глагол-сказуемое придаточного дополнительного предложения может стоять в любом времени по смыслу.
e.g. They think that he knows English well. одновременное
Они думают, что он знает английский хорошо. действие
e.g. They think that he knew English well. предшествующее
Они думают, что он знал английский хорошо. действие
e.g. They think that he will know English well. последующее
Они думают, что он будет хорошо знать английский. действие
Если глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм прошедшего времени, то и глагол-сказуемое придаточного дополнительного предложения должен стоять в одном из прошедших времен.
Сдвиг времен в придаточном дополнительном при главном предложении в прошедшем времени
| |
Present Simple → Past Simple
Present Progressive → Past Progressive |
действие одновременное |
Present Perfect → Past Perfect
Past Simple → Past Perfect |
действие предшествующее |
Future → Future – in – the – Past *
|
действие последующее |
* смотреть приложение
e.g. He lives in New York → I thought that he lived in New York.
Я думал, что он живет в Нью Йорке.
(одновременное действие)
e.g. Mother is sleeping → I knew that my mother was sleeping.
Я знал, что моя мама спит.
(одновременное действие)
_______________________________________________________________
e.g. He has returned from London → I was told that he had returned from
London.
Мне сказали, что он вернулся из Лондона.
(предшествующее действие)
e.g. She bought a new car → I heard that she had bought a new car.
Я слышал, что она купила новую машину.
(предшествующее действие)
_______________________________________________________________
e.g. He will send us a letter → I supposed that he would send us a letter.
Я полагал, что он отправит нам письмо.
(будущее действие)
Правило согласования не соблюдается:
Если дополнительное придаточное предложение выражает общеизвестный факт, положение, суждение:
e.g. Galileo proved that the Earth moves around the Sun.
Галилео доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.
С модальными глаголами must - должен, should, ought - следует, need - необходимо, у которых нет формы прошедшего времени.
e.g. She said we must hurry.
Она сказала, что мы должны торопиться.
В придаточных предложениях определительных, образа действия, причины и следствия, где могут использоваться любые временные формы, требующиеся по смыслу.
e.g. It was not so cold yesterday as it is now.
Вчера было не так холодно как сегодня.
* Приложение
В английском языке есть особое время для выражения действий, которые представляются будущими с точки зрения прошлого. Оно называется the Future-in-the-Past Tense и образуется с помощью вспомогательных глаголов should , would с соответствующим инфинитивом ( без to )
Should
+ V I
Would
+ He would speak . - He would not speak. ? Would he speak ?
Грамматическое значение английских глаголов в формах « будущее в прошедшем » в русском языке передают глаголами в будущем времени:
e.g. We knew that we should manage somehow.
Мы знали, что как-нибудь справимся.
Упражнения :
Exercise 3.1. Переведите на русский язык, обращая внимание на употребление времен в русском и английском языках.
When he learnt that his son always received excellent marks in all the subjects at school, he was very pleased.
When he learnt that his son had received an excellent mark at school, he was very pleased.
We didn’t know where our friends went every evening.
We didn’t know where our friends had gone.
She said that her best friend was a doctor.
She said that her best friend had been a doctor.
I didn’t know that you worked in the Hermitage.
I didn’t know that you had worked in the Hermitage.
I knew that you were ill.
I knew that you had been ill.
We found that she left home at 8 o’clock every morning.
We found that she had left home at 8 o’clock that morning.
Exercise 3.2. Поставьте глагол в главном предложении в прошедшее время и сделайте все необходимые изменения.
А.
She says she learns two foreign languages .
We know they live far from the center of the town.
I believe he earns a lot of money.
I’m afraid they don’t know each other.
My friend says that he works only three days a week.
B.
We know that she is talking to the Dean.
He thinks that his parents are sleeping.
They say it’s raining hard in their district.
Mother believes that Tom is doing his homework.
I suppose they are going to spend their holidays in Egypt.
C.
She says she has known the Smiths for a long time.
Jane tells me she has had her lunch already.
