СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданская война в США 1861-1865 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в США 1861-1865 гг.»

19.03.2020
Всеобщая история. 9-А класс.
Тема: 
Гражданская война в США 1861-1865 гг.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать представление учащимся о событиях в США во второй половине XIX века

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся по теме «»

  3. Изучение нового материала.

План:

  1. Расширение территории США.

  2. Американское общество.

  3. Конфликт между Севером и Югом.

  4. Гражданская война.

  5. Восстановление Юга.

  1. Проблема государственного единства встала и перед крупнейшей страной Западной Европы – США. После завоевания независимости, территория, контролируемая Вашингтоном быстро расширилась за пределы 13 штатов. На землях индейцев, которые были истреблены или загнаны в резервации  возникли новые штаты – Кентуки, Теннесси, Огайло. В 1803 году Франция продала США – Луизиану.

Резервация в США – территория, отведённая для проживания индейцев, за пределы которой они не имели право находиться.

1812-1814 гг. – война США с Великобританией за Канаду. США потерпели поражение.

В 1836 году на севере Мексики возникло независимое государство – Техас. Началось война с Мексикой. Итогом этой войны стало то, что Мексика лишилась всех своих северных территорий, на которых впоследствии возникли новые штаты – Аризона, Калифорния, Невада, Нью-Мексика, Юта.

  1. Особенности американского общества:

  • Рост территории США= привлечение иммигрантов, переселенцев. Это содействовало развитию сельского хозяйства, созданию стимулов к ж/д строительству, росту внутреннего рынка.

  • Формирование национальных традиций.

  • Возникли профсоюзы (40-е гг.) Был ограничен рабочий день до 10 часов.

???. Как вы думаете, почему иммигранты представляли Америку страной, где они могут реализовать свои мечты?

  1. Наиболее остро в американском обществе была проблема рабства и взаимоотношений северных и южных штатов. Рабовладение считалось аморальным явлением и осуждалось общественностью  Европы и северо-восточными штатами.

В 1808 году был запрещён ввоз новых рабов в США. В тот период в Америки появились  аболиционисты – сторонники отмены рабства.

В 1816 году аболиционисты приобрели земли на побережье Африки основали там государство Либерия. Туда предполагалось переселять рабов после их выкупа.

Однако, вывоз рабов в Африку не получил развития:

  • Плантаторы не желали отказываться от использования дешёвого рабского труда.

  • Рабы (негры), родившиеся в Америке предпочитали получить свободу на её земле.

Аболиционисты не исключали вооружённой борьбы против отмены рабства. Они наладили систему помощи рабам, бежавших от своих хозяев и стремящихся укрыться в  свободных от рабства штатах или в Канаде.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 130-131.

Задание: внимательно ознакомиться с текстом учебника и выяснить противоречия, которые существовали между Севером и Югом.

  • Плантации Юга поставляли хлопок на европейские и английские рынки, взамен они получали машины и оборудование. Это подрывало  целостность страны и ущемляло интересы предпринимателей Севера.

  • Юг стремился расширить территории распространения рабства и плантационного хозяйства. Всё это вызывало недовольство Севера.

В 1854 году была создана Республиканская партия.

В 1860 году её лидер А. Линкольн был избран президентом.

Знакомство с биографией А. Линкольна стр. 136-137.

В ответ на это шесть рабовладельческих штатов Юга заявили о своём выходе из состава США.

В 1861 году они объединились в конфедерацию.

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой централизованная власть отвечает лишь за дипломатию и оборону, а все вопросы внутренней политик решаются на местах.

Президентом конфедерации был избран один из рабовладельцев Д. Дэвис (1808-1889). Столицей стал город – Ричмонд (штат Виргиния).

Превосходство сторон:


Север

Юг

  1. Промышленный потенциал и численность населения.

  2. Северяне считали, что они ведут войну за восстановление единства страны.

  3. НО!!!! Командование войсками было не решительным.

Армию возглавил талантливый полководец Р. Ли (1807-1870)

В 1862 году А. Линкольн объявил, что рабы южных штатов являются свободными. Беглым рабам разрешалось вступать в армию северян.

Работа с документом стр. 135-136.

  • Закон о гомстедах (семейных фермах). По нему любой американец, не воевавший против Севера, мог получить участок земли, если он в течении пяти лет обрабатывал его. После этого земля переходила в его собственность.

  • Была введена всеобщая воинская повинность, упорядочена налоговая политика.

