Проект
Грамотность –
залог успешной карьеры
Содержание:
1. Введение …………………………..……………………………………..………3
1.1. Цель, предмет исследования, актуальность проблемы…………..…...3
2.Теоретическая часть ……………...……………………………………………5
2. Теоретическая часть...................................................................................4
2.1 История грамотности…………………………………………………………4
2.2. Залог успешной карьеры……………………………………………………5
2.3 Языковая грамотность и культура речи в профессиональной
Деятельности……………………………………………………………………….6
2.3. Примеры………………………………………….…………………………….7
3.Исследование………………………………………………….……….………..7
3.1.Анкетирование учащихся………………………………………….……….8
3.2. Выводы, результаты исследования…………………………………….8
4. Заключение……………………………………………..……………….........9
5. Список использованных источников……………………………………...10
2 стр.
1.Введение: Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром» писал: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...»
Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет.
Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Актуальность: данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для современного человека, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей в профессиональной сфере.
Цель исследовательской работы: показать важность грамотного устного и письменного общения для специалиста, претендующего на успешную профессиональную карьеру
Задачи исследовательской работы:
изучить историю вопроса;
проанализировать ряд профессий, в которых знание норм русского языка играет важную роль;
изучить, насколько уровень грамотности влияет на профессиональную успешность человека;
провести анкетирование учащихся школы
Гипотеза: современные специалисты должны быть не только высоко профессиональны, но и должны глубоко понимать принципы общения, особенно речевого.
Методы исследования
. изучение литературы и интернет-ресурсов по исследуемой теме;
· подготовка материалов для брошюры, для уроков успеха;
· разработка и проведение анкетирования.
3 стр.
2.Теоретическая часть
2.1 История грамотности.
Сохранившиеся исторические источники не позволяют составить статистику грамотности в России ранее последних двух сотен лет. Известны как минимум две использовавшиеся на Руси азбуки — отмершая глаголица и ныне здравствующая кириллица — и еще одна гипотетическая система древнеславянского письма — «черты и резы».
В 862 году, когда, по летописной легенде, в Новгороде случилось «призвание варягов», один из будущих составителей славянской азбуки Кирилл (в миру Константин Философ) обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие, записанное «руськими письменами». Вероятно, это была ныне система дохристианского славянского письма, которую вытеснил алфавит Кирилла и Мефодия после принятия Русью христианства. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III составили первый славянский алфавит и начали перевод на него христианских текстов.
Археологические исследования показывают, что примерно тысячу лет назад на Руси начался и вплоть до монгольского нашествия продолжался заметный и устойчивый рост грамотности городского населения. Писали кириллицей и чуть реже глаголицей. Берестяные грамоты и прочие письменные находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди духовной и светской знати, купечества и верхушки квалифицированных ремесленников.
По итогам татаро-монгольского нашествия и общего кризиса государственности грамотность на Руси снизилась. Если отец Владимира Мономаха, первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси», знал пять языков, а Всеволод Большое Гнездо, великий князь Владимирский в эпоху наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси, в юности учился в Константинополе, то первые московские князья личной грамотностью не отличались. О победителе Мамая Дмитрии Донском летописи доносят, что «он не был хорошо изучен книгам», а Василий Тёмный в жесточайшей междоусобной войне успешно удерживал московский престол целых 37 лет, будучи совсем неграмотным.
4 стр.