I don’t know who has brought the telegram.
Jane says she has been to Britain several times.
They announce that the plane has landed.
D.
They say they received the letter yesterday.
She writes that they moved into the new flat a month ago.
Mother says Jack returned an hour ago.
She tells us her husband met with an accident yesterday.
She says that the papers were delivered a few days ago.
E.
I suppose my friend will come to the party.
The weather forecast says the weather will change for the better next week.
I’m sure our team will win the game.
We hope the film will be interesting.
She says that she will cook the dinner herself.
Exercise 3.3. Поставьте следующие предложения в прошедшем времени, обращая внимание на зависимость придаточного дополнительного предложения от времени главного.
My uncle says he has just returned from the Caucasus.
He says he feels better now.
He says his wife and he spent most of their time on the beach.
He says he has a good camera.
She says she will come to see us next Friday.
He says he will bring and show us his photographs.
They say that they did a lot of sightseeing.
He says he has spent a fortnight in Crimea.
She says it did her a lot of good.
He says that he took many photographs while travelling.
Exercise 3.4. Раскройте скобки, употребляя глагол в требующемся времени.
I knew they (to wait) for me at the metro station and I decided to hurry.
I didn’t know that you already (to wind) up the clock.
He says that he (to know ) the laws of the country.
I suppose they (to send) a dog after the burglar immediately.
He said he (to leave) tomorrow morning.
Sarie understood why Lilly (not to come) the previous evening.
She stopped and listened: the clock (to strike) five.
I was afraid that the little girl (not to be) able to unlock the front door and (to go ) upstairs to help her.
She says she already (to find) the book.
The policeman asked George where he (to run) so early.
Exercise 3.5. Раскройте скобки, выбирая требующееся время глагола.
My friend asked me who (is playing, was playing) the piano in the sitting room.
He said he (will come, would come) to the station to see me off.
I was sure he (posted, had posted) the letter.
I think the weather (will be, would be) fine next week.
I knew that he (is, was) a very clever man.
I want to know what he (has bought, had bought) for her birthday.
He said he (is staying, was staying) at the Ritz Hotel.
They realized that they (lost, had lost) their way in the dark.
He asked me where I (study, studied).
I thought that I (shall finish, should finish) my work at that time.
Exercise 3.6. Употребите следующие предложения как придаточные дополнительные, в роли главных используя предложения, данные в скобках. Сдвигайте времена по правилу согласования времен.
You will fall and break your leg. (I was afraid)
My friend has never been to Washington. (I knew)
She never drinks milk. (I was told)
He is a very talented singer. (We were told)
They live a happy life. (We knew)
The children are playing in the yard. (She thought)
Her friend will come to see her. (She hoped)
Father has repaired his bicycle. (He thought)
She knows English very well. ( I supposed)
Our sportsmen will win the game. (We were sure)
He does not know German at all. (I found out)
She made no mistakes in her dictation. (She was glad)
She dances better than anybody else. (I was told)
My cousin has received a very interesting offer from his firm.(I learnt)
Exercise 3.7. Переведите на английский язык.
А.
Он сказал, что она прекрасно знает английский
они ходят в театр раз в неделю
у его брата новая машина
она красивая девушка
его родители его не понимали
B.
Он сказал, что он навестит ее в субботу
они встретятся на следующей неделе
его отец будет встречать его на вокзале
он будет знать английский хорошо
они поедут на Юг завтра
С.
Он сказал, что он написал письмо на прошлой неделе
они звонили ему в понедельник
вчера они ходили в ресторан
никто не встретил его на вокзале
поезд пришел вовремя
Exercise 3.8. Переведите на английский язык.
Я знала, что она работает на заводе.
Он сказал мне вчера, что он учился в Университете.
Я боялся, что заблужусь в лесу.
Мы вчера узнали, что она больна.
Ученый был уверен, что найдет решение проблемы.
Никто не знал, что вы ждете здесь.
Она сказала, что любит эту пьесу.
Она сказала, что не будет купаться, потому что вода холодная.
