IV. Изучение нового материала. 1. Беседа. | Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа, рассказ). | – У каждого из нас есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для своих родителей? – А для бабушки и дедушки? – У нас всех есть один общий дом. Как он называется? – В словаре С. И. Ожегова слово «страна» толкуется так: «Территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством». – Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена. – Мы все являемся гражданами России. Кто такой гражданин? – Обратимся снова к толковому словарю. Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. – Что это значит быть гражданином? – У всех граждан России есть право участвовать в управлении страной. Как это происходит? – Кого выбирают ваши родители? – А можете ли вы голосовать на выборах? – Почему? | – Сыном, дочерью. – Внуком, внучкой. – Страна. – Исполнять законы, иметь права. – Граждане участвуют в выборах. – Президента своей республики, страны; депутатов. – Нет. – Право голоса имеют лица, достигшие возраста 18 лет. | Фиксируют знание и незнание, затруднения. | Беседа по вопросам, наблюдение. |
Продолжение работы по изучению нового материала. | Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). | – Кто же такой президент? – Кто является нашим президентом? – А что такое Правительство Российской Федерации? – Ребята, скажите, что такое символ? – Обратимся вновь к толковому словарю. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Какие символы России вы знаете? – Каждый человек обязан знать символы своей страны; тот, кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далеком прошлом, но и какие изменения происходили в истории страны в разное время. Давайте попробуем выяснить, о чем нам могут рассказать символы нашей страны. (См. Ресурсный материал.) | – Глава государства, которого выбирают граждане России. – Это высший орган исполнительной власти. – Знак. – Герб, флаг, гимн. Внимательно слушают. | Формулируют ответы на вопросы. | Беседа. |
2. Изучение российской символики: герб, флаг, гимн. | Фронтальная форма работы. Словесный метод (рассказ). | Предлагает прослушать рассказ (см. Ресурсный материал). | Внимательно слушают. | Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. | |
3. Самостоятельное изучение материала учебника (с. 160–163) | Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). Практический метод (работа с текстом учебника) | – Ребята, скажите, можно ли поменять цвета флага местами? Предлагает прослушать гимн России | Отвечают на вопрос | Работают с текстом | |