СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматики и словари русского языка как средство формирования у девятиклассников предметных компетенций и функциональной грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 -х классах с углубленным изучением русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Грамматики и словари русского языка как средство формирования у девятиклассников предметных компетенций и функциональной грамотности»

Городское управление образованием администрации города Черногорска


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»












Саранчина Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы









Методические рекомендации

к проведению урока русского языка в 9 классе

по теме «Знакомые незнакомцы, или что мы знаем о союзах?»

(исследовательский мини-проект)



















Черногорск, 2021 год

Аннотация

В данной работе представлено описание элементов урока в форме исследовательского мини-проекта. Урок направлен на развитие ключевых компетенций учащихся в рамках преподавания русского языка. Рекомендации по проведению урока помогут учителям-словесникам понять, каким образом формируются разные виды функциональной грамотности учащихся.











































Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………

4

  1. Основная часть……………………………………………………………….

6

  1. Заключение……………………………………………………………………

10

  1. Список использованных источников………………………………………..

11

  1. Приложение 1…………………………………………………………………

12

  1. Приложение 2…………………………………………………………………

13

  1. Приложение 3…………………………………………………………………

14

  1. Приложение 4…………………………………………………………………

16

  1. Приложение 5…………………………………………………………………

17







































Введение


Актуальность проведения урока-исследования связана с тем, что исследовательская и проектная деятельность обусловлена системно-деятельностным подходом в преподавании в соответствии с требованиями ФГОС. Организация данного типа урока позволяет развивать все виды универсальных учебных действий школьников. В свете последних тенденций в области образования особенно важным является развитие функциональной грамотности учащихся. В рамках уроков русского языка акцент делается на развитии читательской грамотности: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Навыки использования научной литературы, различных словарей, умение «считывать» информацию, трансформировать и анализировать ее не ограничиваются применением только лишь на уроках русского языка. Эти умения пригодятся школьникам и на других уроках в школе, и в студенческой жизни, и в дальнейшей профессиональной деятельности (об уровнях читательской грамотности в приложении 1).

Выбор темы связан с проблемой учащихся искать информацию в разных источниках, интерпретировать ее (обобщать, анализировать, систематизировать) и делать выводы (рефлексия), а также с необходимостью углубить и расширить знания по теме «Союз» через использование современных цифровых образовательных ресурсов и электронных версий научной и учебной литературы. Данный урок проводится в 9 классе, так как именно на этом уровне завершается изучение систематического курса русского языка, и учащиеся имеют полное представление о грамматике. По УМК М.М. Разумовской союз как часть речи изучается в 7 классе, в 5 классе ознакомительно дается понятие о союзе в связи с обзорным изучением темы «Синтаксис простого и сложного предложения». В 9 классе союз изучается как средство связи сложных союзных предложений (группы сочинительных и подчинительных союзов). На данном уроке ученики не только повторяют и обобщают сведения о союзах, но и получают дополнительную информацию о происхождении и функционировании союзов в речи

Роль данного урока заключается в формировании и развитии навыков работы со словарями в бумажном и электронном виде. Материалы данного урока дают возможность на практике использовать Национальный корпус русского языка, показать возможности электронных ресурсов при изучении русского языка. Не менее значимым является создание продукта проектной деятельности – лепбука, который предполагает систематизацию изученного материала и творческого оформления результатов своей деятельности.

Таким образом, целями данного урока являются:

1.Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия при работе с информацией.