Лена сказала, что она мне звонила.
Я думал, что он подождет меня.
Unit 4. Direct and Reported Speech.
Прямая и косвенная речь.
I. Речь какого-нибудь лица, передаваемая буквально, называется прямой речью (Direct Speech).
Речь, передаваемая не слово в слово, а только по содержанию, в виде дополнительных придаточных предложений, называется косвенной речью (Indirect Speech).
II. При обращении повествовательного предложения из прямой речи в косвенную производятся следующие изменения: 1) запятая и кавычки опускаются, вводится союз that (часто опускается); 2) личные и притяжательные местоимения прямой речи заменяются по смыслу; 3) соблюдается правило согласования времен; 4) глагол to say без дополнения сохраняется, с дополнением — заменяется глаголом to tell:
Прямая речь | Косвенная речь |
III. Указательные местоимения и наречия времени и места в прямой речи заменяются в косвенной речи по смыслу другими словами:
this (этот) заменяется that (тот, этот)
these (эти) -»- those (те, эти)
now (теперь) -»- then (тогда)
to-morrow (завтра) -»- the next day (на следующий день)
to-day (сегодня) -»- that day (в тот день) last …(прошлый) –»- the… before
ago (тому назад) -»- before (раньше) next …(следующий ) –» - the following …
here (здесь) -»- there (там)
yesterday (вчера) -»- the day before (накануне)
Прямая речь | Косвенная речь |
IV. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при обращении в косвенную она становится дополнительным придаточным предложением.
Если прямой вопрос начинается с вопросительного слова, то при обращении его в косвенный вопрос вопросительный знак опускается, а вопросительный порядок слов заменяется порядком слов повествовательного предложения: Не asked me, "Where do they live?" — He asked me where they lived.
Когда прямой вопрос начинается со вспомогательного или модального глагола, то косвенный вопрос присоединяется к главному при помощи союзов whether или if (ли): Не asked me, "Will you be here tomorrow?" — He asked whether (if) I should be there the next day.
При обращении в косвенную речь ответов на общие вопросы слова yes и по опускаются: She answered: "Yes, I do." "No, I don't." — She answered that she did (she didn't).
V. Если прямая речь — повелительное предложение, то при обращении ее в косвенную производятся следующие изменения. Если прямая речь выражает приказание, то глагол to say заменяется глаголами to tell (велеть, сказать), to order (приказывать). Если прямая речь выражает просьбу, то глагол to say заменяется глаголом to ask (просить). Повелительное наклонение заменяется инфинитивом (если отрицательная форма, то с частицей not).
Прямая речь | Косвенная речь |
VI. Общие вопросы в косвенной речи становятся дополнительными придаточными предложениями, и вводятся союзами if или whether. (.)
Дополнительные придаточные предложения, введенные союзом if или whether, переводятся на русский язык при помощи косвенного вопроса с частицей ли:
I didn't know if he would be at home. (=I didn't know whether he would be at home.) Я не знал, будет ли он дома.
He didn't remember if she had taken the text-book with her or if she had left it at home. Он не помнил, взяла ли она учебник с собой или оставила дома.
VII. Специальные вопросы в косвенной речи.
Специальные вопросы вводятся в косвенной речи глаголом to ask и представляют собой дополнительные придаточные предложения, соединенные с главным предложением союзными местоимениями и наречиями:
He asked me where I came from. Он спросил меня, откуда я родом.
He asked us what we should do if we didn't get tickets. Он спросил нас, что мы будем делать, если не достанем билетов.
Если глагол to ask стоит в прошедшем времени, применяются правила согласования времен.
VIII. Передача просьбы и приказания в косвенной речи.
Просьба и приказание в косвенной речи вводятся глаголами to ask, to tell, to order и передаются с помощью инфинитива глагола в утвердительной или отрицательной форме (to go, not to go). Если в прямой речи не указано, к кому обращена просьба или приказание, то в косвенной речи следует обязательно добавить местоимение или существительное, которое всегда ясно из контекста.