Освобождённые рабы бежали с плантацией, создавали партизанские отряды, что привело к дезорганизации экономики конфедерации.

Летом 1864 года войска Севера добились победы.

В апреле 1865 года пала столица конфедерации Ричмонд. Армия генерала Ли капитулировала. Война Севера против Юга длилась четыре года. Погибло более 600 тыс. человек. Свыше 1 млн. человек было ранено.

5.  В 1856 году Линкольна убил сторонник рабовладельцев Дж. Бутсом. Однако это не повлияло на исход войны.

Началась реконструкция  Юга.

А) рабство в США было отменено навсегда. (13-я поправка конституции)

Б) Рабы получали право  голоса, как и белые граждане (14-я поправка конституции)

В) Земли плантаторов, участвовавшие в мятеже, были проданы с аукциона.

Реконструкция Юга укрепила единство страны.

  1. Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 15, в конце ответить письменно на вопросы.

  • Изучить данный материал, сделать опорный конспект.





















20.03.2020
Всеобщая история 7-А класс

«ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2002

ЦЕЛИ УРОКА: 

1. ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ  «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ».

2. ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ.    

3. ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ И ЛИЧНОСТЯМ, ВЫСКАЗЫВАЯ ПРИ ЭТОМ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ;       УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И  ЧИТАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТУ.

4.СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ                                      ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА.                                

5.АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ                        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

6. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ДРУГИХ СТРАН.

                                                         

ПЛАН УРОКА: 

I. ОРГМОМЕНТ

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

                                 

                                                 

                         

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  ГУСИТЫ, ТАБОРИТЫ, УМЕРЕННЫЕ,  ЯН ГУС, ПАНЫ, ЯН ЖИЖКА, ПАТРИОТ, СЕЙМ.


ХОД УРОКА:

I. ОРГМОМЕНТ

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Называется тема урока: «Гуситское движение в Чехии». Ученики делают записи в тетрадях. Начало показа презентации (слайд 1 «Гуситское движение в Чехии. 1419 – 1434 гг.»)

ЦЕЛЬ УРОКА: СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ                               В 1419 – 1434 гг. КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.

ЗАДАЧИ УРОКА: ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: «ПОЧЕМУ НАЧАЛОСЬ ГУСИТСКОЕ  

ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ? КАК ПРОХОДИЛО И ЗАКОНЧИЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ГУСИТОВ В ЧЕХИИ?»  (СЛАЙД 2). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (СЛАЙД 3)

ПЛАН:

  1. ПРИЧИНЫ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ.

  2. ЦЕЛИ ГУСИТОВ.

  3. ЯН ГУС И ЕГО УЧЕНИЕ.

  4. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА ГУСИТОВ, ТЕЧЕНИЯ В ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ.

  5. ВООРУЖЕНИЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ ГУСИТОВ. ЯН ЖИЖКА

  6. ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

   

1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии.

В конце урока попробуем ответить на вопросы:

Почему началось гуситское движение в Чехии?

Какое значение имели  гуситские движения ?

  1. ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 

Учитель обращается к учащимся:  

«Рассмотрите карту «ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ» и ответьте на вопросы:

   - Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? 

(Заслушиваются варианты ответов уч-ся: темно-коричневым, хаки, горчичным..)

   - В состав какой империи входило Чешское королевство в  XIV в.?

     (В состав Священной Римской империи.)

   - В какой части Европы находилось Чешское королевство?

     (В центральной части Европы.)

Выслушиваются ответы учащихся.

       СЛАЙД 8. «Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл в 1347 – 1378 гг. был даже императором. При нем Прага (Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию г. Праги) становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи».    

СЛАЙД 9: «В это время Чехия переживала хозяйственный подъем.

По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии».

СЛАЙД 10: «В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мостзаложен собор Святого Вита.

СЛАЙД 11: В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении».

   С конца XIII века в Чешское королевство, которое было частью Священной Римской империи, переселяется множество немцев – горожан. Их привлекали богатые чешские рудники (особенно серебряные). Приезжие немцы оказывались лучшими умельцами, чем чешские мастера, и занимали ведущие места в чешской промышленности и культуре. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны- чешские феодалы, (учитель предлагает записать понятие «Паны – чешские феодалы») перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей. Национальная рознь обострялась, охватывая все слои общества, и вылилась, в конечном итоге, в так называемые гуситские войны».

СЛАЙД 12: Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим.  Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

СЛАЙД 13: В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371—1415). (Учитель предлагает записать «ЯН ГУС -  Чешский проповедник, мыслитель»)

 Просмотр фильма «Ян Гус», закрепление материала просмотром СЛАЙДОВ 9-14.  

