СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамотность на Руси. Кирилл и Мефодий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамотность на Руси. Кирилл и Мефодий»

 С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и редко задумываемся над тем, как изумительно точно он приспособ-лен к нашему языку. Создание нашего алфавита связано с именами двух замечательных людей — братьев Константина (став под конец жизни монахом, он принял имя Кирилл) и Мефодия, уроженцев города Салоники в Македонии. Здесь издавна жили греки и славяне.

С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и редко задумываемся над тем, как изумительно точно он приспособ-лен к нашему языку. Создание нашего алфавита связано с именами двух замечательных людей — братьев Константина (став под конец жизни монахом, он принял имя Кирилл) и Мефодия, уроженцев города Салоники в Македонии. Здесь издавна жили греки и славяне.

 Неизвестно точно, кем были братья по происхождению — славянами или греками. Но для всех жителей Салоник славянский язык был таким же родным, как и греческий.

Неизвестно точно, кем были братья по происхождению — славянами или греками. Но для всех жителей Салоник славянский язык был таким же родным, как и греческий.

 В IX в. германские феодалы вели наступление на земли западных славян — на Великоморавское государство. Жителей пытались подчинить влиянию чуждой культуры. В церквях запрещалось вести богослужение на понятном народу славянском языке.

В IX в. германские феодалы вели наступление на земли западных славян — на Великоморавское государство. Жителей пытались подчинить влиянию чуждой культуры. В церквях запрещалось вести богослужение на понятном народу славянском языке.

 Немецкие епископы жестоко расправлялись со смельчаками, которые решались нарушить запрет. Славянское богослужение было средством национальной борьбы. В эту борьбу и вступили Кирилл и Мефодий. Сначала у себя на родине, а затем в Моравии Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык книги, открывали училища для славян.

Немецкие епископы жестоко расправлялись со смельчаками, которые решались нарушить запрет. Славянское богослужение было средством национальной борьбы. В эту борьбу и вступили Кирилл и Мефодий. Сначала у себя на родине, а затем в Моравии Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык книги, открывали училища для славян.

 Венцом их деятельности было создание алфавита. Особенно много сделал для этого Кирилл. Известны две формы славянского алфавита — кириллица (она названа так по имени Кирилла) и глаголица. Последняя употреблялась на Руси сравнительно мало, в основном в IX — XI вв., а в более позднее время — у чехов и хорватов. До сих пор идет спор, какой из двух алфавитов древнее, какой создан Кириллом и Мефодием.

Венцом их деятельности было создание алфавита. Особенно много сделал для этого Кирилл. Известны две формы славянского алфавита — кириллица (она названа так по имени Кирилла) и глаголица. Последняя употреблялась на Руси сравнительно мало, в основном в IX — XI вв., а в более позднее время — у чехов и хорватов. До сих пор идет спор, какой из двух алфавитов древнее, какой создан Кириллом и Мефодием.

 Кирилл и Мефодий.

Кирилл и Мефодий.

 Уже в X в. новая славянская азбука проникает на Русь из Болгарии. Зарождается древнерусская литература. Ей служит алфавит Кирилла и Мефодия.

Уже в X в. новая славянская азбука проникает на Русь из Болгарии. Зарождается древнерусская литература. Ей служит алфавит Кирилла и Мефодия.

 Древний кирилловский шрифт был труден для быстрого чтения: у букв были очень сложные начертания, применялось много сокращений, вместо некоторых букв над строкой ставили специальный знак — титло. При Петре I был выработан новый, так называемый гражданский, шрифт с более простым рисунком букв, более ясный и разборчивый. Этим шрифтом мы пользуемся и сегодня.

Древний кирилловский шрифт был труден для быстрого чтения: у букв были очень сложные начертания, применялось много сокращений, вместо некоторых букв над строкой ставили специальный знак — титло. При Петре I был выработан новый, так называемый гражданский, шрифт с более простым рисунком букв, более ясный и разборчивый. Этим шрифтом мы пользуемся и сегодня.

 Кириллица стала официальным алфавитом. Ее буквами написано большинство документов Древнерусского государства. Все рукописи писались тогда на пергаменте, для изготовления которого использовали телячьи и бараньи кожи. Они ввозились из Византии и западных стран, а в русских землях их научились делать в XIII веке. Понятно, что книги (их писали палочками или гусиными перьями) создавались с большим трудом, а потому стоили очень дорого.

Кириллица стала официальным алфавитом. Ее буквами написано большинство документов Древнерусского государства.

Все рукописи писались тогда на пергаменте, для изготовления которого использовали телячьи и бараньи кожи. Они ввозились из Византии и западных стран, а в русских землях их научились делать в XIII веке. Понятно, что книги (их писали палочками или гусиными перьями) создавались с большим трудом, а потому стоили очень дорого.

 Церкви и монастыри стали центрами подготовки переписчиков и переводчиков книг, написанных в Византии и Восточной Европе. Азы грамоты постигали, кроме монахов и священников, князья, бояре, купцы, зажиточные ремесленники.

