Музей как средство гражданско – патриотического воспитания в системе образования
Школьный музей – это:
- прежде всего, результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», получать знания из самой жизни;
- большие возможности для организации самостоятельной исследовательской и, что особенно важно, творческой работы учащихся,
- эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы.
Задачи школьного музея:
- воспитательная;
- образовательная;
- гражданско-патриотическая.
- Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников.
- Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
- Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
- Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Взаимодействие со СМИ
Поисково-краеведческая деятельность
Экспозиционно-выставочная деятельность
Направления деятельности музея
Просветительская деятельность
Работа с ветеранами войны и труда
Исследовательская деятельность
Школьный музей имеет 3 зала
№ 1 Зал оформлен в виде имитации русской избы.
№ 2 Зал трудовой и боевой слава района
Экспозиции:
1 « В горниле сплошной коллективизации».
2. Они сражались за РОДИНУ.
3. Герои Советского Союза , уроженцы Монастырщинского района .
Дважды Герой Советского Союза , маршал авиации А.И.Колдунов.
Герой Советского Союза Д.С.Сергиенков
4 .«И вот она пришла , весна ПОБЕДЫ»!
5. .Наши выпускники – ветераны Афганской войны
№ 3 Зал истории школы и района.
Экспозиции;
1.Д.М.Терещенков – инициатор создания районного краеведческого музея.
2. Исторические места и события на карте Монастырщинского района.
3 « Они учились здесь, в боях за родину погибли».
4. Учителя Монастырщинской средней школы.
5. Знаменитые выпускники.
- Школьный музей имеет 3 зала
- № 1 Зал оформлен в виде имитации русской избы.
- № 2 Зал трудовой и боевой слава района
- Экспозиции:
- 1 « В горниле сплошной коллективизации».
- 2. Они сражались за РОДИНУ.
- 3. Герои Советского Союза , уроженцы Монастырщинского района .
- Дважды Герой Советского Союза , маршал авиации А.И.Колдунов.
- Герой Советского Союза Д.С.Сергиенков
- 4 .«И вот она пришла , весна ПОБЕДЫ»!
- 5. .Наши выпускники – ветераны Афганской войны
- № 3 Зал истории школы и района.
- Экспозиции;
- 1.Д.М.Терещенков – инициатор создания районного краеведческого музея.
- 2. Исторические места и события на карте Монастырщинского района.
- 3 « Они учились здесь, в боях за родину погибли».
- 4. Учителя Монастырщинской средней школы.
- 5. Знаменитые выпускники.
Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.
- Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия.
- Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.
-
Экскурсионная работа
- Экскурсионная работа строится на основе фонда музея;
- Разработаны материалы к тематическим беседам, праздникам, школьным мероприятиям и экскурсиям;
- Активное участие в экскурсионной работе принимает актив музея, который состоит из лекторской группы и группы экскурсовода.
Экскурсионная работа
Организационно-массовая работа
В музее предусмотрен комплекс воспитательных мероприятий
Формы работы:
- Уроки мужества;
- Дни воинской славы;
- Тематические беседы и семинары;
- Классные часы;
- Дни открытых дверей музея;
- Встречи с ветеранами и участниками
боевых действий;
Школьный музей воспитывает у учащихся
исследовательскую активность, развивает творческое мышление,
прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Участники: учащиеся, родители, педагоги, выпускники,
гости, ветераны Великой Отечественной войны
и локальных войн,
ветераны педагогического труда и гости школы.
Акция «Блокадный хлеб»
Вахта Памяти
Вахта Памяти
Час Кино
«Мы смерти смотрели в лицо»
Почётный караул
Квест
«Дорогами войны »
Урок мужества
«Холокост. Помним, чтобы
не забыть.»
Шефство над местными объектами военного, культурного и исторического наследия
Также музей занимается просветительской работой, проводятся беседы на темы: «В русской избе», «Как жили на Руси», «Вещи из старого чемодана (бабушкиного сундука)» и др. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, так сказать прикоснуться к истории.
- Также музей занимается просветительской работой, проводятся беседы на темы: «В русской избе», «Как жили на Руси», «Вещи из старого чемодана (бабушкиного сундука)» и др. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, так сказать прикоснуться к истории.
-
Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников.
Школьный музей выступает организационной и предметной базой этой работы. Участие в конференциях формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.
Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.
Добро пожаловать в музей!
Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.
Без памяти – нет истории, Без истории – нет культуры, Без культуры – нет духовности, Без духовности – нет воспитания, Без воспитания – нет Человека, Без Человека – нет народа!