«Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».
Технологическая карта старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква «Ц»
Цель: познакомить детей с буквой и звуком[ц ], дать понятие, что он всегда твердый. Учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память , мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Билингвальный компонент: сөз
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный | Путешествие в лес. Звучит музыка. | Слушают, представляют. |
Организационно- поисковый | Предлагает рассмотреть слай, определить как называется сказка. Слайд Слайд Цапля Предлагает выделить звук Ц Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается. Услышал Иван-Царевич чей-то голос. (звучит голос) Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слово, сөз ,а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши. Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка. Слайд. Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).
Слайд. Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке? Физминутка, релаксация. (Звучит мелодия леса). Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул. Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это? Слайд
Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим? Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными карандашами. Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея. ЛПродолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка. Слайд сундук). Предлагает открыть сундук. Слайд Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную). Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд -замок) Осталось только встретить Василису-Прекрасную. Слайд -Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано. (Слайд -предложение) Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.
Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать. Слайд | Определяют сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке отправился искать Василису-Прекрасную Иван-Царевич. Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел птицу, цаплю кой звук слышится в начале слова цапля? Дети произносят вук Ц. Определяют,звук Ц согласный, глухой, твёрдый, Ц всегда твердый. Услышав слова со звуком Ц, дети хлопают в ладоши. Находят редметы, говорят сөз цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица, оапределяют где стоит звук Ц Считают, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне
Производят действия в соответствии со слайдом Дети определяют и называют, что это буква Ц. Рассматривают буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков. Дети рассматривают и сообщают, урица. Дети делают звуковой анализ слова Прыгая по кочкам нужно читают слоги на кочках. ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец. .Рассматривают, определяют, что это сундук. Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь. Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея. Подходит один ребёнок и ломает иголку.
Рассматривают слайд с изображением Василисы. Дети: Спасибо вам, ребята. Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо. |
Рефлексивно- корригирующий | Подведение итога. Читает стих про букву «Ц». Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии? | Высказывают мнение. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук.
Понимают: представление о составе слова - звуки. Слоги, что звук всегда твердый.
Применяют: умение читать слоги, слова.
Ход занятия:
1)Организационный момент.
Звучит мелодия леса.
Логопед: -Как вы думаете, куда мы с вами пришли.
Дети: -В лес.
(Слайд №1-Лес)
Логопед: -А вы знаете сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке?
(Слайд №2 Кощей с Василисой)
Дети:-Да.
Логопед: -А кто отправился искать Василису-Прекрасную?
Дети: -Иван-Царевич.
(Слайд №3 Иван-Царевич)
Логопед: Иван-царевич шёл по лесу, шёл и заблудился. Ребята, поможем Ивану-царевичу найти Василису-Прекрасную?
Дети: - Поможем.
Логопед: - Отправляемся в путь.
2) Выделение звука Ц из слова.
Логопед: - Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел кого? Ребята, что за эта птица?
(Слайд №4-Цапли)
Дети: -Цапля.
Логопед: -Ребята, какой звук слышится в начале слова цапля?
Дети:- Звук Ц.
3) Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Характеристика звука Ц.
Дети берут зеркала и произносят звук Ц.
Логопед: -Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.
Логопед: - Ребята, как вы думаете, звук Ц гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?
Дети: - Звук Ц согласный, глухой, твёрдый.
Логопед: - Ребята, запомните, звук Ц всегда твёрдый.
Логопед: - Ребята, звук Ц будет сопровождать нас в пути и помогать преодолевать препятствия.
4)Развитие фонематического восприятия.
Логопед: -Услышал Иван-Царевич чей-то голос.
(Звучит таинственный голос: -Ребятаа ).
- Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слова, а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.
Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.
- Молодцы ребята, вы справились с заданием.
5) Определение позиции звука Ц в словах.
Логопед: - Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).
Предметы: Цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица.
6) Согласование числительных с существительными.
Логопед:-Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке?
(Слайд №5- Поляна).
Дети: (Зайцев, цветов, гусениц).
Логопед: -Давайте посчитаем, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне?
Дети: -Один заяц,два зайца,три зайца,четыре зайца,пять зайцев и т.д.
Физминутка, релаксация.
(Звучит мелодия леса).
Логопед: - Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.
7) Знакомство с буквой Ц.
Логопед: - Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?
Дети: - Это буква Ц.
(Слайд №6-буква Ц)
Рассматривание буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.
8) Звуко-буквенный анализ и синтез слова.
Логопед:- Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?
Дети: - Курица.
Логопед: - Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными камушками.
Выполнение звуко-буквенного анализа слова курица.
9) Чтение слогов.
Логопед: - Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.
Логопед: - Прыгая по кочкам нужно прочитать слоги на кочках.
Чтение слогов ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.
Логопед: - Молодцы дети! Выбрались мы из этого болотистого места.
Логопед: - Продолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.
(Слайд №7 - сундук).
Логопед: - Ребята, что это?
Дети: - Сундук.
Логопед: - Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.
-Давайте, откроем сундук.
Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.
(Слайд №8-схема)
Логопед: - Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).
Подходит один ребёнок и ломает иголку.
Логопед:-Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд №9-замок)
10)Анализ словесного состава предложения.
Логопед: -Осталось только встретить Василису-Прекрасную.
(Слайд №10-Василиса Прекрасная)
-Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.
Дети: Спасибо вам, ребята.
(Слайд №11-предложение)
Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.
Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.
Логопед: -Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.
(Слайд №12-Иван-Царевич и Василиса Прекрасная)
11)Итог занятия. Оценка работы детей, поощрение.
Логопед:-Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?
Ответы детей.
-Логопед: -Василиса-Прекрасная хочет вас отблагодарить и дарит вам блестящие звёздочки.
1.Коррекционно-образовательные:
Уточнить и закрепить чёткое произношение звука Ц в слогах, в словах.
Продолжать учить определять позицию звука в словах.
Упражнять в согласовании числительных с существительными.
Закреплять умения выполнять звуковой анализ слова.
Отработать умение анализировать словесный состав предложения.
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать мелкую моторику.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
3.Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитывать желание говорить правильно.
Предварительная работа: Чтение сказки, беседа о сказке.
Оборудование: ИКТ, куклы (Иван-Царевич, Василиса Премудрая), зеркала, предметы на звук Ц, камушки, ракушки, песок (песокотерапия) кочки, сундук.