СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Грамотность – залог успешной карьеры".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Грамотность – залог успешной карьеры".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича» Энгельсского муниципального района Саратовской области. Грамотность –  залог успешной карьеры   Проект выполнила: Ученица 8 «В» класса Моргуль Ксения Руководитель: Фуфыгина Елена Васильевна.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Грамотность – залог успешной карьеры

Проект выполнила:

Ученица 8 «В» класса

Моргуль Ксения

Руководитель:

Фуфыгина Елена Васильевна.

Введение

  • Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром» писал: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...»
  • Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет.
  • Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.
  • В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
  •  

История грамотности.  

  • Сохранившиеся исторические источники не позволяют составить статистику грамотности в России ранее последних двух сотен лет. Известны как минимум две использовавшиеся на Руси азбуки — отмершая глаголица и ныне здравствующая кириллица — и еще одна гипотетическая система древнеславянского письма — «черты и резы».
  • В 862 году, когда, по летописной легенде, в Новгороде случилось «призвание варягов», один из будущих составителей славянской азбуки Кирилл (в миру Константин Философ) обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие, записанное «руськими письменами». Вероятно, это была ныне система дохристианского славянского письма, которую вытеснил алфавит Кирилла и Мефодия после принятия Русью христианства. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III составили первый славянский алфавит и начали перевод на него христианских текстов.
  • Археологические исследования показывают, что примерно тысячу лет назад на Руси начался и вплоть до монгольского нашествия продолжался заметный и устойчивый рост грамотности городского населения. Писали кириллицей и чуть реже глаголицей. Берестяные грамоты и прочие письменные находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди духовной и светской знати, купечества и верхушки квалифицированных ремесленников.

Чтoбы cдeлaть ycпeшнyю кapьepy, нeпpeмeннo нyжнo имeть бoгaтый cлoвapный зaпac и пpaвильнyю литepaтypнyю peчь. Для этoгo нe oбязaтeльнo зaнимaтьcя c peпeтитopaми. Глaвнoe - пocтaвить пepeд coбoй цeль и пpилaгaть пocтoянныe ycилия для eё дocтижeния. Baжнo, чтoбы peчь былa ocмыcлeннoй, пoэтoмy дyмaйтe, o чeм гoвopитe. Mнoгиe в cвoeй peчи пocтoяннo yпoтpeбляют шaблoнныe фpaзы и штaмпы. Oни гoвopят бeccoзнaтeльнo, нe зaдyмывaяcь нaд пocтpoeниeм фpaзы. A нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa пpoизнocимoм. Чтoбы выcтpoить гpaмoтнyю peчь, тpeбyютcя пpocтoтa и яcнocть, чeткocть и лaкoничнocть. Peчь oтpaжaeт мышлeниe чeлoвeкa. Пoдчиняя ceбe coбcтвeнный язык, чeлoвeк нaчинaeт мeнять cвoe мышлeниe, paзвивaть cвoй yм.

Чтoбы cдeлaть ycпeшнyю кapьepy, нeпpeмeннo нyжнo имeть бoгaтый cлoвapный зaпac и пpaвильнyю литepaтypнyю peчь. Для этoгo нe oбязaтeльнo зaнимaтьcя c peпeтитopaми. Глaвнoe - пocтaвить пepeд coбoй цeль и пpилaгaть пocтoянныe ycилия для eё дocтижeния. Baжнo, чтoбы peчь былa ocмыcлeннoй, пoэтoмy дyмaйтe, o чeм гoвopитe. Mнoгиe в cвoeй peчи пocтoяннo yпoтpeбляют шaблoнныe фpaзы и штaмпы. Oни гoвopят бeccoзнaтeльнo, нe зaдyмывaяcь нaд пocтpoeниeм фpaзы. A нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa пpoизнocимoм. Чтoбы выcтpoить гpaмoтнyю peчь, тpeбyютcя пpocтoтa и яcнocть, чeткocть и лaкoничнocть. Peчь oтpaжaeт мышлeниe чeлoвeкa. Пoдчиняя ceбe coбcтвeнный язык, чeлoвeк нaчинaeт мeнять cвoe мышлeниe, paзвивaть cвoй yм.

Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный российский психолог А. Е. Войскунский.
  • Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный российский психолог А. Е. Войскунский.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Для этого необходимы следующие качества: –  знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; –  умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; –  владение профессиональной терминологией; –  владение стилем профессиональной речи; –  умение определять цель и понимать ситуацию общения; –  умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения; –  умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; –  знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Для этого необходимы следующие качества:

–  знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в

речи;

–  умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

–  владение профессиональной терминологией;

–  владение стилем профессиональной речи;

–  умение определять цель и понимать ситуацию общения;

–  умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

–  умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной

деятельности;

–  знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Я хочу взять за пример профессию-юрист.

В течение всей учебы в университете преподаватели постоянно твердят, что юрист обязан быть грамотным, его речь должна быть убедительной и поставленной, хоть далеко не каждый владеет даром красноречия. Существует множество нюансов, способных легко и навсегда погубить карьеру юриста. Ведь умение грамотно и правильно выражать свои мысли является едва ли не самым важным элементом в данной профессии.

К примеру, вы работаете юрисконсультом, к вам обращается большое количество людей с разнообразными вопросами и проблемами. И каждый из них ждет от вас квалифицированного ответа, помощи, поддержки. Мало обладать информацией, главное – уметь правильно донести ее, быть готовым к многочисленным вопросам со стороны клиента, повторному обращению к вам, в случае изменения каких–либо обстоятельств и т.д. То же самое относится к адвокатам, ведь они выступают в суде, защищая блага и интересы своих подопечных. Адвокат обязан отстоять свою позицию, основанную на фактах и доказательствах, и сделать это убедительно, не оставив и капли сомнения в глазах судьи и остальных присутствующих.

Cвоим одноклассникам я задала вопрос на тему «Должен ли человек быть грамотным?»   Из 25 опрошенных школьников 18 также ответили-да Остальные 7 человек сказали что это не так. Таким образом, проведенный опрос демонстрирует настораживающие тенденции в среде школьников: они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.

Cвоим одноклассникам я задала вопрос на тему «Должен ли человек быть грамотным?»

 

Из 25 опрошенных школьников 18 также ответили-да

Остальные 7 человек сказали что это не так.

Таким образом, проведенный опрос демонстрирует настораживающие тенденции в среде школьников: они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.

Заключение Неправильно считать, что молодое поколение испортил интернет. Что общение там позволяет использовать сокращения и фирменные словечки, происходящие от английских слов и выражений. Наоборот: становится модно быть грамотным. Общаясь в социальных сетях, люди, пишущие без грамматических ошибок, считают себя особой кастой, привилегированной группой и узнают друг друга по грамотному письму, как по маячку. Остальные участники социальных медиа все чаще подтягиваются за лидерами. Ведь грамотность — признак достойного культурного уровня человека и его социального статуса. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Стоит любить свою профессию, работу, чтобы она доставляла удовольствие, радость, удовлетворение не только нам, но и окружающим нас людям. Чтобы в ней, действительно, было всё разумно, прочно и красиво! А знания помогут нам в этом.

Заключение

  • Неправильно считать, что молодое поколение испортил интернет. Что общение там позволяет использовать сокращения и фирменные словечки, происходящие от английских слов и выражений. Наоборот: становится модно быть грамотным.
  • Общаясь в социальных сетях, люди, пишущие без грамматических ошибок, считают себя особой кастой, привилегированной группой и узнают друг друга по грамотному письму, как по маячку. Остальные участники социальных медиа все чаще подтягиваются за лидерами. Ведь грамотность — признак достойного культурного уровня человека и его социального статуса.
  • Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Стоит любить свою профессию, работу, чтобы она доставляла удовольствие, радость, удовлетворение не только нам, но и окружающим нас людям. Чтобы в ней, действительно, было всё разумно, прочно и красиво! А знания помогут нам в этом.

Список использованной литературы   Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. –М.: ИНФРА – М, 2005. Интернет – ресурсы Электронная версия, «Грамота.ру», http://slovarozhegova.ru/ https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863 10. https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863  

Список использованной литературы

 

Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.

Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013.

Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990.

Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003.

Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. –М.: ИНФРА – М, 2005.

Интернет – ресурсы

Электронная версия, «Грамота.ру», http://slovarozhegova.ru/

https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863

10. https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!