«Чешский проповедник, мыслитель. В своих лекциях и проповедях в Вифлеемской часовне и Пражском университете он часто говорил о неправильном поведении служителей католической церкви, утерявших истинную веру в Бога и погрязших в пороках.

От критики духовенства Гус  перешел к требованиям  реформы — переустройства церкви.

Он призывал:

  1. отнять у церкви ее богатства,

  2. отобрать земли у епископов и монастырей;

  3. отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.

  4. Гус сам разработал грамматику чешского языка.

  5. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.

  6. А против папы надо применить силу.

«Настает, братья, ныне время войны и меча»,

утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви.

Но Гус не дал себя запугать.  Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!». На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, а его приговорили к сожжению. В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции».

Учитель предлагает ответить на вопрос: «Почему Ян Гус до сих пор почитается в Чехии как национальный герой?».

Ученики отвечают на вопрос: «Ян Гус до сих пор почитается в Чехии как национальный герой, принявший мученическую смерть. Он причислен к лику святых как борец за истинную христианскую веру».

Работа с историческими документами

(лежат на партах перед учащимися):

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

   - Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ

     Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА

     Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА

    Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…

ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)

Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.

ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ

…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»

…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМИ:

- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

 (Управлять чехами должны чехи).

- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?

(Богатства церкви, продажа индульгенций, ограбление народа).

- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

(Он обещал ему покровительство и защиту в период работы церковного собора).

- Что произошло на соборе с Яном Гусом?

(Он был заточен без всякой причины).

-  Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

(Он был верен своим взглядам и идеям христианства до конца, он был благородным человеком).

  1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

«Что привело Яна Гуса к конфликту с римским папой и его сторонниками?»

Ученики отвечают на данный вопрос.

ВЫВОД:   Таким образом, взгляды Яна Гуса привели к конфликту с римским папой и его сторонниками. Его вызывали на церковный собор (съезд высшего духовенства), чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус в ответ просил не принуждать его ко лжи. Гуса объявили еретиком, заточили в тюрьму.

Учитель продолжает:     6 июля 1415 г.  Ян Гус был сожжен на костре.

     Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей магистра стали называть ГУСИТАМИ.

В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками.

СЛАЙД  .

УЧИТЕЛЬ ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ УЧЕНИКОВ С  ТАБЛИЦЕЙ № 1.  

    Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

    - Против кого было направлено недовольство всего народа?

    - Против кого – недовольство крестьян и горожан (бедноты)?

Работа учащихся с таблицей: «Гуситское движение в Чехии»

 (Таблица лежит перед каждым учеником на парте).

ТАБЛИЦА №1: «Гуситское движение в Чехии»

Какие слои населения участвовали в этом движении?

Чем они были недовольны?

К чему стремились?

Крестьяне

- Росли феодальные повинности, денежный и натуральный оброк.

- Крестьяне:

- должны были давать ночлег и пропитание воинам короля, строить мосты, возводить укрепления;

- платить королевский налог и другие повинности в пользу государства;

- зависели от произвола пана. В каждом феодальном замке был свой суд, тюрьма и палачи. Крестьянам запрещено жаловаться в королевский суд на своих господ.

- Уничтожить феодальную собственность, феодальные повинности и налоги.

- Утвердить равенство и правление народа.

Рыцари (мелкие и средние феодалы)

- Немецкие феодалы, монастыри и папы отбирали у них земли.

- Рыцари вынуждены были либо заложить или продать свой замок и искать службы в наемной армии, либо заниматься грабежом на дорогах

- Отнять у церкви и панов земли.

- Захватить военную добычу.

- Ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее земельные владения.

Горожане (купцы и ремесленники)

Против засилья немецких купцов и мастеров. Чешские мастера и купцы не участвовали в управлении городов.

- Изгнать немцев.

- Добиться управления городами Чехии.

УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ ОТВЕТАМ УЧ-СЯ И РАССКАЗЫВАЕТ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

     ТАКИМ ОБРАЗОМ, движение широких слоев населения протекало в религиозной форме, оно было направлено против церковных порядков, владений церкви, десятины и самого римского папы.    

В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками. В этом году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны – (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди гуситов наметилось два основных крыла – умеренные, в основном жители Праги, и табориты, основавшие новый город – Табор, где они ожидали пришествия Христа.