2.2 Залог успешной карьеры
Чтoбы cдeлaть ycпeшнyю кapьepy, нeпpeмeннo нyжнo имeть бoгaтый cлoвapный зaпac и пpaвильнyю литepaтypнyю peчь. Для этoгo нe oбязaтeльнo зaнимaтьcя c peпeтитopaми. Глaвнoe - пocтaвить пepeд coбoй цeль и пpилaгaть пocтoянныe ycилия для eё дocтижeния. Baжнo, чтoбы peчь былa ocмыcлeннoй, пoэтoмy дyмaйтe, o чeм гoвopитe. Mнoгиe в cвoeй peчи пocтoяннo yпoтpeбляют шaблoнныe фpaзы и штaмпы. Oни гoвopят бeccoзнaтeльнo, нe зaдyмывaяcь нaд пocтpoeниeм фpaзы. A нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa пpoизнocимoм. Чтoбы выcтpoить гpaмoтнyю peчь, тpeбyютcя пpocтoтa и яcнocть, чeткocть и лaкoничнocть. Peчь oтpaжaeт мышлeниe чeлoвeкa. Пoдчиняя ceбe coбcтвeнный язык, чeлoвeк нaчинaeт мeнять cвoe мышлeниe, paзвивaть cвoй yм. A этo тaк жe нeпpocтo, кaк oтжaтьcя бeз тpeниpoвки cpaзy copoк paз. Ocвoбoждaйтecь oт бpaни и вyльгapизмoв. Haшeмy тeлy нyжнo пpaвильнoe, cбaлaнcиpoвaннoe питaниe. Пoэтoмy мы пpeкpaщaeм, ecть чипcы и бepeмcя зa фpyкты и oвoщи. Haшeмy языкy и yмy нyжны тaкиe книги и фильмы, в кoтopыx мoжнo пoчepпнyть лoгикy paccyждeний и гpaмoтнocть излoжeния мыcлeй. Cлoвa-пapaзиты и нeнopмaтивнyю лeкcикy cлeдyeт иcключить из лeкcикoнa. Cлeнгoвыe выpaжeния и пpocтopeчия вoзмoжны лишь в oпpeдeлeннoм кpyгy oбщeния, гдe oни бyдyт yмecтны. Эффeктивнo пoмoгaeт для aнaлизa coбcтвeннoй peчи зaпиcь ceбя нa диктoфoн. Пpocлyшaв ceбя, мoжнo выдeлить в peчи вcё, чтo eё нe кpacит. Moжнo пpизвaть нa пoмoщь дpyзeй. B peaльнoй жизни дaлeкo нe вceгдa дpyзья мoгyт oкaзaть тaкyю пoмoщь, пocкoлькy caми нe oтличaютcя выcoкoй гpaмoтнocтью. 3нaчит, для пpeoдoлeния peчeвыx пpoблeм нyжнo yвeличивaть чиcлo знaкoмыx, нaxoдя вoкpyг oбpaзoвaнныx людeй, peчeвaя гpaмoтнocть кoтopыx вышe вaшeй coбcтвeннoй. Ecли y вac дoвepитeльныe oтнoшeния, пoвeдaйтe o cвoeй пpoблeмe и пoпpocитe пoмoщи. Bpяд ли чeлoвeк вaм oткaжeт. Boзьмитe нa вoopyжeниe пocтoяннoe чтeниe книг и изyчeниe cлoвapeй. Bпитывaйтe в ceбя нoвыe cлoвa, pacшиpяйтe cлoвapный зaпac. Cлoвapи пoмoгyт yлoжить в гoлoвe cлoвa c пpoблeмными yдapeниями. Ecли y вac cлoжнocти c yдapeниями в тaкиx cлoвax кaк «экcпEpт», «звoнИшь» или «тOpтoв», cтoит выпиcaть иx нa oтдeльныe лиcтoчки и зaпoминaть. Пoзнaвaйтe язык чepeз cлoвapь cинoнимoв, кoтopый oтpaжaeт мнoжecтвeнныe cмыcлoвыe oттeнки cлoв. Kpacный мoжeт быть кaк кpacным, тaк и aлым или бaгpяным. Узнaвaя нoвыe для ceбя cлoвa, чeлoвeкy cтaнoвитcя лeгчe чyвcтвoвaть нoвыe звyки и yлaвливaть нoвыe мыcли.
5 стр.
2.3Языковая грамотность и культура речи в профессиональной
деятельности
Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный российский психолог А. Е. Войскунский.
Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Профессиональное общение – это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»? Обратимся к этимологическому словарю. Это слово происходит от латинского professio и означает «публичное выступление».
Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выступление перед аудиторией, перед определённым количеством людей – это непросто. Для этого необходимо в совершенстве владеть родным языком, навыками культуры речи. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, и, конечно же, знания родного языка.
Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Для этого необходимы следующие качества:
– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в
речи;
– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
– владение профессиональной терминологией;
– владение стилем профессиональной речи;
– умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной
деятельности;
– знание этикета и чёткость выполнения его правил.
Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний
6 стр.
2.4 Примеры
Я хочу взять за пример профессию-юрист.
