Пилипчак Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»
города Гагарина Смоленской области
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ УМК «АЗБУКА СМОЛЕНКОГО КРАЯ»
Содержание образования на современном этапе направлено на обновление в соответствии с новыми образовательными потребностями России. И большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной творчески самовыражаться, саморазвиваться, обеспечивая свою интеграцию.
Реализация этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых: последовательное воспитание у школьников активной позиции хранителя и созидателя отечественной культуры, истории своей Родины, своего края, стремящегося к их процветанию.
И именно начальная школа является тем уровнем образования, в котором закладываются основы гражданско – патриотического воспитания личности.
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
«Гражданственность» - интегративная комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско- патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой. А любить Родину- значит, любить свой родной край, свою малую родину.
Все это нашло отражение в УМК «Азбука Смоленского края» для учащихся начальных классов (авторы С.А. Болотова, О.В. Сибиченков), призванному воспитывать любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей области, за право называться смолянином; любви и уважению к землякам, прославляющим город(село); желанию быть похожим на них своими поступками и делами; бережному отношению к памятникам прошлого.
УМК «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.
Это, прежде всего, краеведческий принцип отбора материала, выполненный таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.
Принцип научности означает науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала, применяемых методов обучения.
Принцип доступности и посильности позволяет использовать учащимися доступный по уровню трудности краеведческий материал, не требующий затруднений для его усвоения.
Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе исторического материала. Рассказы, стихи, очерки, направленные на воспитание патриотических чувств людей, чувств уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы курса. Также интегрируются различные формы подачи учебной информации: текст, иллюстрация, карта- схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др.
Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм (занятия в классе, экскурсии, уроки- путешествия, уроки –заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины), методов (беседы, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме задания, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, сбор материала для краеведческого уголка, музея) и приемов работы, которые учитывают индивидуальные способности и возможности учащихся.
Принцип наглядности реализуется использованием слайдов, видеоматериалов, презентаций, любительских кинофильмом, фотографий и зарисовок памятников истории и культуры, портретов и фотографий земляков, экскурсионных буклетов, фотоальбомов.
Принцип организации краеведческо - познавательной деятельности учащихся (принцип маятника):
Свой город----история и культура Смоленского края;
История государства, края----история родного города.
Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине, в виде органически связанного между собой единого целого наследия нашего края.
Программа регионального курса «Азбука Смоленского края» включает в себя 3 раздела (блока) тем, 2-й из которых затрагивает вопросы истории Смоленщины.
Первоначально региональное содержание реализовывалось как углубленное изучение на специальных уроках. Это были поистине уроки творческого познания, уроки воспитания уважения и любви к каждому уголку своей родной земли, ее героическому прошлому и настоящему. На уроках использовались логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях, причин и значения событий и др. И, конечно, использование фантазии учащихся, их творческих способностей. Все это позволяло учащимся усваивать основы исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности. А учителю, для вовлечения детей в этот процесс, применять вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Все это позволяло планировать структуру урока таким образом, чтобы сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными, жизненными ситуациями, для того, чтобы выработать свою жизненную позицию в отношении мира, тем самым совершенствоваться в нравственных нормах и правилах.
Прежде всего это
а) целеполагание- постановка учебной задачи на основе создания проблемной ситуации- соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно («Зачем?» «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»)
При постановке цели дети используют опорные глаголы:
- познакомиться;
- узнать;
-научиться;
- выяснить;
- сравнить;
- проанализировать.
При целеполагании использую прием «Ситуации яркого пятна» - это может быть необычный предмет (памятник, бюст и т. д.), картина или просто выделенная цветом или размером запись на доске. Тем самым я побуждаю учащихся к принятию цели, строю диалог и способствую достижению цели.
б) поиск информации,
в) моделирование,
г) планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование- планирование результата.
Эта работа способствует развитию осознанности выполнения деятельности, причин ошибок и коррекции. Для реализации этого этапа часто использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
Задание:
- Составить кроссворд по теме со словами из рубрик «Музей слов», которые ребята уже изучили. Для этого предлагаю план:
- найти изученные слова,
-выписать из учебника или толкового словаря значение каждого слова,
- начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
Обсуждение:
- Поможет ли вам данный план в составлении кроссворда?
- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а потом выбрать слова из списка?)- Пункты плана переставлять нельзя. Часто для разрешения проблемной ситуации использую следующие приемы:
Самостоятельное решение--- коллективная проверка результатов---выявление причин затруднения.
Группировка- деление ряда слов, предметов, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
«Верите ли вы, что…» - учащимся в начале урока на листочках даю факты, работая в группах дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чем они заблуждались.
Эстафета читательского творчества «По следам прочитанного». Учащиеся при помощи клеше выражают свое отношение к прочитанному материалу:
- Я почувствовал(а)…
- Я увидел(а)…
- Я вспомнил(а)…
- Мне стало грустно…
- Я бы продолжил(а) написанное так…
- Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал(а) так…
- Этот текст напомнил мне случай из моей жизни…
- Текст вызвал у меня чувство…
Большие возможности для достижения цели дает система заданий учебника.
Работа со специальной терминологией, знакомство с книгами- словарями, объяснение терминологических словосочетаний.
Собственное оценивание с точки зрения общечеловеческих норм.
Зад. 46 стр.92
- Сделайте план маршрута путешествия по местам боевой славы своего района.
Зад. 57 стр.137
- Для классного краеведческого уголка сделайте альбом «Мои земляки».
Творческие задания.
Зад. 31 стр.53
- Сделайте макет отдельных башен или всей крепостной стены из любого подручного материала.
Зад.41 стр.73
- Сделайте альбом или выставку в своем классе, посвященные военному прошлому Смоленщины.
