Урок 4. «В мире, расколотом надвое».
Гражданская война в изображении Шолохова
Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.
Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».
Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ преподавателя.
Ход урока
I. Слово преподавателя
Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.
Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).
Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.
Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».
Шолохов — один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).
II. Анализ эпизодов книги второй
Находим и анализируем эпизоды:
Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12)
Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов? (Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.)
Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?
Чем мотивированно поведение этих героев?
Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров? (Автор наделяет их портретами; «поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные «враги» — перед нами люди.)
Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова? (Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)
Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод? («...заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь спросил: — А ты думал — как?» В этой фразе Минаева — попытка оправдать насилие и жестокость высшими интересами, интересами революции, победившего класса — попытка утверждения так называемого революционного гуманизма».)
Что переживает Григорий после этих трагических событий?
Зачитать фрагменты (Т. 2, часть 5, глава 13) (Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.)
Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», — думает Григорий о происходящем. (Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» — книга вторая, ч. 5, гл. 30).
Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова? (Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»)
Почему он уходит с площади? (Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)
В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?
В чем смысл такого «зеркального отражения»? (Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде — обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)
Переходим к анализу последнего эпизода второй книги.
В чем символический смысл этого эпизода? (В этом эпизоде (старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь) сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное — и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)
Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом? (Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа «Отцы и дети»: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы» они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…»)
III. Заключительное слово преподавателя
Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».
От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.
В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова — главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.
Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).
Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.
Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.
(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).
Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки — дьявольское все-таки не побеждает божеское.
Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа? (Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков — ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).
IV. Домашнее задание
Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».