Сравните:
He said, "Please go away". Он сказал: «Уходите, пожалуйста».
He asked her to go away. Он попросил ее уйти.
She said, "Stop making that noise." Она сказала: «Прекратите шуметь».
She told me to stop making that noise. Она велела мне прекратить шуметь.
She said, "Don't come tomorrow, please, as I won't be here." Она сказала: «Не приходите завтра, пожалуйста, так как меня не будет здесь».
She told me not to come (the) next day as she wouldn't be there. Она не велела мне приходить на следующий день, так как ее не будет там.
Примечание 1. Обратите внимание на различие в значении следующих предложений:
He asked me not to come at five. Он просил меня не приходить в 5. (= Предупредил, чтобы я не приходил в 5.)
He didn't ask me to come at five. Он не просил меня приходить в 5. (= Я сам захотел и пришел.)
Примечание 2. В английском языке есть более употребительная форма передачи приказания в косвенной речи, особенно когда глагол, вводящий приказание, стоит в настоящем времени: это глагол to say , за которым следует придаточное предложение. В этом придаточном предложении глагол-сказуемое выражен при помощи to be + infinitive.
В прямой речи:
He says, "Meet me at the station." Он говорит: «Встретьте меня на станции».
В косвенной речи:
1) He tells us to meet him at the station. Он велит нам встретить его на станции
2) He says that we are to meet him at the station. (более разговорная форма чем с глаголом to tell) Он говорит, чтобы мы встретили его на станции.
Вторая форма также более обычна тогда, когда приказание передается через третье лицо:
He said that she was to leave at once. Он сказал, что она должна уехать немедленно.
Упражнения. Exercise 4.1. Передайте следующие повествовательные предложения в косвенной речи.
Начало формы
Конец формы
Не said: "I have just received a letter from my uncle."
"I am going to the theatre tonight," he said to me.
Mike said: "I spoke to Mr. Brown this morning."
He said to her: "I shall do it today if I have time."
I said to them: "I can give you my uncle's address."
Oleg said: "My room is on the second floor."
He said: "I am sure she will ring me up when she is back in St. Petersburg."
Mike said: "I saw them at my parents' house last year."
He said: "I haven't seen my cousin today."
"I don't go to this shop very often," she said.
11. Tom said: "I have already had breakfast, so I am not hungry."
Exercise 4.2. Передайте следующие повествовательные предложения в косвенной речи.Начало формы
Конец формы
"This man spoke to me on the road," said the woman.
"I can't explain this rule to you," said my classmate to me.
The teacher said to the class: "We shall discuss this subject tomorrow."
The woman said to her son: "I am glad I am here."
Mike said: "We have bought these books today."
She said to me: "Now I can read your translation."
Our teacher said: "Thackeray's novels are very interesting."
She said: "You will read this book in the 9th form."
Nellie said: "I read "Jane Eyre" last year."
"My friend lives in Moscow," said Alec.
"You have not done your work well," said the teacher to me.
Начало формы
Конец формы
The mother said: "The children are in the nursery, doctor."
"I have no time for lunch today," said the boy to his mother.
"You speak English very well," said the woman to me.
My brother said to me: "I am going to become a doctor."
My uncle said to us: "I buy several newspapers every day."
The teacher said to the pupils: "Next year we shall have six hours of English a week."
He said to me: "I want to see you today."
She said: "I am free tonight".
Mother said to me: "I feel bad today."
The pupil said to the teacher: "I can do my homework after dinner."
The teacher said to Jack: "You work hard, I know. You are a good boy."
The old man said to the girl: "You can sing perfectly. I think you will be a famous singer."
My sister said to me: "You look very well, much better than you looked yesterday. I think you have recovered after your illness."
"You are an excellent cook. Everything is so tasty," said my guest to me.
Начало формы
Конец формы
Не said to me: "They are staying at the Grand Europe Hotel."
He said: "They are leaving next Monday."
The clerk said to them: "You can leave the key with the maid upstairs."
