Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковское профессиональное училище №95»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по гражданско-патриотическому воспитанию
направленность: День памяти
« Отжаться 1945 раз»
Выполнила: Седловская Лидия Евгеньевна
Руководитель физического воспитания
ГБПОУ РО ПУ №95
Стаж работы: 1 год
тел. +79185761427
с. Осиково, 2019 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………3
Методическая разработка ………………………………...5
Сценарии мероприятия……………………………………6
Список литературы……………………………………….10
Пояснительная записка
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Иными словами важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является любовь к своему Отечеству. Так как только любящий свою Родину человек может стать созидающим гражданином. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Анализ состояния развития чувства патриотизма у современных подростков, диагностика сформированной базовых нравственных ценностей демонстрирует проблемное поле в развитии важнейших составляющих патриотизма. Под патриотизмом современные подростки часто понимают лишь готовность проявлять прогулки на природе в праздничный день с друзьями. Но это только внешнее проявление патриотизма. Да и оно часто не сочетается с внутренним отношением к стране.
Чтобы будущие граждане нашей страны были действительно готовы любить Родину, вносить вклад в развитие России, заботиться о стране, нужно учить быть патриотами. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс особенно в СПО, а именно с обучающимися, частью которого, безусловно, должны стать мероприятия по патриотическому воспитанию.
Разработанный для обещающихся СПО внеклассное спортивное мероприятия гражданско-патриотической направленности на тему: «Мы помним!» показывает, насколько многогранно понятие патриотизма, демонстрирует, какие составляющие есть у понятия, как правильно проявлять патриотизм. А именно почему мы должны помнить и чтить. Иными словами, утверждает нравственную ценность патриотизма.
Во время мероприятия используются активные формы проведения: групповая, коллективная. Применяется метод воспитания. Процесс погружения в тему дает возможность услышать все нюансы воспитательного события и погрузится в атмосферу мероприятия: детям и взрослым.
До мероприятия и во время его участники строятся и слушают ведущего мероприятия, в ходе которой дети не только знакомятся с различными сторонами исторических фактов и воспоминаний участников событий, погружаясь в атмосферу, но и сами принимают активное участие, отжавшись от пола чтут память погибших, и в конце на вопрос почему мы должны помнить дети анализируют степень развития патриотизма у себя тем самым, закрепляя гражданскую позицию. Способ показа через рефлексию отношение к теме, осознание значимости поднятых на мероприятии проблем.
В процессе подготовки были учтены возрастные особенности обучающихся, произведен отбор необходимого материала для успешной работы.
Правильное ведение внеклассного мероприятия, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность – все это способствует формированию и развитию такого важного нравственного качества, как патриотизм.
При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас) и отсроченный (на перспективу).
Воспитательная ценность мероприятия заключается также в возможности проявления себя демонстрация своих моральных и физических качеств перед сверстниками. Носителями нравственных ценностей старшего поколения. В процессе работы участники обмениваются мнениями по поводу патриотизма, находят эталоны его проявления. Приобщаются не только словами но и собственным участием. Что не применено, имеет свою воспитательную направленность на обучающегося.
В 74-ую годовщины Победы над фашизмом считаю необходимым все мероприятия по патриотическому воспитанию основывать на героических делах наших славных защитниках Отечества. Что может сформировать не только чувство сопричастности к истории страны, но и развить базовые нравственные ценности у детей.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Мы помним!»
Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.
Задачи:
раскрыть лексическое значение понятия «Патриотизм»;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно‑нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;
развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;
нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;
развивать
Формы работы: групповая, коллективная, массовое.
Методы: формирования сознания личности, личностно-ориентированный.
Характеристика участников: обучающиеся СПО, классные руководители, гости.
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: стадион училища.
Необходимое оборудование: музыкальная колонка микрофон ноутбуки с выходом в Интернет.
Оформление: Флаг РФ, На память о мероприятии участники получают георгиевские ленты.
Сценарии мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего события. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Министерство обороны Российской Федерации объявило следующие данные, что в годы Великой Отечественной войны: военные потери — около 12 000 000 человек, общие людские потери — военнослужащих и гражданского населения (СССР) — 26 000 000 миллион человек.
Ведущий 2: У нас было три авиационных полка: в феврале 1943 года был переименован в 46-й Гвардейский Таманский полк. Летчиц именно этого полка немцы прозвали «Ночными ведьмами».
«Парашюты выкладывали, чтобы взять на борт бомбы»
Вспоминает Ветеран Великой Отечественной войны Виктория Петракова
Ведущий 1: В годы Великой Отечественной войны количество детских учреждений интернатов выросло за счет детей сирот. По данным органов народного просвещения, только за два первых военных года определены в детские дома 2 мил. детей
Ведущий 2: «В сентябре 1941 я пошла в 5 класс. Когда мама умерла 20 апреля 1942 года, я с сестрой ей было 6 лет, пошла в детский дом. Я была уже взрослая, мне было 13 лет. Как было тяжело, нам нужно было колоть дрова, носить воду и помогать малышам. А самое тяжёлое каждый день видеть, как кто-то умирал. Моя соседка по кроватям Аня «умерла», как мне было страшно, на ней были огромные вши. Мы копали окопы, за это давали сахар 5 кусочков хоть что-то. В 1942 наш детский дом переехал мы помогали рубить лес, мои ноги распухли так, что сапоги мужские 42 размера я не смогла сама снять, пришлось их разрезать на мне» (Воспоминания Катя Семенова).
