СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамота.Тема: звук и буква «Ц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: коммуникация

Раздел: обучение грамоте

Тема: звук и буква «Ц»

Цель: познакомить детей с буквой и звуком[ц ], дать понятие, что он всегда твердый. Учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память , мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

 

Билингвальный компонент: сөз

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Путешествие в лес. Звучит музыка.

Слушают, представляют.

Организационно- поисковый

Предлагает рассмотреть слай, определить как называется сказка.

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

Слайд Цапля

Предлагает выделить звук Ц

 

 

Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц.  Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.

 

 

Услышал Иван-Царевич чей-то голос. (звучит голос) Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я  буду называть слово, сөз ,а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

 Слайд. Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и  определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).

 

  Слайд.      Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке?                         

 

Физминутка, релаксация.                                                                                

(Звучит мелодия леса).                                                                        

Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки  и отдохнул.

Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?                  

  Слайд   

 

 

 

 

 

 

    Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?                                                                      

Давайте мы с вами выложим из букв  слово курица и выполним звуковой анализ цветными карандашами.

Иван-царевич наелся и  отправился  дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.                                                    

ЛПродолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.       Слайд  сундук).

Предлагает открыть сундук.    Слайд                                                                                        

 

 

Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и  тогда  мы  спасём  с  вами  Василису-Прекрасную).                                                                                                                                      

Вы очень хорошо справились с заданием. Вот  и замок. (Слайд -замок)

Осталось только встретить Василису-Прекрасную. Слайд 

-Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.                                                                                                                        

 (Слайд -предложение)                                                                                                                                                      

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.              

                                                                                                                                           

 

Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать. Слайд

Определяют сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке

отправился искать Василису-Прекрасную

Иван-Царевич.

Идёт  Иван-царевич мимо речки и увидел  птицу, цаплю

кой звук слышится в начале слова цапля?

Дети произносят вук Ц.                                                                                                                          

Определяют,звук Ц согласный, глухой, твёрдый, Ц всегда твердый.

Услышав слова со звуком Ц, дети хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

Находят редметы, говорят  сөз цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица, оапределяют где стоит звук Ц

Считают, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне

 

 

Производят действия в соответствии со слайдом

 

Дети определяют и называют, что это буква Ц. 

Рассматривают буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение  буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на  песке, выкладывание буквы из камушков.

Дети рассматривают и сообщают, урица.                                                                                                                         

 

 

Дети делают звуковой анализ слова

 

Прыгая по кочкам нужно читают слоги на кочках.                                                     ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.                                                                                                                           

 

.Рассматривают, определяют, что это сундук. Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь. 

  Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

Подходит один ребёнок и ломает иголку.                                                                                                                          

 

 

 

Рассматривают слайд с изображением Василисы.

Дети: Спасибо вам, ребята.

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.                                                                                                                                     

 

Рефлексивно- корригирующий

Подведение итога. Читает стих про букву «Ц». Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?                                            

 

Высказывают мнение.

 

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук.

Понимают: представление о составе слова - звуки. Слоги, что звук всегда твердый.

Применяют: умение читать слоги, слова.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Грамота.Тема: звук и буква «Ц»»

«Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Технологическая карта старшей группы

Образовательная область: коммуникация

Раздел: обучение грамоте

Тема: звук и буква «Ц»

Цель: познакомить детей с буквой и звуком[ц ], дать понятие, что он всегда твердый. Учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память , мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.


Билингвальный компонент: сөз

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Путешествие в лес. Звучит музыка.

Слушают, представляют.

Организационно- поисковый

Предлагает рассмотреть слай, определить как называется сказка.







Слайд





Слайд Цапля

Предлагает выделить звук Ц



Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.



Услышал Иван-Царевич чей-то голос. (звучит голос) Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слово, сөз ,а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

Слайд. Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).



Слайд. Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке?


Физминутка, релаксация.

(Звучит мелодия леса).

Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.

Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?

Слайд













Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?

Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными карандашами.

Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

ЛПродолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка. Слайд сундук).

Предлагает открыть сундук. Слайд



Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).

Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд -замок)

Осталось только встретить Василису-Прекрасную. Слайд

-Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.

(Слайд -предложение)

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.



Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать. Слайд

Определяют сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке

отправился искать Василису-Прекрасную

Иван-Царевич.

Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел птицу, цаплю

кой звук слышится в начале слова цапля?

Дети произносят вук Ц.

Определяют,звук Ц согласный, глухой, твёрдый, Ц всегда твердый.

Услышав слова со звуком Ц, дети хлопают в ладоши.







Находят редметы, говорят сөз цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица, оапределяют где стоит звук Ц

Считают, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне




Производят действия в соответствии со слайдом


Дети определяют и называют, что это буква Ц.