2.Содержательная: повторение групп союзов по значению, обобщение знаний по теме, расширение понятийной базы по теме за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • расширить знания школьников о происхождении союзов,

  • познакомить учащихся с разными видами словарей,

  • развить навыки работы со словарями, развить навыки поиска и анализа информации,

  • обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

предметные: повторят группы союзов по значению, с помощью словарей и грамматик узнают о происхождении и употреблении некоторых союзов;

формирование и развитие ключевых компетенций:

языковая компетенция: происхождение и классификация союзов;

лингвистическая компетенция: знакомство с учеными-лингвистами, работа со словарями;

коммуникативная компетенция: умение формулировать мысли по заданной теме, подготовка устного сообщения;

метапредметные (развитие функциональной грамотности):

познавательные: научатся искать и анализировать информацию, делать выводы о проделанной работе;

регулятивные: научатся работать со словарями, использовать инструкцию и ставить цель и задачи своей деятельности;

коммуникативные: разовьют навыки работы в группе, умение слушать и слышать собеседника, формулировать мысли для устного доклада;

личностные: повысится мотивация к изучению русского языка, сформируется осознание цели изучения языка в школе.

Форма проведения: групповая, коллективная

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: элементы проектного метода, поисково-исследовательский метод, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ-технологии, проблемное обучение.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

- материально-технические – ноутбуки с доступом в интернет (5 шт.), компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, сайт http://project3415615.tilda.ws, картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, маркеры, скотч.

- информационные: грамматики русского языка (М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев), электронные словари, бумажные словари В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, словарь синонимов, орфографический словарь, словарь фразеологизмов; электронная информационно-справочная система «Национальный корпус русского языка».

- методические: учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М. Разумовской.

- электронные: конструктор создания сайтов tilda http://project3415615.tilda.ws , программа для создания QR-кодов http://qrcoder.ru












Основная часть


Описание этапов урока с пояснениями и рекомендациями

Этапы

Деятельность на уроке

Пояснения и рекомендации

Предварительная работа


  1. Для подготовки к уроку учитель готовит карточки с информацией о союзах из грамматик М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева.


1.Это могут быть распечатанные тексты или сканированные фото страниц оригинальных изданий и тексты на современном языке.

  1. Учитель составляет презентацию с информацией о известных лексикографах.

Также можно использовать сервисы https://www.canva.com и https://tilda.cc/ru



В презентацию можно добавить материал, необходимый для урока: образцы работ, скриншоты электронных страниц, QR-коды для быстрого поиска необходимых источников.

Это задание можно предварительно дать отдельным ученикам (формирование читательской грамотности – поиск и отбор информации).

Организационный этап

Учащиеся распределяются на 4 группы по 5-6 человек. Для каждой группы 1-2 ноутбука (по возможности), либо планшеты учеников. На столах у каждой группы лежат конверты с карточками для выполнения заданий: конверт № 1 – информация о союзах из грамматик, конверт № 2 – инструкция к выполнению заданий по поиску информации, конверт № 3 – карточки из цветного картона (бумаги) для оформления лепбука.

Если в школе есть бумажные словари – каждой группе 1-2 словаря.

Организация работы: двое учащихся работают с ноутбуком (первый ищет информацию, второй записывает на карточку), остальные так же по парам работают со словарями. Если словарей мало, группы могут обмениваться ими в процессе работы.

Этап актуализации знаний:

беседа, проблемные вопросы,

элементы технологии развития критического мышления – дерево предсказаний

Учитель на доске записывает слова (можно использовать презентацию): купно, чтобы, если, понеже, поелику, ат (атъ).

Вопросы учащимся:

- все ли слова можно отнести к исконно русским? Почему?

- все ли слова вам знакомы?

- все ли слова можно произнести правильно?

- к какой части речи можно отнести эти слова?

- попробуйте описать, если возможно, все значения и функции данных слов;

- давайте проверим ваши предположения…

На данном этапе ответы учеников не комментируются учителем, так как школьники далее сами проверяют свои предположения.



Этап выявления дефицитов в знании


Учитель предлагает группам взять конверт №1 с карточками (приложение 2) (у каждой группы своё слово), ознакомиться с информацией и сделать вывод о правильности/неправильности предположений.

Группы делают выводы и отвечают.