Их общая грамота была изложена в Четырёх пражских статьях. Гуситы требовали свободы религиозной проповеди и права на причащение вином и хлебом для всех христиан, экспроприации у церкви богатств. Гуситы разделились.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ № 2. УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ СРАВНИТЬ И ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

- СРАВНИТЕ СОСТАВ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.         

- СРАВНИТЕ ПРОТИВ КАКИХ  ВИДОВ ГНЕТА ВЫСТУПАЛИ ТАБОРИТЫ И УМЕРЕННЫЕ?

- СРАВНИТЕ ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.

ТАБЛИЦА №2: «Гуситы»


Табориты

(место собраний – гора Табор)

Умеренные (чашники) (символ восставших – чаша для причастия)

Состав

-крестьяне;

- ремесленники;

- городские бедняки;

- часть разорившихся рыцарей.

- зажиточные мастера и торговцы;

- большинство чешских феодалов.

Против каких видов гнета выступали?

Феодального, религиозного и национального.

Против немецкого засилья и католической церкви.

Какие цели перед собой ставили?

  1. Переустройство церкви.

  2. Отобрать земли у епископов и монастырей.

  1. Переустройство церкви.

  2. В Чехии должна быть своя церковь.

    ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ учащихся.

   

УЧИТЕЛЬ: Гуситы захватили власть в Чехии – сердце Священной Римской империи. Даже крестоносцы терпели поражение от отрядов гуситов, во главе которых стоял такой талантливый полководец, как ЯН ЖИЖКА (около 1360 – 1424 гг.).

      СЛАЙД    . ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЗАДАНИЯ. Проблемный вопрос ученикам: «Почему память о героизме Яна Жижке жива и сейчас?»

     6.  ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

- Каковы итоги и значение гуситских воин? Работа учащихся с текстом учебника на странице 202 (ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ В СЛУХ И ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)

ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ: Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 г. по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и крестоносцев.

  1. Города добились управления.

  2. Утвердилась «гуситская» церковь.

  3. Католическая церковь потеряла часть владений.

  4. Крестьяне перестали платить десятину.

  5. Завершилось создание централизованного государства с сословной монархией. Большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий.

  6. Приостановлены попытки усилить феодальный гнет.

  7. Большинство населения стало чешским.

  8. Передовые идеи Яна Гуса способствовали подъему народа против феодального гнета.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1). ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА:

1.СТОЛИЦА СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ

XIV в.?:

А) ПРАГА                           Б) РИМ                             В) НЕАПОЛЬ

2.КТО ОСУЩЕСТВЛЯЛ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДСКОМ СОВЕТЕ ПРАГИ ДО СЕР. XIV в.?

А) ПАНЫ    Б) НЕМЕЦКИЕ КУПЦЫ И МАСТЕРА    В) КРЕСТЬЯНЕ

3.ЗА ЧТО ЯН ГУС ОБЛИЧАЛ ДУХОВЕНСТВО?

А) ЗА ТО, ЧТО ТОРГОВАЛИ ЦЕРКОВНЫМИ ДОЛЖНОСТЯМИ И ИНДУЛЬГЕНЦИЯМИ

Б) ЗА ТО, ЧТО БРАЛИ ДЕНЬГИ ЗА ОБРЯДЫ

В) ЗА ТО, ЧТО БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛОСЬ НЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Г) ВЕРНО А), Б), В)

4.КОГДА ЯН ГУС БЫЛ СОЖЖЕН НА КОСТРЕ?

А) в 1413 г.                       Б) в 1415 г.                                В) в 1425 г.

5.КТО ТАКОЙ ПАТРИОТ?

А) ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯЩИЙ СВОЮ РОДИНУ

 Б) ЧЕЛОВЕК, БОРЮЩИЙСЯ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕРКВИ

 В) ЧЕЛОВЕК, НЕ ОТКАЗЫВАЮЩИЙСЯ ОТ СВОИХ ИДЕЙ

2). ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ: прочитать текст учебника на странице 174 и

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подробно объяснить учащимся

20.03.2020
История Отечества 11-А класс
« Экономика России в начале XXI века»

                                             

.Цели: - Познакомиться с положением России  в начале XXI века;

  • Познакомиться с реформами, проводимыми в данный период времени;

  • Выяснить, как походили выборы в Государственную думу и президентские выборы.

Оборудование: компьютер, презентация.

                                Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 3)    План урока.

  1. Президент России В.В. Путин

  2. Политические реформы.

  3. Новые государственные символы России.

  4. Экономические реформы.

