Пояснительная записка
Класс: 4в
Модуль: основы светской этики
Автор программы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева
Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.
Тема урока « Граница между добром и злом».
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи урока:
в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный материал, толковый словарь Ожигова.
Литература, интернет-ресурсы: учебник,
http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/, MUZOFON.COM ( песня «Дорогою добра»), физкультминутка «Две половинки».
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок . (Слайд №1)
2. Определение проблемы урока.
А) Работа с учебником на стр.16.
- Ребята, послушайте рассказ о близнецах Оле и Игоре.
- Что вызывает удивление Игоря?
Б) Работа в группах.
- Какой вопрос возникает в этой ситуации?
- А теперь сравним ваши вопросы с вариантом авторов. (Слайд №2 На чем основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?)
3. Сообщение цели и темы урока.
- А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».
- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.
- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.
- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.
О чем эта притча? (О добре и зле)
Чему она учит? (Не совершать зла)
Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.
- Значит, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
- Кто назовет тему нашего урока?
Б) Работа в группах по толковому словарю.
- По русскому языку вы писали сочинение на эту тему. Вот как вы об этом пишите (зачитываются наиболее удачные).
- 1-я группа дает определение понятию Добро? (Слайд №4)
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
- 2-я группа дает определение понятию Зло? (Слайд№5)
1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- 3-я группа дает определение понятию граница? (1. Линия раздела между территориями, рубеж. 2. Предел, допустимая норма.) (Слайд №6)
- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.). (Слайд №7).
Физкультминутка «Две половинки».
4. Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний.
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
сердечное слово,
ласковая улыбка,
дружеское внимание,
совет.
- Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
- А в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.
В) Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.
– Зачем в детстве читали нам сказки?
– В чём заключается мудрость сказок?
– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Слайд №8)
Г) Работа в группах. (Слайд № 9)
Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Г) Работа с текстом «Названия для правил поведения» на стр.18 учебника.
- Сейчас вам предлагается поработать в группах.
– Прочитайте. (Слайд №10, 11,12)
1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;
2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.
4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.
5. Рефлексия. (Слайд № 13)
- Что я узнал…?
- Подводя итог нашего урока, думаю, что наш разговор принесёт вам большую пользу.
Звучит песня «Дорога добра».
6. Итог урока. (Слайд №14)
– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?
- На чем же основаны правила поведения? Откуда они берутся?
– Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?
- Что она хотела услышать от него?
7. Самооценка.
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов. Если материал понятен – смайлик весёлый, частично - смайлик задумчивый, непонятно - смайлик грустный. Учащиеся выбирают смайлик и прикрепляют на доску.
8. Домашнее задание (на выбор).
Подобрать пословицы о добре и зле;
какие добрые дела мы можем сделать;
написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле.
Приложение к конспекту
Сочинения детей.
Смайлики:

3. Карточки:
- 1-я группа дает определение понятию Добро?
- 2-я группа дает определение понятию Зло
- 3-я группа дает определение понятию граница?
- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.).
1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;
2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.
4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Амзя
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Методическая разработка урока
по курсу
«Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
Тема: «Граница между добром и злом».
(Образовательная система «Школа 2100»)
Учитель: Сабирьянова Лилия Фирдаусовна
МОБУ СОШ села Амзя
2014 год
Притчи о добре и зле
ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».
- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.
- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.
- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.
Пословицы:
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
О чем эта притча? (О добре и зле)
Чему она учит? (Не совершать зла)
Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.