Формирование читательской грамотности – интерпретация информации, рефлексия (умение проанализировать правильность/неправильность суждений)

Использование слайдов презентации (сайта)

http://project3415615.tilda.ws

Давайте познакомимся с лингвистами, чьи труды помогут нам сегодня узнать что-то новое.

Учитель кратко рассказывает о тех ученых, чьими грамматиками и словарями будут пользоваться на уроке


Если ученикам было дано предварительное задание, то ученики выступают с докладом и презентацией.

Этап целеполагания

Учитель сообщает, что сегодня учащиеся будут искать информацию о данных словах с помощью разных источников. Вид урока – исследовательский мини-проект.

Это значит, что в конце урока школьники должны создать продукт своей деятельности – лепбук.


Учащиеся уже знакомы с созданием лепбука и понимают, что нужно делать.

Более подробно о лепбуке:

http://yapk87.ru/wp-content/uploads/2019/10/Лэпбук.pdf

Лепбук можно оформить в бумажном варианте или в электронном (в виде презентации, отдельных страниц, которые можно объединить в лонгрид). Также можно использовать сервисы https://www.canva.com и https://tilda.cc/ru



Этап соотнесение учебных задач и действий


Учитель дает инструктаж на урок: всю информацию о словах ученики заносят на карточки, каждая группа создает 1-2 листа по своей теме для лепбука.


Первые карточки уже готовы из конверта № 1. Нужно лишь выделить каждому свое слово и все, что касается этого слова.

Ученики формулируют для себя цель урока: следуя инструкции, найти информацию о словах, выписать на карточки, составить листы для лепбука.


Основной этап. Поисково- исследовательская работа в группах, составление листов лепбука.

Учащиеся берут конверт № 2, где для каждой группы дана инструкция с последовательностью действий.


Например, инструкция для группы 3 (остальные представлены в приложении 3):


3 группа: Слова «купно», «атъ»

Найти слова в словаре В.И. Даля, выписать на карточку.

Найти слова в словаре Д.Н. Ушакова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре С.И. Ожегова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре синонимов (например, в словаре Н.А. Абрамова), записать на карточку все синонимы (к слову атъ можно взять информацию из первой карточки).

В одном их вышеприведенных словарей найти правильное произношение слова «купно», отметить в карточках.

При работе со словарями обращать внимание на пометы.

Ответьте на вопрос: сохранилось ли слово атъ сейчас? Какой частью речи является слово купно в словарях?

Используя Национальный корпус русского языка, выясните частоту употреблений слова «купно», посмотрите употребление в газетном корпусе. Обращайте внимание на год создания источника.

Сделайте вывод об использовании в речи слова «купно».


Первый вариант работы со словарями: учащиеся могут воспользоваться QR-кодами для поиска словарей (на слайдах или можно коды распечатать).

Второй вариант работы со словарями: ученики самостоятельно ищут нужный ресурс, а потом сверяются по QR-коду, тот ли словарь они нашли (коды к ссылкам на словари в приложении 4)


Если в школе есть бумажные версии словарей, можно пользоваться ими.


Формирование читательской грамотности – поиск информации, интерпретация, анализ.





Фрагмент работы учащихся представлен в приложении 5

Этап обобщения и систематизации знаний

Учащиеся приготовили листы для лепбука. Представители каждой группы выходят к доске и по очереди кратко рассказывают, что они узнали о своем слове.

Ключевой вопрос: меняется ли язык с течением времени? Что сохранилось в современном языке спустя столетия? Почему?





Формирование читательской грамотности – рефлексия, анализ.

Этап рефлексии

После выступления групп учитель задает вопросы:

- что оказалось трудным для вас? что было интересно делать?

- какие навыки вам пригодились для работы?

- чему научились на уроке?

- какие знания и навыки пригодятся в дальнейшем?


Подведение итогов работы

Подведите итог – сформулируйте роль словарей при изучении русского языка.


Давайте оформим ваши высказывания на последнем листе лепбука.



