Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Томское
Исследовательская работа
Грамотным быть модно?
Автор работы:
Погребниченко Анастасия,
ученица 6б кл.,
Руководитель:
Нетеса Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы.
с. Томское
2018 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….... 3
Письменность и грамотность Древней Руси……………………………. 4
Становление письменности………………………………………………... 6
Почему надо быть грамотным?....................................................................7
Выводы……………………………………………………………………… ..9
Литература………………………………………………………………...…10
Приложение …………………………………………………………..……. 11
Введение
Актуальность (слайд 2): В настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?» Мне стало интересно: откуда пришли правила? Нужны ли они? Модно ли быть грамотным?
Цель проекта (слайд 3): выявление и развитие потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся МОАУСОШ с.Томское.
Задачи проекта (слайд 4):
Иметь представление о развитии письма и грамотности людей Древней Руси;
Познакомиться с историей русского правописания;
Провести опрос среди одноклассников, среди обучающихся с целью выявления самого грамотного ученика и класса МОАУ СОШ с. Томское;
Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.
Содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников, участвующих в проекте.
Создать маршрут грамотного человека.
Методы исследования (слайд 5):
социологический опрос среди учащихся школы, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
проанализировать результаты опроса;
собрать и обобщить информацию по теме.
Быть грамотным и начитанным модно и востребовано всегда. Но, к сожалению, этот тренд обошел XXI век стороной. Настало время техники - она решает за нас практически все. А зачем нужно думать, если всё проверит Word? Интернет погряз в орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях. Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
1 этап
На первом этапе проекта при помощи социального опроса я определила, кого считают грамотным обучающиеся нашей школы. Исходя из этих данных, я выстроила примерный маршрут грамотного человека.
2 этап
На втором этапе проекта был произведен замер грамотности учащихся нашей школы при помощи итоговых оценок за триместр.
Планируемые результаты проекта:
объединение детей разных классов и появление заинтересованности в саморазвитии и самосовершенствовании;
улучшение взаимоотношений среди обучающихся 6б класса;
повышение уровня грамотности среди одноклассников;
улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса.
Письменность и грамотность Древней Руси
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…». Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Эта официальная версия просуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до принятия христианства Русью. (слайд 6 ) В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит.
Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали?
В основном, это духовная литература. Богослужебные книги: Евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года (слайд 7). Это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал«Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления.
Как книги попадали на Древнюю Русь?
Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.
Попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить вся мировая литература того времени. Как видно, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.
Становление письменности
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.
Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг. Последние изменения внесли после революции 1917–1918 гг.: были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).
Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящаяся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовалась и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста.
В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Почему надо быть грамотным?
Словарь Ожегова гласит: «грамотный человек» – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно».
Способность чётко и грамотно выражать свою мысль - важнее этого ничего нет. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок даже самые простые слова.
В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка.
Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, пару сотен лет назад, общение высших слоёв населения происходило на французском языке, то сегодня всё перемешалось. Общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.
Не секрет, что современные подростки много времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой. Я специально обратила внимание: за 10 минут в своей группе (ватсап) я заметила 8 ошибок! Это ошибки в окончаниях, корнях, суффиксах (Например, «что делаеш?», «ты ничего не видеш», «падари падарок», «хачу на дескатеку», «ок, понел», «это типо шутка», «кто едит в горад». Одноклассники не могли ясно и грамотно выразить свои мысли.
Про запятые лучше промолчать. Вот и наглядный пример того, как «хорошо» подростки знают наш русский язык.
Вот такие вопросы я задала своим одноклассникам: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли вы правила?», «Грамотным быть модно?» «Что нужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Я решила провести своё исследование, так как считаю, что задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере ( слайды 8- 13).
Или вот маленький, но, думаю, значимый пример: в 6-х классах нашей школы обучается 51 человек, только 7 имеют «пятёрку» по русскому языку, по математике пятёрку имеют тоже 7 человек, по английскому языку – 6. Отличников на два класса – 3, хорошистов – 13, а троечников целых 35.
Самым грамотным классом нашей школы (по итогам 2 триместра) можно считать: 4а( качество – 77%), 5б (76%), 10 (55%)
Безграмотность наступает. Может, это и звучит страшно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Немодно стало быть грамотным. Но мода - это проходящее, а грамотность - навсегда!
Современное поколение школьников, да и не только они, мало читает и много общается в сети. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой.
Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, когда-нибудь займёт своё законное место!
Выводы
Если хочется быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить обязательно.
Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.
Индивидуальный маршрут грамотного человека я определила так (слайд 14):
Постоянная, качественная подготовка к учебным занятиям
Выполнение учебных проектов
Участие в школьных предметных олимпиадах
Участие в очных и заочных творческих конкурсах
Участие в дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.
ЛИТЕРАТУРА
Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно [Текст]: пособие по русскому языку/ Л.А.Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно [Текст]: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.
Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие/Т. Трофимович. – М.: ТетраСистемс, 2011.- 208 с.
Приложение
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

9