СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданская война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.25.Создание СССР.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 5

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 6

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 7

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 10

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 18

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Создание СССР - история становления великого государства, которое оказало влияние на целую эпоху и стало ее символом, придя к власти большевики не думали останавливаться на достигнутом, их целью было создание как идеального, равного во всех отношениях общества, так и «Мировая Революция», которая сплотила бы «пролетариев всех стран», перед капиталистическим миром. Создание крупного союзного государства мыслилось им первой ступенькой к этой цели.

Данное занятие позволит изучить основные особенности процесса образования СССР: предпосылки, механизма создания единого государства, последствия, уделить внимание взаимосвязи истории и современности, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).




ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»


Тема 2.25.

Создание СССР.

Содержание учебного материала:

2

1,2

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- Работа с конспектом лекции

1





ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

3 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места -тетради для составления конспектов.

Журнал, дневники оценки и самооценки


Контроль по предыдущей теме: «Революция 1917»

20 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и организовывает опрос

Выполняют задания

Приложение №1

Мотивационный этап, целеполагание

4 мин

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Объясняет студентам цели занятия, важность изучения данной темы.

Слушают, задают вопросы,

Методическая разработка комбинированного занятия

Изучение нового материала

50 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Излагает конспект занятия, акцентируя внимание студентов на ключевых моментах. Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы

Слушают, задают вопросы, конспектируют


Тетрадь для конспектов, опорный конспект


Выполнение заданий по изучаемой теме

8 мин

Проверка и закрепление знаний по изучаемой теме;

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и проводит устный фронтальный опрос

Дают устные ответы на контрольные вопросы

Приложение №2

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

5 мин.

Формирование и закрепление знаний, развитие бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)

Устно проговаривает:

задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,

озвучивает оценки.

Записывают задание, задают вопросы.


Приложение № 3



Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«НЭП»

Студенты письменно отвечают на 10 вопросов

  1. Что из перечисленного является одним из итогов Февральской революции 1917 года?

А) ликвидация монархии

Б) переход всей власти к Советам

В) роспуск Учредительного собрания

Г) свержение Временного правительства

  1. В июле 1917 года Временное правительство возглавил:

А) Г.Е. Львов

Б) П.Н. Милюков

В) А.Ф. Керенский

Г) М.В. Родзянко

3.Установите соответствие между именами исторических деятелей и их ролью в Февральской революции.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

РОЛЬ В ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

А.И.Гучков

Меньшевик; председатель Исполкома Петроградского Совета

А.Ф. Керенский

Лидер кадетов; министр иностранных дел Временного правительства

Н.С. Чхеидзе

Главнокомандующий русской армией в 1917 год

П.Н. Милюков

Лидер октябристов; военный и морской министр Временного правительства


Министр-председатель Временного правительства (с июля 1917)

4.Запишите термин, о котором идет речь.

Период в российской истории с февраля по июль 1917 года, когда у власти находились одновременно два центра власти, называется___________________________________________________________

5.Что из перечисленного является одним из итогов Февральской революции 1917 года?

А) передача земли крестьянам

Б) установление двоевластия

В) приход большевиков к власти

Г) выход России из Первой мировой войны

6.Какой из перечисленных органов власти был создан в 1917 года?

А) государственная дума

Б) государственный совет

В) временное правительство

Г) сенат



7.Запишите термин, о котором идет речь.

Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции это________________________________________________________

8. 25 октября 1917 год был провозглашен переход к власти

А) Директории

Б) Временному правительству

В) Советам

Г) Военно-революционному комитету

9.Выберите из списка три причины победы вооруженного восстания в Петрограде. Запишите цифры, под которыми они указаны.

А) участие большевиков в подавлении выступления генерала Л.Г. Корнилова

Б) большевики выдвинули понятные и доступные для народа лозунги

В) поддержка большевиков меньшевиками и правыми эсерами

Г) тщательная подготовка восстания большевиками

Д) отсутствие у временного правительства массовой поддержки

10.Ниже приведен перечень имен политических деятелей. Все они, за исключением двух были членами РСДРП.