Формирование читательской грамотности – создание лепбука как способ обобщения полученной информации, ее интерпретация.

Примерные ответы:

Одним из необходимых условий обогащения словарного запаса является использование словарейСловари не только обогащают речь, но и обогащают самого человека. Из них человек узнает очень много о жизни слов, о которых он не имел представления. Словари способствуют общему развитию человека.

Словари помогают узнать историю и происхождение слов, заинтересоваться историей русского языка.

Использование словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

































Заключение

Анализ проведения данного урока позволяет говорить о результативности деятельности учеников. Цели и задачи урока были реализованы в полном объеме. Создание лепбука вызвало неподдельный интерес и позволил раскрыть творческие способности учащихся. После урока школьники задавали вопросы о дальнейшей работе в данном ключе: какие еще словари существуют? все ли они имеют электронную форму? можно ли сделать проект по русскому языку на похожие темы и т.д. Заинтересованность учеников говорит об успешности примененных методов и способов работы на уроке, удачном отборе материала для содержания урока.

Формирование читательской грамотности на этапах урока было связано с важными умениями: поиск информации, ее интерпретация и рефлексия (обобщение и выводы – создание лепбука).

Все планируемые результаты были достигнуты:

ученики повторили группы союзов по значению, с помощью словарей и грамматик узнали о происхождении и употреблении некоторых союзов;

развивались ключевые компетенции: учащиеся познакомились с учеными-лингвистами, лексикографами, вспомнили навыки работы со словарями; развили умение формулировать мысли по заданной теме, готовили устные сообщения;

Метапредметные результаты были направлены на развитие функциональной грамотности:

ученики научились искать и анализировать информацию, делать выводы о проделанной работе (создание лепбука); научились использовать инструкцию и ставить цель и задачи своей деятельности; разили навыки работы в группе, умение слушать и слышать собеседника; у учащихся повысилась мотивация к изучению русского языка, так или иначе сформировалось осознание цели изучения языка в школе (по отзывам учеников об уроке).

Перспективы использования материалов урока: ученики могут продолжить работу, выбрав свои слова для исследования. Результаты работы можно оформить как исследовательскую или проектную работу для конкурсов, выступления в научно-практических конференциях.

Лепбук можно использовать как наглядный материал для проведения уроков в других классах, провести конкурс лепбуков или исследовательских работ в рамках декады русского языка в школе.

В классах с углубленным изучением русского языка ученики могут обойтись без пошаговых инструкций к выполнению заданий, достаточно обозначить цели и задачи урока, в качестве продукта можно предложить другие виды представления результатов работы (электронная газета, презентация, буклет и т.д.), если позволяют материально-технические условия и оборудование кабинета.











Список использованных источников


  1. Русский язык. 9 кл.: учебник /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 286 с.


Список электронных ресурсов:

  1. Абрамовъ, Н. Словарь русскихъ синонимовъ и сходныхъ по смыслу выраженiй. Изд. 4-е, доп., Пг., 1915. Режим доступа: https://gufo.me/dict/synonyms_abramov

  2. Буслаев Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка: учебное пособие для преподавателей. - М., 1858. - (Учебные руководства для военно-учебных заведений). Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/35997-ch-1-etimologiya-1858#mode/inspect/page/203/zoom/4

  3. Востоков А.Х. Русская грамматика. – Спб., 1831. Режим доступа: http://chtenye.org/files/russian-language/vostokov-russkaya-grammatika.html

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal

  5. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка [Текст]: свыше 100 000 слов и словосочетаний / В. В. Лопатин, О. Е. Иванова, Ю. А. Сафонова; Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - Москва: Эксмо, 2012. – 1176. Режим доступа: https://gufo.me/dict/orthography_lopatin

