Грамотное планирование урока и целеполагание.
МБОУ средняя школа №8 г.Выкса
учитель английского языка
Кузьмина О.С.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
(Л.Н. Толстой).
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
«Под целью в образовании понимается предвосхищаемый результат– образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема».
Хуторской А.В.
Поставить педагогическую цель-означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог.
Для чего педагог определяет цели?
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты
Цели определяют направления.
Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения.
Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.
Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели.
Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.
Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.
Цели должны быть:
•Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
•Конкретные.
•Понятные.
•Осознанные.
•Описывающие желаемый результат.
•Реальные.
•Побудительные (побуждать к действию).
•Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Обучающие цели:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»
«выполнить»
«систематизировать»
В чем состоит отличие цели от задачи.
Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.
Цель отвечает на вопрос «Что сделано?», а задача – «Что надо сделать?»
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий
Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели.
Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Слова-помощники:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
Приёмы целеполагания:
Яркое пятно
Мозговой штурм
Тема-вопрос
Ключевое слово
Отгадай загадку
Отсроченная отгадка
Домысливание
Группировка
Исключение
Яркое пятно:
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Мозговой штурм:
Учащимся предлагается заполнить кластер, или решить ситуацию. Каждый предлагает свой вариант, обосновывая его.
Напоминаю правила мозгового штурма:
Называя идеи, нельзя повторяться.
Чем больше список идей, тем лучше.
Идеи не оцениваются и не критикуются.
Предлагается по одной идее.
Тема-вопрос :
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
«Ключевое слово»:
Опорное слово из темы служит объектом рассуждения и целеполагания.
Отгадай загадку
«Отсроченная отгадка»:
Предложить загадку, кроссворд или пословицу.
Поиск правильного решения и станет целью урока.
Домысливание:
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Исключение:
Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Группировка:
Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
Затем прошу, обосновывая свои высказывания.
Проблемная ситуация:
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока.
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Традиционный подход к целеполаганию ознакомить учащихся с … выработать умения … закрепить навык воспитывать интерес к предмету | Целеполагание «от ученика» будут знать будут уметь приобрету навык смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … | Задачи этапа урока (микроцели) узнают… вспомнят… повторят… научатся… закрепят… поупражняются… поразмышляют… продемонстрируют… |
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Источники:
www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981
uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.html
ivlieva56.ucoz.ru/publ/6-1-0-4
Каким должен быть современный урок. www.it-n.ru.