А) В.И. Ленин

Б) Г.Е. Зиновьев

В) Л.Д. Троцкий

Г) П.Н. Милюков

А) А.И. Гучков

Б) Л.Б. Каменев

11.Запишите название, о котором идет речь.

В ночь на 26 октября 1917 год революционные отряды Красной гвардии приступили к захвату_____________. Здание охранялось верными правительству подразделениями. В 2 часа 10 минут сопротивление защитников было сломлено. Большинство министров были арестованы.

12.Идейный дождь большевиков, один из организаторов Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в 1917 года, председатель первого советского правительства - Совета народных комиссаров,___________________



ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«РЕВОЛЮЦИЯ 1917»

1.А

2. В) А.Ф. Керенский

3.А-4,Б-5,В-1,Г-2

4.Двоевластие

5. Б) установление двоевластия

6. В) временное правительство

7.Временное правительство

8. В) Советам

9. Б) большевики выдвинули понятные и доступные для народа лозунги

Г) тщательная подготовка восстания большевиками

Д) отсутствие у временного правительства массовой поддержки

10. Г) П.Н. Милюков

А) А.И. Гучков

11.Зимний дворец

12.В.И.Ленин



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

Вступительное слово преподавателя

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Вступительное слово преподавателя

Преподаватель: В качестве эпиграфа нашего занятия занятие мне хотелось взять строки известных русских поэтов Максима Волошина и Марины Цветаевой:

И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных правда с нами».

(М. Волошин)


Белым был – красным стал,

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал

Смерть победила.

(М. Цветаева)

Преподаватель: Скажите, какому событию российской истории они посвящены? (Гражданской войне)

Преподаватель: Сегодня мы с вами рассмотрим обстоятельства гражданской войны в России, произошедшей в начале ХХ-го века. Рассмотрим противоборствующие стороны и политические программы, предлагаемые ими. А перед изучением новой темы, давайте познакомимся со следующими понятиями:

Гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.

Преподаватель: Опираясь на пройденный материал, сформулируйте причины начала гражданской войны:

  1. Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;

  2. Национализация всей земли (Декрет о земле), конфискация помещичьих земель;

  3. Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;

  4. Разгон большевиками Учредительного собрания; меньшевики и эсеры требовали созыва Учредительного собрания.

  5. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. (голод в столичных городах, безработица, национализация предприятий)

  6. Заключение Брестского мира, потеря обширной территории России.

Преподаватель: Рассмотрим материал учебника и составим таблицу Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»:

Красные

Белые

Сторонники

Рабочие

Малообеспеченное крестьянство

большевики

Помещики, капиталисты, торговцы

Офицерство

Зажиточное крестьянство

Казачество

Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов

Основные идеи

Защита завоеваний Октябрьской революции

возрождение “великой, неделимой России”

восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.


Преподаватель: Гражданскую войну в России с полным основанием можно считать неизвестной войной. Слишком много противоречий и неоднозначных суждений. Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны, иначе говоря, времени вступления российского общества в состояние непримиримой вооруженной борьбы за власть. В отличие от других войн Гражданская война не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, четко провести линию фронта. На первый план в ней входят классовые интересы. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, толерантность, гуманизм отодвигаются на второй план. Главным является принцип: «Кто не с нами, тот против нас».

Преподаватель: Но, несмотря на это существует общепринятая классификация этапов гражданской войны и ее хронологические рамки: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922. С помощью текста учебника выделите основные этапы гражданской войны :

I этап – 23 февраля 1918 – весна (май) 1918 года;

II этап – май 1918 года – весна (март) 1919 года;

III этап – весна (март) 1919 года – весна (март) 1920 года;

IV этап – весна (март) 1920 года – ноябрь 1920 года;

V этап – ноябрь 1920 года – октябрь 1922 года.

Преподаватель: Пользуясь материалом учебника, давайте сформулируем краткие характеристики по каждому этапу гражданской войны:

1 этап. 23 февраля 1918 – весна 1918 гг. – локальный характер войны. начало гражданского противостояния.

Преподаватель: В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?

(Большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.

На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.)

2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.