  6. Ломоносов М.В. Российская грамматика Михайла Ломоносова. - Санктпетербург: Печ. при Имп. Акад. наук, [1757]. – 210. Режим доступа: https://runivers.ru/upload/iblock/94b/lomonosov%20rossiyskay%20grammatika.pdf

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4. изд., доп. - М.: ЛД ИНВЕСТ: Азбуковник, 2003 (1-я Обр. тип.). - 939, [4] с. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov

  8. Открытый банк ФИПИ: URL https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol

  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель: АСТ, 2000 – 1499. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ushakov

  10. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст]: в 2-х томах: более 12 000 фразеологических единиц / сост. д-р филол. наук А. И. Федоров. - Москва: Цитадель, 1997. Режим доступа: https://gufo.me/dict/fedorov

  11. Электронная информационно-справочная система «Национальный корпус русского языка». Режим доступа: https://ruscorpora.ru/ne











Приложение 1 «Читательская грамотность и ее уровни»

В списке способностей XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место. Именно формирование читательской грамотности тесно связано с «обустройством мозга», структурированием, систематизацией информации.

Определение читательской грамотности, применяемым в международном исследовании PIRLS: «Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида». Другое не менее популярное определение, используемое в международном исследовании PISA: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Общее в этих двух определениях: ориентир на цели чтения. Это основное отличие современного понимания читательской грамотности от традиционного. Поэтому синонимами к термину «читательская грамотность» можно считать: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение, продуктивное чтение.

Общепризнанной, прописной истиной для читательской грамотности стал набор из трех блоков умений: нахождение информации, интерпретация информации и рефлексия информации. Иногда отдельно рассматриваются: поиск информации в источниках, обобщение информации и т. д.

Россия не новичок в международном исследовании PISA. За последние годы чувствуются сдвиги у российских школьников. Однако есть и проблемные, западающие звенья. Так, среди трех перечисленных видов умений по читательской грамотности именно умение по рефлексии информации были, есть и остаются самыми неуспешными.

Проверка в рамках международного исследования PISA начинается со 2-го уровня. На 1-м уровне обучающийся способен работать только со знакомой информацией, он легко «схватывает» одну единицу информации или, в крайнем случае, несколько таких единиц. Основная примета 2-го уровня – умение обучающегося работать с явно выраженной в тексте информацией. На 3-ем уровне отмечается работа обучающегося с неявно выраженной информацией. На 4-ом уровне школьнику уже предлагаются длинные и сложные тексты. На 5-ом уровне обучающийся способен проникнуть в глубинные слои текста, а также способен проявить критическую оценку информации. И, наконец, 6-ой уровень характеризуется пониманием со стороны обучающегося одновременно нескольких текстов и связей между ними.

Любой учитель вне зависимости от преподаваемого предмета и возраста обучающихся, предлагая школьникам то или иное задание на формирование и оценку читательской грамотности, должен понимать, на какой уровень читательской грамотности рассчитано то или иное задание, какие конкретно умения оно формирует и оценивает. Если школьники успешно справились, то в следующий раз возможна уже подборка заданий более высокого уровня. Если же школьники были неуспешны, то обязательно необходимо понизить планку и посмотреть, нет ли пробелов на той, другой, ступени (Из материала лекции Дощинского Р. А., к.п.н., председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку г. Москвы, автор учебных пособий по русскому языку. Режим доступа: https://education.apkpro.ru/media/material_files/139/6d147299-6f8a-4831-b302-69596ab4d6db.pdf )


Приложение 2 «Карточки с фрагментами из грамматик»









М.В. Ломоносов, Российская грамматика, 1755 А.Х. Востоков «Русская грамматика», 1831







Ф.И. Буслаев «Учебник русской грамматики,

сближенный с церковно-славянскою

с приложением образцов

грамматического разбора

(для средних учебных заведений)», 1873











Ф.И. Буслаев «Очерки по русской грамматике», 1858г



















Приложение 3 «Инструкции группам»



1 группа: Слово «поелику»

Найти слово в словаре В.И. Даля, выписать на карточку.