Masha said: "I usually spend my holidays in the south."
She said: "I spent my holidays in the Crimea last year."
Boris said: "I go to the south every year."
He said: "I am going to a health resort tomorrow."
Ann said to us: "They haven't yet come."
She said to us: "They arrived in St. Petersburg yesterday."
I said: "I was in London last year. My friends in London sometimes invite me to spend my holidays with them."
Nick said: "I have never been to London. I think I shall go there next year."
He said: "I shall not stay with my friends too long."
Начало формы
Конец формы
I shall come as soon as I am ready.
You will know that I have gone to the concert if I am not at home by eight.
I shall come to the Philharmonic with you if you get tickets.
Five years ago there were no people living here at all.
I shall go skiing on Sunday if I have time.
They finished building this house only last week.
It will be so pleasant when Tom comes home.
I shall do it now if you like.
My brother was here today.
It's a pity you didn't come earlier.
There will be an interesting lecture at the school assembly hall tomorrow. One of our teachers will speak about Charles Dickens.
Last year I spent my summer vacation in the Caucasus.
I came to live in this town several years ago.
I'll be reading you a story until it is time to go to bed.
I have read all about it in today's newspaper.
Начало формы
Конец формы
"When your turn comes, listen very carefully to what the doctor tells you," I said to my grandmother.
"If you are in a hurry, we shall make only the first experiment," said the laboratory assistant to me.
"I shan't start anything new until I have finished this novel," said the writer to the correspondent.
"When I get a job, I'll buy you a warm coat," said the boy's father.
"If you spill the milk, there won't be any for the cat," said my mother to me.
"When you come to see me on Sunday, I shall show you my new dress," she said to me.
"If Mary arrives before seven, bring her to our house for the evening," said Jane to Henry.
"Don't wait until I come. As soon as you finish the exercises, begin playing volleyball," said the PT teacher to the pupils.
"As soon as Robert appears, ask him where he put the dictionary," said Mary to her mother.
Начало формы
Конец формы
Tom said he would go to see the doctor the next day.
He told me he was ill.
He told me he had fallen ill.
They told me that Tom had not come to school the day before.
I told my sister that she might catch cold.
She told me she had caught cold.
He said that while crossing the English Channel they had stayed on deck all the time.
The woman said she had felt sick while crossing the Channel.
She said she was feeling bad that day.
The old man told the doctor that he had pain in his right side.
Не said he had just been examined by a good doctor.
He said he would not come to school until Monday.
The man said he had spent a month at a health resort.
He said that his health had greatly improved since then.
Exercise 4.8. Передайте следующие общие вопросы в косвенной речи.
I said to Mike: "Have you packed your suitcase?"
I said to Kate: 'Did anybody meet you at the station?"
I said to her: "Can you give me their address?"
I asked Tom: "Have you had breakfast?"
I asked my sister: "Will you stay at home or go for a walk after dinner?"
I said to my mother: "Did anybody come to see me?"
I asked my sister: "Will Nick call for you on the way to school?"
She said to the young man: "Can you call a taxi for me?"
Mary said to Peter: "Have you shown your photo to Dick?"
Oleg said to me: "Will you come here tomorrow?"
He said to us: "Did you go to the museum this morning?"
I said to Boris: "Does your friend live in London?"
I said to the man: "Are you living in a hotel?"
Nick said to his friend: "Will you stay at the "Hilton"?"
He said to me: "Do you often go to see your friends?"
He said to me "Will you see your friends before you leave St. Petersburg?"
Mike said to Jane: "Will you come to the railway station to see me off?"
She said to me: "Have you sent them a telegram?"
She said to me: "Did you send them a telegram yesterday?"
Начало формы
Конец формы
Mother said to me: "Who has brought this parcel?"
He said to her: "Where do you usually spend your summer holidays?"
Ann said to Mike: "When did you leave London?"
She said to Boris: "When will you be back home?"
Boris said to them: "How can I get to the railway station?"
Mary asked Tom: "What time will you come here tomorrow?"