27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Ответьте на вопрос: из кого состоял корпус? (пленные  военнослужащие, чехи, словаки.)

Преподаватель: Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Велись ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.

Преподаватель: Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.

Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?

15 января 1918 года – день создания Красной Армии, которая изначально формировалась на добровольческой основе.

- отвергнут принцип добровольности;

- введена всеобщая обязанность (10 июля 1918 г., м = 18-40 лет)

- создавались концлагеря (для врагов советской власти, перебежцев)

- централизация структуры управления войсками

- началась политика Красного террора осенью 1918 года

- к каждому командиру КА были представлены военкомы, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Преподаватель: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков?

Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям – примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.

Преподаватель: Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет «О красном терроре».

Преподаватель: Опираясь на текст учебника, давайте заполним таблицу, характеризующие самые агрессивные проявления террора противоборствующими сторонами

Красный террор

Белый террор

Расстрел царской семьи

Покушение на жизнь Ленина

Расстрелы, использование практики заложничества, концентрационные лагеря

Расстрелы, погромы, карательные отряды, порка крестьян, грабежи, насилия, мародерства


3 этап. Март 1919 – март 1920 гг.

Преподаватель: Для систематизации основного хода гражданской войны, составим таблицу, опираясь на материал учебника:

«Решающие победы красных»

Дата

Событие

Фронт

Май 1919 г.

Красная Армия под командованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление.

Восточный фронт

Июль–август 1919 г.

Красная Армия под командованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции)

Восточный фронт

Октябрь 1919 г.

Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежем и Касторной и вышла в тылы деникинских войск.

Южный фронт

Март 1920 г.

Войска Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск.

Кавказский фронт


4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.

Преподаватель: Главные события этапа:

  1. Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

  2. Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.

В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.

Преподаватель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

 (Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и  происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.)

Причины победы «красных» и поражения «белых»  в вооруженном противостоянии.

Преподаватель: Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?

Причины победы «красных»:

  1. Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.

  2. Агитационно-пропагандистская работа в массах.

  3. Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.

  4. Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.

Преподаватель: А почему белое движение потерпело поражение?

Причины поражения «белых»:

  1. Отсутствие единства в рядах белого движения.

  2. Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.

  3. Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.

Преподаватель: Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.

Итоги гражданской войны:

  1. Власть красных (большевиков).

  2. Большевики сохранили суверенитет России.

  3. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.

  4. Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей

  5. Людские потери составили около 13 млн. человек.

  6. Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.

  7. Около 2 млн. человек эмигрировало.

Преподаватель: Кто же все-таки победил в Гражданской войне? С точки зрения истории – большевики, они сохранили власть. А с точки зрения нравственной, человеческой?

М. Цветаева по этому поводу написала:

Все рядком лежат,

Не развесть межой,

Поглядеть: солдат: где свой?

Где чужой?

Белым был – красным стал

Кровь обелила,

Красным был – белым стал

Смерть победила.

С данной точки зрения не было победителей и побежденных. Перед кровью, перед смертью все равны. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и групп, двухмиллионная эмиграция. Гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества – все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. По мнению большинства историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в СССР, т.е. становится очевидно, что в Гражданской войне проиграли все – и победители и побежденные.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

  1. Назовите основные причины начала гражданской войны?

  2. Назовите основные противоборствующие стороны гражданской войны

  3. Перечислите основные этапы гражданской войны и их хронологические рамки.




ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

1. Причины начала гражданской войны:

  1. Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;

  2. Национализация всей земли (Декрет о земле), конфискация помещичьих земель;

  3. Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;

  4. Разгон большевиками Учредительного собрания; меньшевики и эсеры требовали созыва Учредительного собрания.

  5. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. (голод в столичных городах, безработица, национализация предприятий)

  6. Заключение Брестского мира, потеря обширной территории России.

2. Красные, белые

3. Этапы гражданской войны

I этап – май – ноябрь 1918 года;

II этап – ноябрь 1918 года – весна (март) 1919 года;

III этап – весна (март) 1919 года – весна (март) 1920 года;

IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.





Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Прочитайте и перескажите материал учебника с. 108-112, ответьте на вопросы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!