Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых важных задач школы. В связи с большими изменениями, происходящими в нашей стране в последние годы, воспитание патриотизма приобретает еще большую актуальность.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.
Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо вводить систему патриотического воспитания, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в школе, однако нравственные качества не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Систематическая работа с учащимися с ОВЗ по патриотическому воспитанию важна и актуальна. В процессе обучения детей с ОВЗ создаются условия для полноценной реализации их способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей, формирования личности и самосознания, таким образом, принцип обучения направлен на структуризацию личностного роста, с учетом патриотической составляющей в учебном процессе.
Такая работа имеет ряд особенностей.
Во-первых, всю деятельность по патриотическому воспитанию необходимо строить на тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной задачей образовательную.
Во-вторых, учебный материал предъявлять от частного к общему (дом –улица – город – республика – страна), от самого близкого и знакомого ребенку с проблемами в развитии до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.
В-третьих, следует помнить, что для ребенка с ОВЗ очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.
Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
Для реализации данного направления в программе воспитания используются следующие формы работы с обучающимися: на уроках окружающего мира, географии, истории, основ права и гражданственности ребята получают знания, на базе которых формируются представления о патриотизме и гражданской позиции человека.
Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральные темы «Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность.
В соответствии с распоряжением президента РФ с 1 сентября каждый понедельник в школе исполняется гимн и поднимается флаг РФ.
Классными руководителями на классных часах так же регулярно освещаются такие темя как государственные символы России, историческое прошлое нашей страны, памятные даты и т.д. с обязательным включением регионального компонента.
В нашей школе большое внимание уделяется сохранению и укреплению народных традиций. Ежегодно мы встречаем Широкую масленицу, печем блины, погружаемся в атмосферу народного праздника. Также традиционным стала встреча весны в День сорока мучеников Севастийских. Именно в Курской области сохранилась традиция выпекать птиц из теста и с их помощью зазывать в гости весну.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия. В нашей школе регулярно проводятся уроки мужества, посвященные памятным датам в истории страны и Курского края, а также нашим землякам – героям. Как пример, можно привести урок мужества, посвященный подвигу М.А. Булатова, который проводится ежегодно. День Победы, День освобождения Курска от фашистских захватчиков, День народного единства, День защитника Отечества и многие другие праздники находят отражение в плане воспитательной работы школы. Что способствует не только формированию знаний и представлений у обучающихся, но и пробуждают в них лучшие чувства, в том числе и чувство принадлежности к великой стране с героическим прошлым и настоящим.
Школа осуществляет тесное взаимодействие с представителями воинской части 3527, проводятся встречи с военными, которые часто становятся образцом мужества и примером для ребят. Также неоднократно у нас в гостях были представители поискового отряда «Высота», которые рассказывают ребятам о своей деятельности, ее целях и результатах.
Регулярно с обучающимися проводятся различные экскурсии и поездки, как в рамках нашего города: в библиотеку, краеведческий музей, парк культуры и отдыха Теплый берег, так и в областной центр, и за пределы области. В прошлом году ребята побывали на обзорной экскурсии по г. Курску с посещением Музея боевой славы и мемориального комплекса Курская дуга. В декабре прошлого года был организован экскурсионно-патриотический тур в г. Воронеж. Ребята посетили место основания города – остатки Воронежской крепости, Адмиралтейскую площадь – колыбель русского военно-морского флота и другие памятники, и достопримечательности города. Особый интерес вызвало посещение Чижовского плацдарма – мемориального комплекса, посвященного воронежским солдатам, защищавшим город во время Великой Отечественной войны. Благодаря профессиональной работе экскурсоводов дети узнали много нового и интересного.
Наша школа активно участвует в национальных проектах и акциях. В прошлом году в рамках проведения Всероссийской акции «Сад памяти» с обучающими был проведен урок Победы. Эта замечательная идея нашла живой отклик в сердцах ребят. Руками обучающихся были выращены саженцы дуба, которые они высадили в грунт после проведения мероприятия.
В преддверии Дня защитника Отечества, обучающиеся нашей школы активно поддержали акцию Письмо солдату. Руками ребят было изготовлено множество открыток для военных, проходящих службу в зоне СВО.
Еще одним из важнейших из условий патриотического воспитания детей с ОВЗ является приобщение их к трудовой деятельности. Для обучающихся нашей школы «патриотизм» - это не слово, а дело. Учащиеся ежегодно добросовестно ухаживают за территорией памятника Неизвестному солдату: убирают листву, подметают дорожки, высаживают цветы и кустарники. Ухоженный памятник – это дань уважения к прошлому, без которого нет будущего. Также руками наших ребят был сделан подарок нашим соседям - воинской части 3527. Они озеленили участок перед КПП. Думаю, для всех жителей Курчатова не секрет, что клумбы на территории города часто радуют своей красотой именно благодаря усилиям наших обучающихся, они выращивают рассаду цветов для озеленения города. И ребятам, безусловно приятно видеть результаты своего труда, ощущать причастность к жизни города, его красоте.
В декабре прошлого года на базе МЦ «Комсомолец» обучающимися нашей школы был проведен мастер-класс по изготовлению салфеток для военного госпиталя в зоне СВО. Этот мастер-класс состоялся благодаря тому, что наши ребята занимаются этим долгое время и качественно выполняют эту работу.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что патриотическое воспитание помогает каждому ребенку с ОВЗ осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, сформировать свой собственный взгляд на жизнь, узнать прошлое и настоящее своего народа, своего города, своей семьи.