СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Юрьевич Лермонтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю отечественной литературы как выдающийся поэт «золотого века», прозаик, драматург. На формирование личности поэта огромное влияние оказала семейная драма, которую он пережил с раннего детства. Мальчик рано потерял мать, и его воспитанием занялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева, отдавшая всю свою любовь единственному наследнику. Между бабушкой и отцом внука возникли распри. Елизавета Алексеевна  ограничивала родных людей даже во встречах. Михаил очень переживал разлуку с отцом. Это, несомненно, отразилось на его характере. Мальчик жил в своем внутреннем мире, мало обращая внимание на то, что его окружало.

Просмотр содержимого документа
«Михаил Юрьевич Лермонтов»

ГРАЖДАНСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НАСУЩНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА

В. Н. Паневина

ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»


Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю отечественной литературы как выдающийся поэт «золотого века», прозаик, драматург. На формирование личности поэта огромное влияние оказала семейная драма, которую он пережил с раннего детства. Мальчик рано потерял мать, и его воспитанием занялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева, отдавшая всю свою любовь единственному наследнику. Между бабушкой и отцом внука возникли распри. Елизавета Алексеевна ограничивала родных людей даже во встречах. Михаил очень переживал разлуку с отцом. Это, несомненно, отразилось на его характере. Мальчик жил в своем внутреннем мире, мало обращая внимание на то, что его окружало. К шестнадцати годам он отчетливо понимал непохожесть на других. В душе его крепло осознание какого – то глобального, нечеловеческого одиночества, отчуждения от мира.

Один я здесь, как царь воздушный,

страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно. Года уходят будто сны…

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселится,

Чем о рождении моем….

В 1829 году лирике Лермонтова появился образ Демона, который проходит через все его творчество. В этом образе воплотился неразрешимый конфликт мировоззрения поэта –конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском. «Демоническая» гордость не дает лирическому герою смириться с существующим миропорядком, провоцирует на бунт и отрицание.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой;

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой…(«Я не для ангелов и рая…», 1832)

Осознанием собственного несходства с другими, одиночества и отверженности объясняет трагическая реальность творчества Лермонтова. Он как будто раз и навсегда убежден в невозможности обретения согласия с миром, людьми и самим собой. С шестнадцати лет он задумывался о конечности земного существования; во внутреннем противостоянии души и тела побеждала душа. «Душа моя должна прожить в земной неволе» - так мотивирует он свое пребывание на свете. Душа словно постоянно помнит о том, как она была свободна и гармонична до того момента, когда обрела земную оболочку, ждет окончания своего «плена», чтобы снова стать свободной уже навсегда. В то же время «земное» не отпускает человека, он во власти «жажды бытия», страстей, иногда веры в возможность счастья. Тогда герой испытывает чувство вины, раскаяние за то, что совершает предательство, забывая о главном – божественном. В минуты внутреннего сомнения в молитве.

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю….

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не Тебе молюсь. («Молитва», 1829) Так определяется основной конфликт мироощущения поэта, зарождаются основные мотивы его лирики. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

1. Жажда свободы, вольности, борьбы(«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»). Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Узник» было написано поэтом во время его ареста, последовавшего после поэтического отзыва на смерть Пушкина. Заключенный под стражу, оторванный от родных и друзей, поэт не прекращал писать стихи. Доступ к нему имел только камердинер, приносивший еду. Лермонтов попросил заворачивать хлеб в бумагу, и на этих серых, засаленных клочках бумаги были записаны ставшие бессмертными строки. Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника». Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.

Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма. За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.

2. Разочарование, одиночество, поиски гармонии в отношении с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива») Особенно эта тема раскрыта в стихотворении «Молитва». Через восприятие лирического героя поэт показывает внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:

Есть сила благодатная

созвучье слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верится, и плачется. И так легко, легко…

Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет молитва от бремени и сомнений. Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

3. Любовь и страдания («Нищий», «Нет не тебя, так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…») М.Ю. Лермонтов не испытал счастья – быть любимым. Он несколько раз влюблялся безответно. Это внесло в лирику Лермонтова новые трагические оттенки. Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» он посвятил Екатерине Сушковой. Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм, Кумир поверженный - всё бог.

4. Критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта»). Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать. Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает. Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой

Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья? 

Судьбы свершился приговор!

В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет. Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:

А вы, надменные потомки 

Известной подлостью прославленных отцов...

Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:

Есть грозный суд: он ждёт…

В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает. В стихотворении Лермонтов смело и открыто показывает убийц Пушкина. Он уважал поэта и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.

5. Осмысление судьбы своего поколения («Дума»). Одним из лучших произведений Лермонтова является стихотворение «Дума», которое по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин». Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они... отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»

6. Положение народа и Родины («Родина», «Бородино»). Судьба Родины всегда была неотделима от личной судьбы поэта. В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова. Доказательством служит это удивительное стихотворение, в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью;

Не победит её рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами?.. Вот что он любит:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге... и т. д.

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

7. Трудность поэтического призвания и высокого предназначения поэзии («Я жить хочу! Хочу печали…», «Не обвиняй меня, Всесильный», «Поэт», Пророк»). Предназначение поэта и поэзии наиболее ярко выражено в стихотворении «Молитва». Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Главная тема творчества М.Ю. Лермонтова – личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова- это летопись процессов самопознания и само воплощения, становление души, и в этой исповедальности - истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору. Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя, внешнему реальному миру, одетому в маску. Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы вклад больше, чем А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. У каждого из этих великих поэтов свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызывать восхищение и преклонение перед неповторимым поэтическим талантом, невероятным даром художественного слова, перед силой чувства и возвышенности мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это создание собственного предназначения, своего долга перед человечеством. Как для Пушкина, так и для Лермонтова поэзия – это не просто способ выражения собственных чувств и настроений. Это средство для пробуждение умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова –тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой.

Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус» и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях, «Нет, я не Байрон, я другой», « Выхожу один я на дорогу», « И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане». В творчестве А.С. Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала творческой свободы определения роли поэта как служителя искусства.

Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.

Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.

В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного".

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа.



4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!