Церкви и монастыри стали центрами подготовки переписчиков и переводчиков книг, написанных в Византии и Восточной Европе. Азы грамоты постигали, кроме монахов и священников, князья, бояре, купцы, зажиточные ремесленники.

 В «Повести временных лет» сообщается, что вскоре после 988 года была в Киеве создана школа (по распоряжению Владимира I Крестителя-Святого). При Ярославе Мудром в школе при Софий-ском соборе обучалось более 300 мальчиков. А сестра Владимира Мономаха Янка создала при женском монастыре школу для обучения девочек. Софийский собор.

В «Повести временных лет» сообщается, что вскоре после 988 года была в Киеве создана школа (по распоряжению Владимира I Крестителя-Святого). При Ярославе Мудром в школе при Софий-ском соборе обучалось более 300 мальчиков. А сестра Владимира Мономаха Янка создала при женском монастыре школу для обучения девочек.

Софийский собор.

 Длительное время отечественные историки были убеждены, что письменность на Руси – это удел лишь духовенства, феодальной знати и богатых горожан. Оказалось, что грамотой владели и некоторые простые люди. Не имея возможности писать на пергаменте, они выдавливали или вырезали свои документы и письма на бересте. Авторами их были смерды, ремесленники, мелкие торговцы .

Длительное время отечественные историки были убеждены, что письменность на Руси – это удел лишь духовенства, феодальной знати и богатых горожан. Оказалось, что грамотой владели и некоторые простые люди. Не имея возможности писать на пергаменте, они выдавливали или вырезали свои документы и письма на бересте. Авторами их были смерды, ремесленники, мелкие торговцы .

 В Древней Руси школы были двух видов: в одних, при монастырях, готовили церковнослужителей (им преподавали чтение, письмо, пение, богословие), а в других (более высокой ступени) дети дополнительно получали знания по философии, риторике и грамматике. Но, очевидно, самым распростра-ненным было индивидуальное обучение.

В Древней Руси школы были двух видов: в одних, при монастырях, готовили церковнослужителей (им преподавали чтение, письмо, пение, богословие), а в других (более высокой ступени) дети дополнительно получали знания по философии, риторике и грамматике. Но, очевидно, самым распростра-ненным было индивидуальное обучение.

 Важную роль в просвещении играли библиотеки. Одну из них – при Софийском соборе – создал Ярослав Мудрый. Солидные библиотеки появились также в соборах Новгорода и Полоцка, в Киево-Печерском и Юрьевском монастырях.

Важную роль в просвещении играли библиотеки. Одну из них – при Софийском соборе – создал Ярослав Мудрый. Солидные библиотеки появились также в соборах Новгорода и Полоцка, в Киево-Печерском и Юрьевском монастырях.

 Главным памятником древнерусской культуры являются летописи – исторические труды, в которых год за годом отража-лись самые важные события. Их вели обычно монахи в монастырях.

Главным памятником древнерусской культуры являются летописи – исторические труды, в которых год за годом отража-лись самые важные события. Их вели обычно монахи в монастырях.

 Многое о нашей истории мы узнаем из летописей. Подревне-русски «лето» означает «год», летопись — запись исторических событий по годам. Писали летописи летописцы, грамотные, образованные люди. В Древней Руси таких людей больше всего было среди монахов. Один из самых знаменитых русских летописцев — Нестор, автор летописи, которую сам он назвал «Повесть временных лет».

Многое о нашей истории мы узнаем из летописей. Подревне-русски «лето» означает «год», летопись — запись исторических событий по годам. Писали летописи летописцы, грамотные, образованные люди. В Древней Руси таких людей больше всего было среди монахов. Один из самых знаменитых русских летописцев — Нестор, автор летописи, которую сам он назвал «Повесть временных лет».

Летописец Нестор.

Летописец Нестор.

В монастырской келье узкой,  В четырех глухих стенах,  О земле о древнерусской,  Быль записывал монах.

В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах, О земле о древнерусской, Быль записывал монах.

 Нестор жил во второй половине XI — начале ХII вв. В восемнадцать лет он стал монахом и всю жизнь прожил в Киево-Печерском монастыре близ Киева. Нестор знал греческий язык и читал сочинения греческих историков, собирал древние предания, записывал рассказы стариков о прошлом. По его собственным словам, многое он узнал от монаха Яна Вышатича, дожившего до 90 лет. В «Повести временных лет» Нестор рассказывает о том, «как началась и откуда пошла Русская земля».

Нестор жил во второй половине XI — начале ХII вв. В восемнадцать лет он стал монахом и всю жизнь прожил в Киево-Печерском монастыре близ Киева. Нестор знал греческий язык и читал сочинения греческих историков, собирал древние предания, записывал рассказы стариков о прошлом. По его собственным словам, многое он узнал от монаха Яна Вышатича, дожившего до 90 лет. В «Повести временных лет» Нестор рассказывает о том, «как началась и откуда пошла Русская земля».