  5. Усиление борьбы с терроризмом.

  6. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

  7. Выборы 2003- 2004 гг.

  8. Президентские выборы 2008 года.

4. Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя:

 - Вторым Президентом после Б.Н. Ельцина становится В.В. Путин. Родился 7  октября 1952 года. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 по 1991 г. – служил в органах государственной безопасности.  1991 по 1996 г. – мэр Санкт – Петербурга, в 1998 году – назначен директором ФСБ. 26 марта 2000 года – становится вторым Президентом России. В 2004 году избирается Президентом на второй срок

Уже 7 мая 2000 г. В.В. путин вступил в должность. Главой правительства был назначен М.М. Касьянов – первый вице – премьер в правительстве Путина.

– диаграмма, отражающая результаты выборов Президента в 2000 г.

 

кандидаты

Число 
голосов "За"

%%

1

Путин Владимир Владимирович

39740434

53, 44

2

Зюганов Геннадий Андреевич

21928471

29,48

3

Явлинский Григорий Алексеевич

4351452

5,85

4

Жириновский Владимир Вольфович

2026513

2,72

5

Тулеев Аман-Гельды Молдагазиевич

2217361

2,98

6

Памфилова Элла Александровна

758966

1,02

7

Говорухин Станислав Сергеевич

328723

0,44

8

Скуратов Юрий Ильич

319263

0,43

9

Подберезкин Алексей Иванович

98175

0,13

10

Джабраилов Умар Алиевич

78498

0,11

-

против всех

1414648

1,90

( сл. 9)  Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований,  поэтому первые его шаги были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор никогда не подвергался сомнению.

                        Политические реформы.

. Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов.

1) Центральный    

2) Северо – западный

3) Южный            

4) Поволжский

5) Уральский        

6) Сибирский

7) Дальневосточный

 - Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел.

                        Итоги.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов ,а из представителей регионов. Избранных законодательными органами и назначенных главами администрации. Итогом можно считать усовершенствование федеративного устройства, преодоление наиболее острых противоречий, существовавших между Центром и регионами.

Был создан Государственный Совет, в состав которого вошли все главы регионов, целью которого было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

Совершенствовалась и российская многопартийная система. Был принят Закон о политических партиях, который признавал только такие организации, которые имели массовые поддержки населения.

была начата судебная реформа. В результате которой появились суда присяжных, институты мировых судей и судебных приставов, выведены народные заседатели. В короткий срок закончена работа по кодификации российского законодательства.

Была начата военная реформа, провозгласившая создание профессиональной, хорошо вооружённой и обученной Российской армии к 2015 году.

                ( работа по учебнику: стр. 374 – из послания Президента….)

- Придя к власти, В.В. Путин определили одним из своих направлений во внутренней политике обеспечение общественного единства и согласия. Он осуществил ряд мер, направленных на объединение общества.

- Практически 10 лет велась борьба по вопросам о государственных символах. В.В. предложил компромисс, который сблизил позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г.ГД утвердила закон о национальных символах  России:

        1) трёхцветный бело – сине – красный флаг

        2) герб в виде двуглавого императорского орла

        3) красный флаг Победы нашего народа в В.О. войне

        4) Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирующего о связи поколений.

( сл. 20)  Ещё одним из нововведений Владимира Путина стали ежегодные встречи с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повысили эффективность государства.

( сл. 21)

  • Прочитайте отрывок их послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию ( стр. 375) и ответьте на вопросы:

  • Какие цели поставил Президент перед органами власти и обществом?

  • О каких трудностях говорил Президент?

Проведена налоговая реформа   -  введён единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций.

Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства

Начата аграрная реформа

-  законы о купле – продаже земли, новый порядок наследования имущества и др). Это действия стали важным шагом на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Принят закон, ограничивающий власть естественных монополий, которые занимали исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а так же транспорта. (  Газпром, РАО « Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта)

Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х годов стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определить политику государства. Сотрудничая с ними, государство постепенно лишало их возможности вмешиваться в дела государства.

Увеличивались расходы на оборону страны, создание новейших образцов вооружения и  техники ( стр.376 – зачитать со слов « В 2001 году с учётом неблагоприятных тенденций….» до стр. 377)

                        2) работа по учебнику:

                        Стр. 377 – 378 – Чеченская проблема.

                        3) самостоятельная работа.

        ( сл. 32 – 33)                 ( стр. 378 – 380)

Прочитайте пункт и определите основные направления внешней политики.

