СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамотейка (русский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан для дополнительной работы в классе (кружок, платный дополнительный и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Грамотейка (русский язык)»

Пояснительная записка

Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает программу курса по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий для учащихся 4 класса. Рамки уроков литературного чтения и русского языка не позволяют этого сделать в полной мере. Курс «Юный грамотей» даёт возможность восполнить этот пробел по овладению основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. Вместе с тем развивает психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения на основе занимательного языкового материала. При этом в основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий.

Практическая значимость и научная новизна инновации заключается в том, что на занятиях школьники учатся учиться и общаться; учатся слушать и говорить так, чтобы их слушали; учатся оценивать чужую и свою речь; учатся словесно импровизировать, а значит, учатся развивать мысль и слово. Педагог мотивирует младших школьников к творчеству и стремлению постоянно совершенствовать свои мысли и речь без отметок в журнал. 

Сроки осуществления замысла инновации – 1 год.

Актуальность программы заключается в том, что современные младшие школьники определяют учебный предмет «русский язык» как один из наиболее трудных и редко кто выбирает его в категории «Мой любимый учебный предмет». Однако содержание данной программы построено в занимательной форме и таким образом способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвёртом классе - 30 часов (по 1 часу в неделю) с 1 ноября по 31 мая.

Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий.

Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;

  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;

  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения русского языка в школе, участия в предметных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и в практической деятельности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий повышенной сложности. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполнения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении заданий любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения заданий. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и выполняемых заданий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Для каждого занятия разработана система заданий, направленных на развитие интеллекта у младших школьников.  Это специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», часть – из различных современных сборников по подготовке учеников к предметным олимпиадам.

Остановимся подробнее на заданиях. В процессе выполнения различных видов заданий происходит развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Задания этой группы развивают и совершенствуют слуховую и зрительную память. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).

Задания, развивающие мышление

 Совершенствованию мышления способствуют задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Познавательный аспект

                Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

                Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

               Развивающий аспект

                  Развитие речи.

                 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

              Воспитывающий аспект

    Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • участие в дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах по русскому языку.

Учебно – тематический план

4 класс

Тема

Количество часов

1

Фонетика

3

2

Морфология

10

3

Орфография

11

4

Обобщение

6


30


Содержание программы

Содержание курса «Юный грамотей»

           Фонетика

Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

    Морфология

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Степени сравнения имен прилагательных. Краткие прилагательные.

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Глаголы-исключения.

Наречие как часть речи. Способы образования наречий.

  Орфография

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классе.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма.

Ознакомление с правилами правописания и их применением:

  • правописание личных окончаний глаголов;

  • употребление буквы Ь в глагольных формах;

  • правописание частицы не с глаголами, прилагательными;

  • гласные в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;

  • правописание суффиксов –ек-, -ик-;

  • правописание –тся, -ться у глаголов.

Использование орфографического словаря.  

Обобщение

Планируемые результаты освоения программы к концу 4 класса

Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»

         В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника,  как:

·       любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

·       способность  организовать собственную деятельность;

·      доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

       Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

·       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

·       принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·       формирование уважительного отношения к иному мнению;

·       развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»

         Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

·  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

·  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·    использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;

·   использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

·  овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»

       К концу 4-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:

РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • слово, словосочетание, предложение;

               ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:

  •  начальную форму глагола;

  • глаголы в разных временных формах;

  • глаголы в формах 1, 2, 3 лица;

               РЕШАТЬ  УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • определять спряжение глагола;

  • разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;

  •  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов и существительных;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов.

 Ученик получит возможность научиться

  • проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;

  • проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • находить наречие и числительное в тексте;

  • применять правило правописания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;

  • применять правило  постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

 




















Календарно - тематическое планирование занятий в 4 классе (30 часа)


п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата

План.

Факт.

1.

ФОНЕТИКА

Звукобуквенный анализ слов.

08.10


2.

Звукобуквенный анализ слов.

15.10


3.

Ударение.

22.10


4.

МОРФОЛОГИЯ

Род имени существительного (какого рода слово пони?).

08.11


5.

Множественное число имён существительных (много помидор или помидоров?).

15.11


6.

 «Ох уж это наречие!»

22.11


7.

 «Проделки наречий» (способы образования наречий).

29.11


8.

 «То же, что было» (тоже или то же?).

06.12


9.

Степени сравнения имён прилагательных.

13.12


10.

О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

20.12


11.

Краткие прилагательные. Ь после шипящих.

27.12


12.

Не с прилагательными.

17.01


13.

Формы глагола.

24.01


14.

ОРФОГРАФИЯ

Удвоенные согласные.

31.01


15.

 «Правило этики» (уча(?) ствовать).

07.02


16.

 «Подружки «о» и «е» (правописание сложных слов).

14.02


17.

Беглое «е» (день – дня).

21.02


18.

 «Ученики –ек и –ик» (правописание суффиксов).

28.02


19.

 «Правила поведения» (когда в слове суффикс –к-, а когда  -ск-?

07.03


20.

 «Разрешённая проблема» (правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени).

14.03


21.

 «Незнайкин диктант» (правописание разделительных ь и ъ).

21.03


22.

 «Всегда твёрдая буква ш и мягкий знак»

04.04


23.

 «Мягкий знак ищет слова» (дочь, меч, туч, печь).

11.04


24.

 «Близнецы –ться и –тся».

18.04


25.

ОБОБЩЕНИЕ

Поиск закономерностей.

Орфография.

25.04


26.

Фонетика и графика.

02.05


27.

Лексика.

09.05


28.

Словообразование.

16.05


29.

Морфология.

23.05


30.

Синтаксис и пунктуация.

30.05