 Писать летописи доверяли наиболее грамотным, умудрённым опытом монахам. Летописец записывал всё, что видел и слышал: о нашествии врага, о битвах, о городах, правителях и их делах, о неурожаи, о строительстве военных укреплений, Храмов и многом другом.

Писать летописи доверяли наиболее грамотным, умудрённым

опытом монахам. Летописец записывал всё, что видел и

слышал: о нашествии врага, о битвах, о городах, правителях и

их делах, о неурожаи, о строительстве военных укреплений,

Храмов и многом другом.

 Все книги в то время были рукописными. Писали их не на бумаге, а на пергаменте – особым образом обработанной коже животных. Писали не привычной нам ручкой, а гусиным пером.

Все книги в то время были рукописными. Писали их не на

бумаге, а на пергаменте – особым образом обработанной коже

животных. Писали не привычной нам ручкой, а гусиным пером.

 Но не только на пергаменте писали наши предки. Был и более дешёвый материал, который всегда имелся в лесах, - береста. На бересте писали письма, записки, ученики выполняли задания учителя.

Но не только на пергаменте писали наши предки. Был и более

дешёвый материал, который всегда имелся в лесах, - береста.

На бересте писали письма, записки, ученики выполняли

задания учителя.

 Особенно много берестяных грамот нашли в древнем городе  Новгороде. Издавна славился он грамотными людьми. Большин- ство новгородцев умели читать и писать. Грамотными были бога- тые и бедные, мужчины и женщины.

Особенно много берестяных грамот нашли в древнем городе

Новгороде. Издавна славился он грамотными людьми. Большин-

ство новгородцев умели читать и писать. Грамотными были бога-

тые и бедные, мужчины и женщины.

 Археологи нашли даже берестяную учебную тетрадь мальчика Онфима.

Археологи нашли даже берестяную учебную тетрадь мальчика

Онфима.

 Школьные тетради в России появились очень давно. В древнерусском языке слово тетрадь известно с XI века, так книжники называли четыре листа пергамента, сшитые вместе. Старинные древнерусские школьные

Школьные тетради в России появились очень давно. В древнерусском языке слово тетрадь известно с XI века, так книжники называли четыре листа пергамента, сшитые вместе. Старинные древнерусские школьные "тетрадки", были найдены в Новгороде во время археологических раскопок. Правда, тетрадки эти не похожи на современные.

 В Древней Руси писали на пергамене - тонко выделанной телячьей коже, из которого и составляли тетради. Тетради имели всего четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали и сшивали посередине. Но пергамен был дорогим материалом, и для школьных занятий его, конечно, не использовали. Археологи нашли на бересте несколько рисунков Онфима вперемешку со школьными упражнениями.

В Древней Руси писали на пергамене - тонко выделанной телячьей коже, из которого и составляли тетради. Тетради имели всего четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали и сшивали посередине. Но пергамен был дорогим материалом, и для школьных занятий его, конечно, не использовали.

Археологи нашли на бересте несколько рисунков Онфима вперемешку со школьными упражнениями.

 На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле».

На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле».

Рисунок мальчика Онфима.

Рисунок мальчика Онфима.

 Для школьных упражнений использовали и более удобные

Для школьных упражнений использовали и более удобные "тетради" - церы. Цера - это небольшая деревянная дощечка с углублением на одной стороне, в которое заливали воск. Дети учились выписывать буквы на воске, с которого легко было стереть неудачную надпись или освободить место для нового упражнения.

 Такие дощечки-тетради тоже встречаются среди археологичес-ких находок. Церами пользовались не только славяне, но и древние римляне и древние греки. Связанные между собой церы назывались кодекс.

Такие дощечки-тетради тоже встречаются среди археологичес-ких находок. Церами пользовались не только славяне, но и древние римляне и древние греки. Связанные между собой церы назывались кодекс.

Миниатюра из Букваря. Москва. 1637 года

Миниатюра из Букваря. Москва. 1637 года

" Палата-учительная". Деталь шкафа. 17 в.

 Иногда оборотные стороны цер украшали богатым растительным орнаментом, иногда на обороте вырезали азбуку, которая служила пособием. На нее смотрел ученик, списывая буквы. И это схоже с современными пособиями, например, с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей.

Иногда оборотные стороны цер украшали богатым растительным орнаментом, иногда на обороте вырезали азбуку, которая служила пособием. На нее смотрел ученик, списывая буквы. И это схоже с современными пособиями, например, с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей.

 Школа. Миниатюра.  «Житие Сергия Радонежского»

Школа. Миниатюра.

«Житие Сергия Радонежского»

Сайт Елены Берюховой « Школа АБВ »  http :// shkola - abv . ru  Использованы материалы сайта: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=2

Сайт Елены Берюховой « Школа АБВ »

http :// shkola - abv . ru

Использованы материалы сайта:

http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!