( сл. 34 – 36) Трагедия в Беслане.

                        4) рассказ учителя:

( сл. 37)  7 декабря 2003 года прошли выборы в Государственную Думу. Они распределили голоса следующим образом.

Партии, избирательные объединения, блоки

Число голосов

%%

1

"Политическая партия "Единая Россия"

22776294

37.56

2

"Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)"

7647820

12.61

3

"ЛДПР"

6944322

11.45

4

"Родина" (народно-патриотический союз)"

5470429

9.02

-

Против всех

2851958

4.7

24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства был назначен М.Е. Фрадков.

– Президентские выборы.

Итогами президенствования Путина можно считать:

     Рост доходов государства

  • Правительство рассчиталось с международными кредитами

  •  Решило ряд социальных задач

  •  Бюджет 2002 года впервые превысил расходы на образование, чем на военные

  •  увеличился валютные резерв страны

5. Подведение итога урока.

        Вопросы на стр.383.

        Выводы

6. Домашнее задание:

                Изучить конспект



20.03.2020
История Отечества 9-А класс
Тема: Особенности развития России при Александре !!!
Цель урока:
 сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III.


Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме таблицы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

развивающие (формирование регулятивных УУД): умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично-поисковый, наглядный.


Основные понятия: контрреформа, земские начальники, фабрично-заводская инспекция.


Персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, Н.П. Игнатьев, И.Д. Делянов, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, Н.Х. Бунге.

Основные вопросы изучения материала

  1. Новый император: Александр III

  2. Перемены во внутренней политике

  3. Укрепление государственной власти

  4. Политика в области просвещения и цензуры

  5. Попечительская политика

1) Организационный этап.

2)Актуализация знаний.

Фронтальный опрос О ком идет речь?

Александр I

Был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка, она возлагала на него особые надежды. Первые годы его деятельности оценены А. С. Пушкиным как «прекрасные». А о последних же поэт писал: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой». Стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь влияние высших бюрократических сфер, а так же помня заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился.

М. М. Сперанский

О ком говорил французский император, обращаясь к Александру I: «Неугодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?»

Александр  II

Этот человек получил прекрасное образование – среди его учителей были В. А. Жуковский и М.М.Сперанский. Вступил на престол в трудных условиях - Россия проигрывала в войне. Был страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева, об этой книге он говорил позднее, что именно она стала тем фактором, который показал ему необходимость отмены крепостного права.




Назовите события по датам:

  • 1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права;

  • 1864 г. – Земская реформа;

  • 1874 г. – Военная реформа;

  • 1 марта 1881 г – смерть Александра II


Назовите годы правления

Александра I (1801-1825),

Николая I (1825-1855),

Александра II (1855-1881),


3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово.

Любая историческая эпоха имеет свои характерные особенности. Изучая тот или иной исторический период, внимание акцентируют, в первую очередь, на главе государства.

Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
И Флаг Российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит –
Европа может подождать!»
Этот очерк написан замечательной современной писательницей Еленой Семёновой. Посвящён он русскому царю-миротворцу Александру Третьему.

Какую характеристику даёт императору автор этих строк?

Миротворец как вы думаете, за что правитель мог удостоиться такого имени? Действительно
все годы правления Александра III с 1881 по 1894 Россия не участвовала ни в одной войне.
 Строго и решительно охраняя русские национальные интересы, он уклонялся от вмешательства в европейские дела и был прозван народом "Миротворцем".


Наша задача на уроке: 
Выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества); 
4)Первичное усвоение новых знаний

Работа с документом № 1 в приложении.

8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел, министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин. Казалось, настроение собрания определилось, когда слово взял один из второстепенных сановников, худощавый человек с сухим худощавым лицом. «Бледный, как полотно и, очевидно, взволнованный», – с удивлением отметил очевидец. «Я в смущении, я в отчаянии, – почти с крика начал оратор, – сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Речь его продолжалась 10-15 минут, но некоторым показалось, что она длилась, целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».

Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр III неожиданно отозвался: «Сущая, правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».

Что предлагали ввести в России накануне смерти Александра II? Кто, по – мнению собравшихся, был виновен в смерти Александра II? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца?

Преобразования в стране при Александре III вошли в историю, как контрреформы.

Находим определение в рабочем листе.

еКонтрреформы  —мероприятия правительства Александра III, направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования.


ДЗ

параграф 22, выучить даты, задания № 2-14 (Р.Т.)








19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!