Найти слово в словаре Д.Н. Ушакова, выписать на карточку.

Найти слово в словаре С.И. Ожегова, выписать на карточку.

Найти слово в словаре синонимов (например, в словаре Н.А. Абрамова), записать на карточку все синонимы.

В одном их вышеприведенных словарей найти правильное произношение слова, отметить в карточках. При работе со словарями обращать внимание на пометы.

Ответьте на вопрос: связаны ли слова «поелику» и «толика», если да, то как?

Используя Национальный корпус русского языка, выясните частоту употреблений слова «поелику», посмотрите употребление в газетном корпусе. Обращайте внимание на год создания источника.

Сделайте вывод об использовании в речи слова «поелику».

2 группа: Слово «понеже»

Найти слово в словаре В.И. Даля, выписать на карточку.

Найти слово в словаре Д.Н. Ушакова, выписать на карточку.

Найти слово в словаре С.И. Ожегова, выписать на карточку.

Найти слово в словаре синонимов (например, в словаре Н.А. Абрамова), записать на карточку все синонимы.

В одном их вышеприведенных словарей найти правильное произношение слова, отметить в карточках. При работе со словарями обращать внимание на пометы.

Ответьте на вопрос: слова «понеже» и «неже» одно и то же слово или нет?

Используя Национальный корпус русского языка, выясните частоту употреблений слова «понеже», посмотрите употребление в газетном корпусе. Обращайте внимание на год создания источника.

Сделайте вывод об использовании в речи слова «понеже».

3 группа: Слова «купно», «атъ»

Найти слова в словаре В.И. Даля, выписать на карточку.

Найти слова в словаре Д.Н. Ушакова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре С.И. Ожегова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре синонимов (например, в словаре Н.А. Абрамова), записать на карточку все синонимы (к слову атъ можно взять информацию из первой карточки).

В одном их вышеприведенных словарей найти правильное произношение слова «купно», отметить в карточках. При работе со словарями обращать внимание на пометы.

Ответьте на вопрос: сохранилось ли слово атъ сейчас? Какой частью речи является слово купно в словарях?

Используя Национальный корпус русского языка, выясните частоту употреблений слова «купно», посмотрите употребление в газетном корпусе. Обращайте внимание на год создания источника.

Сделайте вывод об использовании в речи слова «купно».



4 группа: Слова «чтобы», «если»

Найти слова в словаре В.И. Даля, выписать на карточку.

Найти слова в словаре Д.Н. Ушакова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре С.И. Ожегова, выписать на карточку.

Найти слова в словаре синонимов (например, в словаре Н.А. Абрамова), записать на карточку все синонимы.

(Альтернативное задание: используя фразеологический словарь, выяснить, употребляются ли в составе фразеологизмов союзы если и чтобы) – индивидуальное задание

При работе со словарями обращать внимание на пометы.

Ответьте на вопрос: как образовались слова чтобы, если?

Используя Национальный корпус русского языка, выясните частоту употреблений слов «чтобы, если», посмотрите употребление в газетном корпусе. Обращайте внимание на год создания источника.

Обратите внимание на значение союзов – условный и причины.

Можно ли с помощью НКРЯ выяснить, какие предложения чаще используются носителями русского языка: объясняющие причину действий или указывающие на условие, мешающее выполнить действие?

Сделайте вывод об использовании в речи слов «чтобы, если».




























Приложение 4 «Ссылки на электронные словари»



Ссылка на электронный словарь В.И. Даля



Ссылка на электронный словарь Д.Н. Ушакова




Ссылка на электронный словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой




Ссылка на электронный словарь Н.А. Абрамова.



Ссылка на электронную систему «Национальный корпус русского языка»



Ссылка на фразеологический словарь А.И. Федорова































Приложение 5 «Фрагмент лепбука группы № 3»