She asked me: "Why didn't you come here yesterday?"
She asked me: "What will you do tomorrow if you are not busy at your office?"
I said to Nick: "Where are you going?"
I said to him: "How long are you going to stay there?"
I said to him: "How long will it take you to get there?"
Pete said to his friends: "When are you leaving St. Petersburg?"
He said to them: "Who will you see before you leave here?"
They said to him: "What time does the train start?"
I asked Mike: "What will you do after dinner?"
I asked my uncle: "How long did you stay in the Crimea?"
Ada said to me: "Where did you see such trees?"
I said to Becky: "What kind of book has your friend brought you?"
Начало формы
Конец формы
Where did I put the book? (I forgot...)
Who has given you this nice kitten? (She wanted to know...)
Where can I buy an English-Russian dictionary? (He asked me...)
How long will it take your brother to get to Madrid? (He wondered...)
Where is he going? (He didn't tell anybody...)
Where has he gone? (Did you know...)
Where is he? (Did you know...)
When is he leaving school? (I wanted to know...)
Where does he live? (Nobody knew...)
When will he come back? (She asked them...)
Where did she buy this hat? (He wanted to know...)
How much did she pay for it? (I had no idea...)
Конец формы
Exercise 4.11. Передайте следующие повелительные предложения в косвенной речи.
Начало формы
Конец формы
The teacher said to me: "Hand this note to your parents, please."
Oleg said to his sister: "Put the letter into an envelope and give it to Kate."
"Please help me with this work, Henry," said Robert.
"Please bring me some fish soup," he said to the waitress.
"Don't worry over such a small thing," she said to me.
"Please don't mention it to anybody," Mary said to her friend.
"Promise to come and see me," said Jane to Alice.
He said to us: "Come here tomorrow."
I said to Mike: "Send me a telegram as soon as you arrive."
Father said to me: "Don't stay there long."
Peter said to them: "Don't leave the room until I come back."
"Take my luggage to Room 145," he said to the porter.
He said to me: "Ring me up tomorrow."
"Bring me a cup of black coffee," she said to the waiter.
"Don't be late for dinner," said mother to us.
Jane said to us: "Please tell me all you know about it."
She said to Nick: "Please don't say anything about it to your sister."
Начало формы
Конец формы
"Explain to me how to solve this problem," said my friend to me.
The doctor said to Nick: "Open your mouth and show me your tongue."
"Don't be afraid of my dog," said the man to Kate.
"Take this book and read it," said the librarian to the boy.
The doctor said to Pete: "Don't go for a walk today."
"Don't eat too much ice cream," said Nick's mother to him.
"Go home," said the teacher to us.
"Buy some meat in the shop," said my mother to me.
"Sit down at the table and do your homework," said my mother to me.
"Don't forget to clean your teeth," said granny to Helen.
"Don't sit up late," said the doctor to Mary.
Список литературы:
Asar, Betty Scrampfer Basic English Grammar. – Longman, 1996;
Березина, О.А., Шпилюк,Е.М. Английский язык для студентов университетов. Упражнения по грамматике. – СПб.: Издательство « Союз », 2001;
Broukal, Milada Grammar Form and Function 2. – McGraw - Hill ESL ⁄ ELT , 2006;
Выборова, Г.Е., Махмурян, К.С. Сборник упражнений по английской грамматике к базовому курсу « Easy English »: Учебное пособие для учащихся средней школы и студентов неязыковых вузов. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006;
Голицинский, Ю.Б. Грамматика: сборник упражнений. – СПб.: КАРО, 2003;
Murphy R. Essential Grammar in Use. A self-study reference and practice book for elementary students of English. – Cambridge University Press, 1994;
Романова, Л.И. Практическая грамматика английского языка – М. : Айрис-пресс, 2008;
www.fastenenglish.ru;
www.native-english.ru;
www.english – 4life.com;
www.tolearnenglish.com;
www.activeenglish.ru;
www.enhome.ru;
www.study.ru;
www.englisch-hilfen.de;