Рассматривают буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.

Дети рассматривают и сообщают, урица.



Дети делают звуковой анализ слова


Прыгая по кочкам нужно читают слоги на кочках. ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.


.Рассматривают, определяют, что это сундук. Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.

Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

Подходит один ребёнок и ломает иголку.







Рассматривают слайд с изображением Василисы.

Дети: Спасибо вам, ребята.

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.


Рефлексивно- корригирующий

Подведение итога. Читает стих про букву «Ц». Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?


Высказывают мнение.


Ожидаемый результат:

Воспроизводят: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук.

Понимают: представление о составе слова - звуки. Слоги, что звук всегда твердый.

Применяют: умение читать слоги, слова.





Ход занятия:

1)Организационный момент.

Звучит мелодия леса.

Логопед: -Как вы думаете, куда мы с вами пришли.

Дети: -В лес.

(Слайд №1-Лес)

Логопед: -А вы знаете сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке?

(Слайд №2 Кощей с Василисой)

Дети:-Да.

Логопед: -А кто отправился искать Василису-Прекрасную?

Дети: -Иван-Царевич.

(Слайд №3 Иван-Царевич)

Логопед: Иван-царевич шёл по лесу, шёл и заблудился. Ребята, поможем Ивану-царевичу найти Василису-Прекрасную?

Дети: - Поможем.

Логопед: - Отправляемся в путь.

2) Выделение звука Ц из слова.

Логопед: - Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел кого? Ребята, что за эта птица?

(Слайд №4-Цапли)

Дети: -Цапля.

Логопед: -Ребята, какой звук слышится в начале слова цапля?

Дети:- Звук Ц.

3) Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Характеристика звука Ц.

Дети берут зеркала и произносят звук Ц.

Логопед: -Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, звук Ц гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?

Дети: - Звук Ц согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: - Ребята, запомните, звук Ц всегда твёрдый.

Логопед: - Ребята, звук Ц будет сопровождать нас в пути и помогать преодолевать препятствия.

4)Развитие фонематического восприятия.

Логопед: -Услышал Иван-Царевич чей-то голос.

(Звучит таинственный голос: -Ребятаа ).

- Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слова, а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

- Молодцы ребята, вы справились с заданием.

5) Определение позиции звука Ц в словах.

Логопед: - Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).

Предметы: Цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица.

6) Согласование числительных с существительными.

Логопед:-Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке?

(Слайд №5- Поляна).

Дети: (Зайцев, цветов, гусениц).

Логопед: -Давайте посчитаем, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне?

Дети: -Один заяц,два зайца,три зайца,четыре зайца,пять зайцев и т.д.

Физминутка, релаксация.

(Звучит мелодия леса).

Логопед: - Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.

7) Знакомство с буквой Ц.

Логопед: - Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?

Дети: - Это буква Ц.

(Слайд №6-буква Ц)

Рассматривание буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.

8) Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Логопед:- Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?

Дети: - Курица.

Логопед: - Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными камушками.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова курица.

9) Чтение слогов.

Логопед: - Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

Логопед: - Прыгая по кочкам нужно прочитать слоги на кочках.

Чтение слогов ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.

Логопед: - Молодцы дети! Выбрались мы из этого болотистого места.

Логопед: - Продолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.

(Слайд №7 - сундук).

Логопед: - Ребята, что это?

Дети: - Сундук.

Логопед: - Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.

-Давайте, откроем сундук.

Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

(Слайд №8-схема)

Логопед: - Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).

Подходит один ребёнок и ломает иголку.

Логопед:-Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд №9-замок)

10)Анализ словесного состава предложения.

Логопед: -Осталось только встретить Василису-Прекрасную.

(Слайд №10-Василиса Прекрасная)

-Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.

Дети: Спасибо вам, ребята.

(Слайд №11-предложение)

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.

Логопед: -Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.

(Слайд №12-Иван-Царевич и Василиса Прекрасная)

11)Итог занятия. Оценка работы детей, поощрение.

Логопед:-Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?

Ответы детей.

-Логопед: -Василиса-Прекрасная хочет вас отблагодарить и дарит вам блестящие звёздочки.









































1.Коррекционно-образовательные:

Уточнить и закрепить чёткое произношение звука Ц в слогах, в словах.

Продолжать учить определять позицию звука в словах.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Закреплять умения выполнять звуковой анализ слова.

Отработать умение анализировать словесный состав предложения.

2.Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику.

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

3.Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитывать желание говорить правильно.

Предварительная работа: Чтение сказки, беседа о сказке.

Оборудование: ИКТ, куклы (Иван-Царевич, Василиса Премудрая), зеркала, предметы на звук Ц, камушки, ракушки, песок (песокотерапия) кочки, сундук.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!