Зад. 40 стр.72
- Дорогие ребята. Я написала вам небольшое письмо. Прочитать его вы сможете по первым буквам нарисованных предметов.
(Чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.)
Написание мини- сочинения, сообщения
Зад. 17 стр. 28
-Обратитесь к «Копилке знатока». Найдите и подготовьте сообщение (доклад) о районе, где вы живете.
Зад. 39 стр. 71
- Подготовьте сообщение о военном прошлом вашего города (села).
Составление текста.
Зад.8-12 стр.141-143
д) контроль (мотивирующий и диагностический) - сопоставление результата с заданным эталоном, коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив, оценка (рефлексивная и прогностическая) - выделение и осознание того, что усвоили, а в чем оказались неправы. (Для этого использую контрольные вопросы к теме урока). Эти действия являются стартовыми в формировании учебной деятельности.
На этом этапе использую различные приемы:
«Исключение».
Детям предлагаю ряд загадок, картинок, слов с неоднократным повтором, но одно из них не подходит к данному ряду. Анализируя дети находят лишнее.
Всевозможные игры: «Лесенка», «Число- контролер», сверка с образцом (готовым ответом),
Выполнение задание по алгоритму,
Взаимоконтроль с товарищами,
«Волшебные линеечки» (оценочная шкала) -измерение любых параметров работы, ставя выше или ниже крестик,
«Задания- ловушки» (рефлексия усвоения способа действий) - озвучивание ответов на задания с ложным ответом.
«Умные вопросы» -умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю:
«Я этого не знаю, но могу узнать, если задам учителю вопрос…»
«Многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий» (карточки),
«Разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своей работы.) Собираю и просматриваю тетради учеников, но не оцениваю. Через некоторое время предлагаю внести исправления карандашом другого цвета с учетом новых знаний. Затем собираю работы и оцениваю. Результат: «прирост» в знаниях.
е) умение слушать,
ж) самоопределение,
з) саморегуляция.
К сожалению, в настоящее время материал УМК «Азбука Смоленского края» приходится включать в базовое содержание путем равномерного распределения регионального содержания по учебным предметам. Но опыт работы, совместная деятельность педагога, учеников и их родителей остается бесценной в гражданско- патриотическом воспитании подрастающего поколения. Никто не остается равнодушным, посещая краеведческие музеи, возлагая цветы к памятникам знаменитых земляков, встречаясь с ветеранами, совершая незабываемые экскурсии «Путешествие- знакомство с достопримечательностями родного города», «Улицы моего города». Школьники становятся «сынами» поискового отряда «Корчагинец» и с интересом участвуют в раскопках и перезахоронении останков воинов Великой Отечественной войны.
Школа, история России, история своего родного края- эти темы объединены одной, самой важной для человека - темой Родины. А узнавать, понимать, уважать и любить свою Родину необходимо учиться на протяжении всей жизни. Гордость за свою страну начинают испытывать уже первоклашки, переступив порог своей школы. 12 апреля 2018 в 81 стране мира стартовала масштабная акция Гагаринский урок «Космос-это мы» (В этом году он проходил дистанционно). В рамках данной акции в школьном музее была открыта «Парта героя», посвященная первому в мире космонавту, выпускнику нашей школы Юрию Алексеевичу Гагарину.
1 сентября 2018 года, в канун освобождения Смоленщины от немецко- фашистских захватчиков, была продолжена «Эстафета подвига», и установлены еще 4 «Парты Героя», посвященные Героям Советского Союза, выпускникам нашей школы: Игорю Сорневу, Александру Румянцеву, Дмитрию Румянцеву, Николаю Невскому. Их подвиг бессмертен. На них равняется молодежь. И лучшие ученики школы удостаиваются права сидеть за партой героя, подавая пример другим.
В канун 75-летия Великой Победы был широко использован материал УМК «Азбука Смоленского края». Дети, совершая путешествие в мир прошлого, знакомились со славными страницами истории России, Смоленской земли, узнали о героических свершениях и мужестве наших соотечественников, земляков. А это так важно в наше время, когда многое забывают и интерпретируют в угоду политических соображений. Дети нашли в своем сердце уголок для гордости за своих прадедов.
С целью увековечивания исторической памяти о героях Великой Отечественной войны школьники участвуют в уникальном школьном проекте по сбору воедино информации обо всех участниках Великой Отечественной войны, чьи внуки и правнуки учатся или работают (работали) в МБОУ «Средняя школа №1». На сайте школы создали страницу «Бессмертный полк школы». Планировалось создать «Книгу памяти» и памятный баннер, состоящих из фотографий героев, которые будут размещены и использоваться в экспозиции школьного музея. И пусть пандемия нарушила наши планы, обучающиеся вплотную занимались поисковой деятельностью, собирали материал из разных источников, создали новый банк информации о героях и их подвигах. И праздник 9 мая состоялся. Дети сняли видеоролики о своих прадедах, нарисовали рисунки на тему «Победа!», выучили песни, стихи о известных Смоленских поэтов, участвовали в акции «Окна Победы» и разместили результаты своей работы в инстаграм. Также дети участвовали в международном конкурсе «В сердце ты у каждого, Победа!», в викторинах «Мы знаем, чтим и помним!», «За мир, за страну!», где стали победителями, о чем свидетельствуют дипломы.
Таким образом, мы видим, что содержание УМК «Азбука Смоленского Края» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования гражданско- патриотических качеств личности младших школьников. А результаты этой работы- «налицо».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2011 - 143 с.
Азаров. Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2 – Смоленск: Изд.Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000. – С.28, 53, 71-73, 92, 137, 141-143.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.