Пояснительная записка
Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает программу курса по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий для учащихся 4 класса. Рамки уроков литературного чтения и русского языка не позволяют этого сделать в полной мере. Курс «Юный грамотей» даёт возможность восполнить этот пробел по овладению основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. Вместе с тем развивает психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения на основе занимательного языкового материала. При этом в основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий.
Практическая значимость и научная новизна инновации заключается в том, что на занятиях школьники учатся учиться и общаться; учатся слушать и говорить так, чтобы их слушали; учатся оценивать чужую и свою речь; учатся словесно импровизировать, а значит, учатся развивать мысль и слово. Педагог мотивирует младших школьников к творчеству и стремлению постоянно совершенствовать свои мысли и речь без отметок в журнал.
Сроки осуществления замысла инновации – 1 год.
Актуальность программы заключается в том, что современные младшие школьники определяют учебный предмет «русский язык» как один из наиболее трудных и редко кто выбирает его в категории «Мой любимый учебный предмет». Однако содержание данной программы построено в занимательной форме и таким образом способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвёртом классе - 30 часов (по 1 часу в неделю) с 1 ноября по 31 мая.
Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения русского языка в школе, участия в предметных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и в практической деятельности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий повышенной сложности. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполнения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении заданий любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения заданий. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и выполняемых заданий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Для каждого занятия разработана система заданий, направленных на развитие интеллекта у младших школьников. Это специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», часть – из различных современных сборников по подготовке учеников к предметным олимпиадам.
Остановимся подробнее на заданиях. В процессе выполнения различных видов заданий происходит развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Задания этой группы развивают и совершенствуют слуховую и зрительную память. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).
Задания, развивающие мышление
Совершенствованию мышления способствуют задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы контроля:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
участие в дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах по русскому языку.
Учебно – тематический план
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Фонетика | 3 |
2 | Морфология | 10 |
3 | Орфография | 11 |
4 | Обобщение | 6 |
| 30 |
Содержание программы
Содержание курса «Юный грамотей»
Фонетика
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Морфология
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Степени сравнения имен прилагательных. Краткие прилагательные.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Глаголы-исключения.
Наречие как часть речи. Способы образования наречий.
Орфография
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классе.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
правописание личных окончаний глаголов;
употребление буквы Ь в глагольных формах;
правописание частицы не с глаголами, прилагательными;
гласные в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;
правописание суффиксов –ек-, -ик-;
правописание –тся, -ться у глаголов.
Использование орфографического словаря.
Обобщение
Планируемые результаты освоения программы к концу 4 класса
Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»
В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· способность организовать собственную деятельность;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
К концу 4-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
изученные части речи;
значимые части слова;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание, предложение;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
начальную форму глагола;
глаголы в разных временных формах;
глаголы в формах 1, 2, 3 лица;
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
определять спряжение глагола;
разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов и существительных;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться
проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
находить наречие и числительное в тексте;
применять правило правописания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Календарно - тематическое планирование занятий в 4 классе (30 часа)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Дата |
План. | Факт. |
1. | ФОНЕТИКА | Звукобуквенный анализ слов. | 08.10 | |
2. | Звукобуквенный анализ слов. | 15.10 | |
3. | Ударение. | 22.10 | |
4. | МОРФОЛОГИЯ | Род имени существительного (какого рода слово пони?). | 08.11 | |
5. | Множественное число имён существительных (много помидор или помидоров?). | 15.11 | |
6. | «Ох уж это наречие!» | 22.11 | |
7. | «Проделки наречий» (способы образования наречий). | 29.11 | |
8. | «То же, что было» (тоже или то же?). | 06.12 | |
9. | Степени сравнения имён прилагательных. | 13.12 | |
10. | О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | 20.12 | |
11. | Краткие прилагательные. Ь после шипящих. | 27.12 | |
12. | Не с прилагательными. | 17.01 | |
13. | Формы глагола. | 24.01 | |
14. | ОРФОГРАФИЯ | Удвоенные согласные. | 31.01 | |
15. | «Правило этики» (уча(?) ствовать). | 07.02 | |
16. | «Подружки «о» и «е» (правописание сложных слов). | 14.02 | |
17. | Беглое «е» (день – дня). | 21.02 | |
18. | «Ученики –ек и –ик» (правописание суффиксов). | 28.02 | |
19. | «Правила поведения» (когда в слове суффикс –к-, а когда -ск-? | 07.03 | |
20. | «Разрешённая проблема» (правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени). | 14.03 | |
21. | «Незнайкин диктант» (правописание разделительных ь и ъ). | 21.03 | |
22. | «Всегда твёрдая буква ш и мягкий знак» | 04.04 | |
23. | «Мягкий знак ищет слова» (дочь, меч, туч, печь). | 11.04 | |
24. | «Близнецы –ться и –тся». | 18.04 | |
25. | ОБОБЩЕНИЕ | Поиск закономерностей. Орфография. | 25.04 | |
26. | Фонетика и графика. | 02.05 | |
27. | Лексика. | 09.05 | |
28. | Словообразование. | 16.05 | |
29. | Морфология. | 23.05 | |
30. | Синтаксис и пунктуация. | 30.05 | |