СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Статья посвящена актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения, применению наиболее эффективных форм и методов, способствующих воспитанию гражданственности.

Ключевые слова:  образование, патриотизм, ФГОС, иностранные языки.

Просмотр содержимого документа
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. (Михаил Меньшиков, русский историк и публицист)

Патриотизм и активная жизненная позиция личности всегда являлись нравственной основой жизнеспособности нашего государства. Именно поэтому гражданско-патриотическое образование считается неотъемлемой частью российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы.

Иностранный язык занимает особое место среди других школьных предметов. Целью обучения иностранному языку в современной школе, согласно ФГОС, является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности. Стоит отметить, что именно эта компетентность включает в себя такие способности, как формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Таким образом, что как ни урок иностранного языка, создает прекрасную почву для формирования и воспитания норм и ценностей патриотических и межнациональных отношений.

Методика обучения иностранным языкам дает широкие возможности по воспитанию патриотизма, гражданственности, человеческих ценностей, толерантному отношению к культуре и обычаям стран изучаемого языка и более глубокому осознанию культуры своей страны. Этому способствует так называемый диалог культур – обучающиеся сравнивают страны изучаемого языка и свою страну и выявляют общие и особенные для каждой страны черты, что способствует сближению, уважительному отношению, возникновению более глубокого понимания, осознанию своей принадлежности к народу России, гордости за свою страну.

Среди множества используемых методов и форм в учебной и внеурочной деятельности самым эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В рамках работы над проектами «Россия и англоязычные страны», «Образование в России и за рубежом», «Праздники и обычаи англоязычных стран и нашей Родины», «Великие музеи мира» , ребята готовят буклеты, открытки, приглашения посетить Россию и малую родину иностранным друзьям, решают интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Познавательным аспектом таких занятий является и увеличение объема знаний о своей стране - Москве, городах Золотого кольца, малой родине, посещение достопримечательностей которых будет способствовать более глубокому осознанию своей культуры.

Применительно к уроку иностранного языка также эффективно способствует воспитанию патриотизма знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном крае; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; создание в рамках проектов компьютерные презентаций, так как они позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Во внеклассной работе имеются реальные возможности компенсации недостатков содержательной стороны уроков. Например, по теме «Страна изучаемого языка», мы проводим интеллектуальные игры, где включены вопросы, связанные с историей, культурой, политикой той или иной страны. При изучении темы «American writers» мы драматизируем отрывки из произведений известных авторов М.Твена и Д.Лондона. По теме «An American school», учащиеся творческой группы проводят обзорную экскурсию по нашей школе, рассказывают об истории, учителях-ветеранах, выпускниках, школы и в итоге проводится ролевая игра по теме «American, English and Russian schools», в ходе которой «делегации» из каждой страны рассказывают о своей системе образования.

Среди учеников старших классов наиболее популярны вечера, посвящённые стране изучаемого языка, её литературе, искусству, обычаям и традициям. Обязательно выпускаются стенгазеты, поводится конкурс переводчиков, конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, заочные путешествия по странам изучаемого языка, всевозможные викторины.

Говорят, чтобы лучше понять свое, полезно познать чужое. Именно поэтому, изучая страны, города, достопримечательности, национальные символы, традиции и обычаи стран изучаемого языка, мы всегда говорим о своей стране. Знакомясь с известными людьми: писателями, поэтами, художниками, ученными Британии и Америки, мы вспоминаем великих людей России и героев нашего родного края. Образование в контексте диалога, а иногда и монолога культур, не только расширяет кругозор учащихся и формирует их мировоззрение, оно учит понимать менталитет родного народа, определять свое место и предназначение. А, главное – гордиться своей страной, своей малой родиной.

Библиографический список:
1.Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе. -2003.-№2.-с.22.
2.Гатыжская А.В., Фокина С.Г., Патриотическое воспитание на уроках английского языка. //Иностранные языки в школе-2014- №2. -с.26
 3.Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. -2001.-№5.- с.11-15.
 4.Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе. -1990.-№5.- с.101.
 5.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. – М., 1999.
 6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.-М., «Просвещение»,2011