СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Граница между добром и злом».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль: основы светской этики

Автор программы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева

Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.

Тема урока « Граница между добром и злом».

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи урока:

в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.

Планируемые результаты.

  Учащиеся должны уметь:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, фронтальная, индивидуальная.

 Технические средства: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный   материал, толковый словарь Ожигова.

Литература, интернет-ресурсы: учебник, http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/, MUZOFON.COM ( песня «Дорогою добра»), физкультминутка «Две половинки».

Просмотр содержимого документа
«« Граница между добром и злом».»

Пояснительная записка

Класс: 4в

Модуль: основы светской этики

Автор программы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева

Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.

Тема урока « Граница между добром и злом».

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи урока:

в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.

Планируемые результаты.

  Учащиеся должны уметь:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, фронтальная, индивидуальная.

 Технические средства: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный  материал, толковый словарь Ожигова.

Литература, интернет-ресурсы: учебник, http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/, MUZOFON.COM ( песня «Дорогою добра»), физкультминутка «Две половинки».





Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

– Давайте и мы  улыбнемся друг другу. Пусть   наше  утро озарится светом добрых улыбок . (Слайд №1)

2. Определение проблемы урока.

А) Работа с учебником на стр.16.

- Ребята, послушайте рассказ о близнецах Оле и Игоре.

  • Сравните мнения ребят о правилах поведения людей.

- Что вызывает удивление Игоря?

Б) Работа в группах.

- Какой вопрос возникает в этой ситуации?

  • Сейчас каждая группа составит и предложит свой вариант вопроса.

- А теперь сравним ваши вопросы с вариантом авторов. (Слайд №2 На чем основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?)

3. Сообщение цели и темы урока.

  • Послушайте притчу. (Слай №3)

- А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

  • О чем эта притча? (О добре и зле)

  • Чему она учит? (Не совершать зла)

  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

  • Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

  • Почему?

- Значит, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

- Кто назовет тему нашего урока?

  • А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока.

Б) Работа в группах по толковому словарю.

- По русскому языку вы писали сочинение на эту тему. Вот как вы об этом пишите (зачитываются наиболее удачные).

  • Из ваших сочинений я поняла, что вы правильно понимаете что есть добро,а что зло. А теперь заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова.

- 1-я группа дает определение понятию Добро? (Слайд №4)

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

  • Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

  • Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

- 2-я группа дает определение понятию Зло? (Слайд№5)

1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

  • Для чего нужно зло? Нужно ли?

- 3-я группа дает определение понятию граница? (1. Линия раздела между территориями, рубеж. 2. Предел, допустимая норма.) (Слайд №6)

- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.). (Слайд №7).

Физкультминутка «Две половинки».

4. Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний.

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

  • сердечное слово,

  • ласковая улыбка,

  • дружеское внимание,

  • совет.

- Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

- А в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.

В) Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.

– Зачем в детстве читали нам сказки?

– В чём заключается мудрость сказок?

– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Слайд №8)

Г) Работа в группах. (Слайд № 9)

  • Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

  • 1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Г) Работа с текстом «Названия для правил поведения» на стр.18 учебника.

- Сейчас вам предлагается поработать в группах.

– Прочитайте. (Слайд №10, 11,12)

1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;

2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;

3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.

4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.

5. Рефлексия. (Слайд № 13)

- Что я узнал…?

- Подводя итог нашего урока, думаю, что наш разговор принесёт вам большую пользу.

Звучит песня «Дорога добра».

6. Итог урока. (Слайд №14)

– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?

- На чем же основаны правила поведения? Откуда они берутся?

– Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?

- Что она хотела услышать от него?

7. Самооценка.

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов. Если материал понятен – смайлик весёлый, частично - смайлик задумчивый, непонятно - смайлик грустный. Учащиеся выбирают смайлик и прикрепляют на доску.

8. Домашнее задание (на выбор).

  • Подобрать пословицы о добре и зле;

  • какие добрые дела мы можем сделать;

  • написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле.


Приложение к конспекту

    1. Сочинения детей.

    2. Смайлики:



3. Карточки:

- 1-я группа дает определение понятию Добро?

- 2-я группа дает определение понятию Зло

- 3-я группа дает определение понятию граница?

- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.).

  • Карточка №2: Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • Карточка №3:

1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;

2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;

3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.

4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Амзя

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан









Методическая разработка урока

по курсу

«Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы светской этики»



Тема: «Граница между добром и злом».

(Образовательная система «Школа 2100»)







Учитель: Сабирьянова Лилия Фирдаусовна

МОБУ СОШ села Амзя





2014 год



































Притчи о добре и зле

ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

  • Сказка «Морозко»

  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • Мультфильм «Ну, погоди!»

Пословицы:    

   Что посеешь, то и пожнешь.

 Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

 Доброе слово, что дождь в засуху.

Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

  • О чем эта притча? (О добре и зле)

  • Чему она учит? (Не совершать зла)

  • Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)

  • Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)

  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

  • Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.