В течение всей учебы в университете преподаватели постоянно твердят, что юрист обязан быть грамотным, его речь должна быть убедительной и поставленной, хоть далеко не каждый владеет даром красноречия. Существует множество нюансов, способных легко и навсегда погубить карьеру юриста. Ведь умение грамотно и правильно выражать свои мысли является едва ли не самым важным элементом в данной профессии.
К примеру, вы работаете юрисконсультом, к вам обращается большое количество людей с разнообразными вопросами и проблемами. И каждый из них ждет от вас квалифицированного ответа, помощи, поддержки. Мало обладать информацией, главное – уметь правильно донести ее, быть готовым к многочисленным вопросам со стороны клиента, повторному обращению к вам, в случае изменения каких–либо обстоятельств и т.д. То же самое относится к адвокатам, ведь они выступают в суде, защищая блага и интересы своих подопечных. Адвокат обязан отстоять свою позицию, основанную на фактах и доказательствах, и сделать это убедительно, не оставив и капли сомнения в глазах судьи и остальных присутствующих.
Представьте, что будет, если правовой защитник начнет запинаться,
неуверенно произносить свою речь, делать ошибки в произношении. Скорее всего, дело будет проигрышным. И, в этом случае, не менее губительным для карьеры адвоката. Ведь его слава и заслуга полностью зависят от клиентов, такова особенность этой сферы. Но прежде чем приступать к делу, грамотный юрист должен вызвать доверие к себе, своим «будущим» действиям, основанным не на «болтовне», а на практическом опыте, правдивых словах. Ведь только доверившись юристу, человек сможет рассказать детально свою проблему, а это очень важное обстоятельство. И, опять-таки, доверие, на первых этапах, формируется путем подачи правильных фраз.
Другой пример: вы занимаете должность в правоохранительных органах. Здесь также имеются свои особенности. Умение получать необходимую информацию от свидетелей, обвиняемых, подозреваемых, других лиц, имеющих отношение к каким-либо происшествиям или преступлениям, тоже основывается на грамотно построенных вопросах, предложениях и утверждениях. Чем больше нужных фактов и доказательств получено, тем больше эффективность расследования и раскрываемость дел. А это показатель продвижения вашей профессиональной деятельности.
Успех карьеры юриста напрямую зависит от его умения не только красиво, но и мастерски говорить и доносить информацию. Конечно, все приходит с опытом, эта мудрость непреложна. Но мое мнение таково: как вы начнете свой старт, так и пойдет ваше дальнейшее продвижение.
7 стр.
3. Практические исследования
3.1 Проведение анкетирования педагогов и учащихся
Cим одноклассникам я задала вопрос на тему «Должен ли человек быть грамотным?»
Из 25 опрошенных школьников 18 также ответили-да
Остальные 7 человек сказали что это не так.
Таким образом, проведенный опрос демонстрирует настораживающие тенденции в среде школьников: они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.
3.2. Выводы, результаты исследования
Таким образом, проведенный опрос демонстрирует настораживающие тенденции в среде школьников: они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования. Педагоги подходят к решению этого вопроса более осмысленно, с учетом своей профессиональной направленности.
Да-72%
Нет-28%
8стр.
4. Заключение
Неправильно считать, что молодое поколение испортил интернет. Что общение там позволяет использовать сокращения и фирменные словечки, происходящие от английских слов и выражений. Наоборот: становится модно быть грамотным.
Общаясь в социальных сетях, люди, пишущие без грамматических ошибок, считают себя особой кастой, привилегированной группой и узнают друг друга по грамотному письму, как по маячку. Остальные участники социальных медиа все чаще подтягиваются за лидерами. Ведь грамотность — признак достойного культурного уровня человека и его социального статуса.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Стоит любить свою профессию, работу, чтобы она доставляла удовольствие, радость, удовлетворение не только нам, но и окружающим нас людям. Чтобы в ней, действительно, было всё разумно, прочно и красиво! А знания помогут нам в этом.
И последнее, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке.
Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.
9 стр.
Список использованной литературы
Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.
Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013.
Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990.
Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003.
Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. –М.: ИНФРА – М, 2005.
Интернет – ресурсы
Электронная версия, «Грамота.ру», http://slovarozhegova.ru/
https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863
10. https://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoy-kareri/3863/?q=641&n=3863