СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содежит опыт работы по гражданско- патриотическому воспитанию на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях—это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей . а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Тема патриотизма—ныне актуальнейшая для нашей страны. Как пробудить в детях чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Правительство России утвердило государственную программу "Патриотическое воспитание граждан РФ". Госпрограмма разработана во исполнение поручения Президента России и внесена в Правительство Минобрнауки.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» , является обновлённым вариантом ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики.

Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Программа опирается на принципы функционирования российского государства и гражданского общества, доступна для участия в её реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных организаций, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности.

Этот духовный ориентир возрождает и развивает героическое прошлое России, основанное на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отечества, учёте многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, опыта Великой Отечественной войны и послевоенных вооружённых конфликтов. Весь ресурс, накопленный за героические годы борьбы и труда, обладает богатейшим воспитательным потенциалом и в целом активно используется для патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Он и в дальнейшем будет являться основой разработки, апробации и внедрения инновационных технологий формирования у современных поколений граждан России идеалов патриотических ценностей, служения Отечеству и прежде всего готовности к его защите.

В этих условиях становление и развитие системы патриотического воспитания требует инновационных решений. Их реализация должна создать возможности гражданам России выбирать своё будущее, связывая его с национальными интересами и перспективами развития страны.

«Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский 

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.

Процесс этот постепенный, длительный и конечно же комплексный. Для достижения этой цели на уроках математики я применяю следующие приемы:

  • Эпиграф на уроке: строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

Например:


  1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.


  1. "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.


  1. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон. и др.

Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.


  • Задачи с историческим содержанием.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Задачи можно подобрать и не только на военную тематику, достижения нашей Родины огромны и в освоении космоса, и в географических открытиях, и в медицине, и в науке, и т.д. Простор для воображения учителя необъятен.

Например:

  1. Записать числа, встречающиеся в тексте, с помощью цифр:

Вторая мировая война -величайшая трагедия всего человечества. 

Жертвами войны и оккупации в Европе стали:

- СССР - более 27 млн. человек;

- Польша - 6 млн.;

- Югославия - 1700 тыс.;

- Франция - свыше 600 тыс. человек;

- Греция - более 400 тыс. человек;

- Нидерланды - 200 тыс.  человек;

- Бельгия - 8 тыс. человек;

- Албания - более 7500 человек;

- Люксембург   -   5   тыс. человек.

  1. Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390


  1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.


413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375






  1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.

  2. Во время предметной недели проводили проверку вычислительных навыков. Ответы к примерам были зашифрованы буквами. Решив все примеры правильно, ребята получили пословицу «Родина – мать, умей за нее постоять».


а) 0,71 + 0,8

б) 2,3 + 2,2

в) 5,4 + 1,3

г) 0,32 + 0,47

д) 1,8 +0,1

е) 17,02 + 3,56

ж) 12 + 1,2

з) 3,09 + 2,21

и) 22,9 8– 2,4

к) 5,35 – 3

л) 3,78 – 1,78

м) 1 – 0,3

н) 8 – 2,7

о) 3,5 -1,7

п) 9,863 -0

р) 18,62 -18,62

с) 6,86 * 3

т) 1,9 * 1

у) 0,3 * 6

ф) 0,18 * 10

х) 0,52 * 100

ц) 5 * 0,9

ч) 60 * 0,4

ш) 4,7 : 2

щ) 18 : 4

ы) 12,3 : 3

э) 9,4 : 4

ю) 1,4 : 0, 7


А

Д

Е

З

И

Й

М

Н

О

20,58

6,7

1,8

0

0,79

9,863

5,3

1,9

4,5

П

Р

С

Т

У

Ь

Я

-


52

1,51

24

2,35

0,7

2

4,1

13,2



  • Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение.

\


Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях . Требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, доброты, любви к родному краю. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания. Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем.

Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

1) через содержание образования;

2) через методы и формы обучения;

3) через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.

Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.

При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

  1. использование историко-математического материала;

  2. проведение нестандартных уроков;

  3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;

  4. внеклассная работа.

При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы. Работа с учениками проводится по двум направлениям:

Учебное. Это организация и проведение уроков математики с использованием краеведческого материала. Внеурочное: выпуск газет, брошюр с краеведческой направленностью. Часто даю детям задание составить задачи с использованием местного материала. Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи. Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых» задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано лишь внешним образом; ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе науке.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние подъездов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.

Формированию гражданских качеств школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, , о растительном и животном мире, таких важных процессах в жизни общества кА выборы. олимпиады и т. д.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.