СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о фактической грамотности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен школьный научный проект ,связанный   с волонтерским движением "Орфографическая полиция".

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о фактической грамотности.»

Ученическая научная конференция юных филологов «Дебют-2018г»








К вопросу о фактической грамотности











Авторы:

Дементьева Нина Сергеевна,

Тюменская область, город Тюмень,

МАОУ СОШ №68, 7 «е»

Научный руководитель:

Пузырёва Ирина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ №68 г. Тюмень



Тюмень-2018

Часть 1. Теоретическая:

План исследования ____________________________________________1-2

Глава 1. История волонтерского движения «Орфографическая полиция»_______________________________ _____________________3-6

Глава 2. Виды ошибок на стендах, рекламных вывесках, памятниках __7

Часть 2. Практическая:

Тесты ______________________________________________________7

Заключение _________________________________________________8

Список литературы___________________________________________9

Приложения 1________________________________________________10

Приложение 2________________________________________________11

Приложение 3________________________________________________ 12

Приложение 4________________________________________________ 13-16

















К вопросу о фактической грамотности

Дементьева Нина Сергеевна

Тюменская область, г. Тюмень

МАОУ СОШ №68,7«е»

Аннотация

Целью нашей работы стало знакомство с российским волонтерским движением «Орфографическая полиция». В ходе работы нас интересовал история развития этого движения, цели и задачи.

В процессе исследования мы познакомились с ошибками, которые мы встречаем на стендах, памятниках культуры, объявлениях в магазинах. В результате мы решили вступить в организацию «Орфографическая полиция». Нами были найдены ошибки на стендах магазинов, улиц в разных частях города Тюмени. Мы напечатали и передали рекомендации сотрудникам магазинов.

Нами были сделаны следующие выводы: волонтерское движение «Орфографическая полиция» охраняет правила русского языка и тем самым поднимет общий уровень грамотности как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашего города и в целом всей страны.











К вопросу о фактической грамотности

Дементьева Нина Сергеевна

Тюменская область, г. Тюмень

МАОУ СОШ №68,7«д»



План исследования

Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», древне-греческого. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе. Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и неграмотные граждане участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Целью нашей работы стало знакомство и участие в работе волонтерского движения «Орфографическая полиция» и также оценка уровня грамотности в г. Тюмени

Задачи:

  1. Изучить сведения о развитии волонтерского движения «Орфографическая полиция».

  2. Провести тест по теме «Ошибки вокруг нас» среди учащихся 6-9 классов и проанализировать их.

3.Найти ошибки на рекламных объявлениях магазинов, улиц, банерах памятниках культуры и проанализировать их.

Гипотеза: если исправить ошибки на стендах, памятниках культуры, вывесках магазинов, которые мы встречаем каждый день,то поднимется фактическая грамотность населения

Объект исследования: волонтерское движение, стенды, памятники, указатели, реклама магазинов

Предмет исследования: грамотность

Методы: тесты, видеорепортаж, листовки, группа в социальной сети "ВКонтакте".






К вопросу о фактической грамотности

Дементьева Нина Сергеевна

Тюменская область, г. Тюмень

МАОУ СОШ №68,7«д»

Глава 1.История волонтерского движения «Орфографическая полиция»

В России появилась "Тайная орфографическая полиция" - волонтерское движение, охраняющее правила русского языка - на плакатах, памятниках и указателях, пишет "Российская газета".

Организаторы - студенты филфака МГУ, "генштаб" разместился в социальной сети "ВКонтакте".

Число последователей в группе - чуть меньше 2,5 тысяч. Часть из них - активные участники, которые выкладывают фотографии с замеченными ошибками и точным адресом, где висит объявление. Координаторы, в свою очередь, берут ошибку на карандаш, проверяют, действительно ли это ошибка. Если все подтверждается, начинают работу, а каждый свой шаг описывают в комментариях к фотографии.

При этом свои имена участники движения не называют, чтобы не было узкого круга, на котором бы лежала вся ответственность. Поэтому "полиция" - тайная.

За несколько месяцев своего существования "полиция" собрала 269 ошибок, более половины уже исправлены. Большая часть орфографических ошибок - слитное и раздельное написание "не" и "же". Синтаксических - отсутствие запятых при выделении причастных и деепричастных оборотов, неправильная пунктуация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Но встречаются и нетривиальные примеры. "БизнеСС ланч", "Абрикос, протертАЯ с сахаром", "Разовые пропуска сдаются контрАлеру".

Движение разрастается географически. Активисты ездят в рейды по другим городам, создаются филиалы. Сейчас их четыре: во Владимире, Петербурге, Ташкенте, Екатеринбурге. На рассмотрении еще несколько городов.