Ведущий 1: В второй мировой войне на подконтрольной Германии территории. Множество узников лагерей в которые угоняли людей для работы, были убиты, погибли от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого труда и бесчисленных медицинских опытов, в газовых камерах умертвлены, а потом трупы сжигали в крематориях более 3 миллионов человек. Все новорождённые дети сразу же отбирались и умертвляли.
Ведущий 2: В том числе в годы войны пропало без вести 6 885 000 человек, попали в плен 4 559 000.
Ведущий 1: Одним из страшнейших моментов Великой Отечественной войны стала Ленинградская блокада, длившаяся 880 дней и прорванная 27 января 1944 г.
Ведущий 2: Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г., для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. В конце декабря 1941 года хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла.
Ведущий 1: «Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет» (Воспоминания участницы блокады Ленинграда Булина Ирина Георгиевна).
Ведущий 2: «Ко мне вышла сестра, посадила меня на скамейку и сказала, что мама недавно умерла.…Мне рассказывали, что все трупы они увозят в Московский район на кирпичный завод и там сжигают. …Деревянный забор почти полностью разобрали на дрова, поэтому подойти к печам можно было довольно близко. Во дворе завода стояла вереница машин с трупами, они ждали разгрузки. Рабочие укладывали покойников на транспортер, включали машины, и трупы падали в печь. Создавалось впечатление, что они шевелят руками и ногами и таким образом противятся сжиганию. Я простояла в остолбенении несколько минут и пошла домой. Такое у меня было прощание с мамой». (Воспоминания участницы блокады Ленинграда Григорьева Зинаида Федоровна).
Ведущий 1: За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.
Ведущий 2: А сколько покалеченных тел и дашь вернулись. Ранено 46 250 000 тысяч. Вернулись домой с разбитыми черепами 775 000 тысяч фронтовиков.
Ведущий 1: Без одного глаза 155 000 тысяч. С изуродованными лицами 501 342. Без одной руки 3 миллиона 177 тысяч человек. Без обоих рук 1 миллион 121 тысяча. С частично оторванными руками и ногами 418 905. Без обоих рук и обоих ног 85 942.
Ведущий 2: Письмо фронтовика. ….. Дом мой сгорел, все разрушено и уничтожено.
Дважды был ранен, на одной из рук нет ни одного пальца.
Работать не могу, только благодаря тому,
что жена зарабатывает, я существую. Мы голые и босые.
Ведущий 2: Хочется, что бы каждый понял, как страшна война и ее злобный и жестоки голос звук каждого разорвавшегося снаряда это 1 или 10 или сотни потерянных жизни в одну секунду. Послушайте как это страшно. Звучит мощная артиллерийская канонада.
Ведущий 1: Почему мы должны помнить о Великой Отечественной войне?
Многие люди сейчас недоумевают, зачем помнить о Великой Отечественной войне. Это было давно и все сейчас хорошо. Когда вы зададите себе этот вопрос, то от всего сердца хочу, что бы вы теперь точно смогли ответить и себе и таким людям. Мы должны знать, что такое война, и понимать, что это не просто интересный фильм или красивая песня с приятной мелодией - это боль, слезы, потери самых близких людей. Когда мать теряет ребенка или семя остаётся без отца, брата, мужа когда 7 летний ребенок со слезами проситься в партизанский отряд, что бы отомстить за погибшего отца или маму. Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Чтобы у нас и в мыслях не возникало желания повторить, доказать что-то другим нациям с помощью боевых действий. Война - это всегда страх, голод, потеря близких, смерть.
Ведущий 2: Для вас исполнят танец о войне коллектив «Конфете» исполнил тематический танец на тему Великой Отечественной войны. Мы - помним ! Звучит песня Тамары Гвердцители «Песня о Солдатах»
Ведущий 1: Помня о Великой Отечественной войне, мы чтим память павших солдат, которые отдали свои жизни ради того, чтобы сегодня мы видели мирное небо над головой. Изучая историю, слушая о подвигах, мы учимся мужеству, патриотизму и отваге бравых солдат, воспитываем в своих сердцах любовь к Родине. Я искренне верю, что память поможет нам избежать ошибок в будущем и сохранить мир на многие века.
«Если я забуду о них, ты, Боже на небе, забудь про меня»
Руководитель физвоспитания: Друзья, мы сегодня собрались в этот прекрасный весенний день почтить память ветеранов Великой Отечественной войны. И сейчас мы проведем спортивную акцию в честь 74 – годовщины над фашизмом. Не только словом, а и делом, мы отожмемся 1945 раз в честь священного даты для многих людей. Проведя сегодняшнею акцию мы передаём эстафету другим. Мы помним, спасибо! Упор лежа приняли. Упражненье начинай. (Число 1945 делится на количество участников и получается средние например 25 раз)
Руководитель физвоспитания: Мы очень рады, что сегодняшнее событие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране! И в качестве подарка позвольте вручить всем присутствующим георгиевскую ленту как символ героизма, воинской доблести и славы защитников России.
Список литературы.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - 335 с.
Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385
Днилюк А. Я. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Издательство «Просвещение», М.,2009. — С. 23
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 302
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. - 336 с.
Электронный адрес: http://special.bokovskaya.donland.ru/Default.aspx?PageId=78831