МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Урок русского языка в 11 классе
по теме:
«Грамотная речь - показатель культуры человека
(подготовка к ЕГЭ)».
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Атанасова Ольга Ивановна
2020 г.
Тема урока: «Грамотная речь - показатель культуры человека
(подготовка к ЕГЭ)».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- аргументировать свою точку зрения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Тест
Задание «Корректор»
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Подведение итогов урока
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока , слайдовая презентация, интерактивная доска для демонстрации с выходом в интернет, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Ход урока
Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...
В. Г. Белинский
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать на уроке.
-Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа (1 ученик).
-Как вы понимаете слова Виссариона Григорьевича Белинского, русского писателя, выдающегося литературного критика и публициста.
- А как развивается язык?
- Можем ли мы участвовать в этом процессе?
- Можете ли вы привести примеры? ( Беседа с обучающимися)
- Вы можете определить тему нашего урока, о чем мы будем говорить?
2)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
-Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, запишите тему и дату в тетради.
Проблема № 1 « Неоправданные заимствования»
- Ребята, у нас возникают проблемы, и нам необходимо их решать на протяжении всего урока.
Обратите внимание на красивые русские слова, которые, к сожалению, мы очень редко стали употреблять в своей речи. Я взяла только малую часть тех слов. Подберите к этим словам синонимы, употребляемые молодежью
Имидж Тинейджер Презент Геймер Суперстар Уикенд | Образ Подросток Подарок Игрок Суперзвезда Выходные |
Многие писатели говорили в защиту русской лексики, так Н. В. Гоголь говорил:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».
Так, давайте же сохраним нашу самую драгоценную вещь.
Проблема № 2 Редактор текста. (задание 6)
- Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на экране для всех)
Впереди лидирует команда наших спортсменов. (употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
- Что ж, ребята, вы хорошо увидели ошибки в речи сверстников. А умеете ли вы находить ошибки в речи известных людей. (работа с презентацией)
Проблема № 3 «Изобразительно-выразительные средства языка» (задание 26)
- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?
(тропы и стилистические фигуры).
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Дитмар Эльяшевич, с. 355).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными
Проверяем, правильно ли распределены тропы и стилистические фигуры.
Задание. Соотнесите тропы и их определения. (Фронтальная работа).
1) метафора | а) перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2) метонимия | б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3) перафраза | в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4) ирония | г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5) литота | д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
Ответы: | 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б. |
1. Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца» (О. Мандельштам):
1. перифраз
2. метафора
3. олицетворение
4. сравнение
2 Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» (М.Цветаева):
1. гипербола
2. олицетворение
3. метафора
4. сравнение
3. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).
1. парцелляция
2. градация
3. анафора
4. эллипсис
- Посмотрите вот этот ролик «Ералаш» («Говорить надо по-русски»)
Это «засорение» русского языка жаргонизмами.
Жаргон (арго, сленг) – разговорные слова, употребляемые людьми, определённой социальной или возрастной группы. Различают разные виды жаргона. Один из них – это молодёжный жаргон. В молодёжном жаргоне середины 70-х годов появилось немало новых слов.
Как вам молодежный язык 70-х годов? Всё понятно? (обсуждение). Что ж, это и есть молодёжный жаргон. К сожалению, он нашу речь не украшает, наоборот, делает её бедной. Почему мы так говорим? (беседа по фильму)
- А вот Николай Васильевич Гоголь призывает нас обращать со словом честно, т.е. использовать его правильно. «Со словом надо обращаться честно».
- Как вы понимаете слово «честно»?
- Всегда ли вы ведете себя «честно» по отношению к слову?
Проблема № 4 «Грамматическая ошибка» (задание 8)
- Я предлагаю вам пройти дистанционный тренинг на платформе «Якласс».
Мы возьмем один вид грамматической ошибки, это употребление знаков препинания при передачи чужой речи
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)
Спасибо за урок.