Глава 2. Виды ошибок на стендах, рекламных вывесках, памятниках

Встречаются разные виды ошибок. Но мы остановимся на орфографических и речевых (стилистических) ошибках.

Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма, орфографическая ошибка.

Орфография занимает важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека.

Орфография (от др.-греч. Orfos — «правильный» и graphi — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.[1]

Для определения понятия «орфограмма» часто используют такие формулировки: «...орфограммой является буква... Орфограммой может быть также слитность (или раздельность) написаний, строчность (заглавность) буквы, место переноса, объём сокращения слова» [2], или «Орфограмма – это написание, регулируемое каким-либо правилом или определяемое в словарном порядке»

Под орфографической ошибкой В. Ф. Мейеров понимает неправильный выбор знака из двух конкурирующих и выделяет следующие четыре типа орфограмм: "1) обозначение звуков в слабых позициях; 2) распределение буквосочетаний с функционально осложнённым компонентом (графические орфограммы); 3) обозначение согласных разной длительности; 4) слитные, полуслитные и раздельные написания слов (линейные орфограммы)".

Виды орфографических ошибок.

В русском письме встречаются случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание, можно только опираясь на правило. Но бывает, что пишущий не знает орфографических правил, и тогда он допускает орфографическую ошибку. Ошибки бывают нескольких типов:

·  ошибки в написании гласных и согласных букв;

  ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова;

  ошибки в написании строчных и прописных букв;

  ошибки при переносе слова с одной строки на другую; ошибки в графических сокращениях.

РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Стилистика - раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.[11]

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]

Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Разновидности речевых недочетов.

·  употребление слов в несвойственном значении;

·  нарушение лексической сочетаемости. Употребление лишнего слова (плеоназм);

·  употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология);

·  повтор одного и того же слова;

·  употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

·  неудачное употребление личных и указательных местоимений;

·  смешение лексики разных исторических эпох;

·  неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений;

·  нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;

·  бедность и однообразие синтаксических конструкций;

·  неудачный порядок слов.

Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях

Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок

Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. А может быть, это обусловлено:

v  незнанием лексического значения слов;

v  недостаточное владение синонимикой языка (тавтология);

v  неразличением значений слов;

v  незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса;














Часть 2. Практическая. Тесты.



1.Где обычно вы встречаете ошибки в городе?

2.Какие ошибки встречались вам?

3.Объясните причину ошибок?

4.Что делать, чтобы не было ошибок?

5.Знаете ли вы о волонтерском движении «Орфографическая полиция»?

Если знаете, что именно?



Выводы:

В опросе участвовали 50 человек.

1.Больше всего ошибок встречается на рекламных вывесках и объявлениях магазинов.(45 человек)

2.Больше всего орфографических ошибок: безударные проверяемые чередующиеся гласные, соединительные гласные в корне, ться и тся в глаголах, имена собственные и нарицательные, правописание н и нн.

(48чел)

3.Причины ошибок: недостаточный уровень грамотности , очень мало корректоров .(47чел.-3чел.)

4.Чтобы не было ошибок, нужно хорошо учиться в школе, поднимать общий уровень грамотности населения, штрафовать за ошибки в публичных объявлениях, написание должны проверять профессионалы.

(50 чел.-7чел.-5 чел.-3 чел.)







Заключение

Нами были сделаны следующие выводы: волонтерское движение «Орфографическая полиция» охраняет правила русского языка и тем самым поднимет общий уровень грамотности как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашего города и в целом всей страны.































Список литературы:



1.  Бабайцева, В. В.Русский язык: Теория: Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст]/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.– 7-е изд., ипр. – М.:Просвящение, 1с.

2.  Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст]/ В. Ф.Иванова. - М.,1966. – 313с.

3.  Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка:слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С. И и Шведова Н. Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960с.

4.  Орфографический словарь русского языка: слов [Текст]/Под ред. С. Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. Яз. , 198с.

5.  Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст]/ Д. Э.Розенталь.- М.:Розельф, 1996.-368 с.

6. https://www.chitalnya.ru/commentary/14443/

7.http://www.opentown.org/news/35294/




















Приложение

Полина Иванова, студентка МГУ, филологический факультет, одна из организаторов волонтерского движения «Тайная орфографическая полиция»











1.





Великая Отечественная Война(ул .Тульская , «Магнит»)

Исправляем: Великая Отечественная война





2.



Щучьи щука и сало(ул.Республики)



Исправляем: щучье сало





















3.





от Тюменских фермеров (ул.Республики)

Исправляем: от тюменских фермеров















шаурма куринная (рынок «Михайловский)

Исправляем: шаурма куриная









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!