Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности к ее защите, Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало не мало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнение об ошибочном пути развитие России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородство и уважение отношения к России.
Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических преобразований невозможно без формирования молодого поколения, обладающего такими качествами, как гражданственность. Поэтому в настоящее время возрастает роль патриотического воспитания детей и подростков.
Цель патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности к конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
Проведение научно – обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;
Утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям повышения престижа государственной, особенно военной службы;
Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В содержании патриотического воспитания важна социально – педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по
основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам. Социально – педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания.
В программе ИЗО искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей.
Подростая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле. К истокам возникновения нашего отечества относят учащихся такие творческие задания как, «Выражение характера человека в изображении» 2 класс, «памятники архитектуры» 3 класс, «Древние города нашей земли» 4 класс.
Каждый учитель ИЗО искусства не может в своей работе обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как День Победы, День Защитника Отечества. Учащиеся всех возрастов активно принимают участие в конкурсах рисунков на военную тему, создают прекрасные сюжетные композиции. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! В багаже их побед – борьба с татаро – монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной Войны, современные обстоятельства, формирующие новое поколение героев. Все эти события находят свое отражение в художественных произведениях, изучаемых в рамках предмета ИЗО искусства.
В своей педагогической работе, учитель должен уделять внимание и менее глобальным датам. Так, например, творческие работы, посвященные Дню космонавтики, открывают перед детьми огромный мир Вселенной и достижения русских людей в ее освоении.
При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблематики древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности. Учащиеся обязаны усвоить как должное, что подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и историческим символам своего Отечества.
Изучение произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение поделками мастеров разных направлений прикладного искусства также способствует формированию у учащихся чувства гордости своей страны, ее умельцами и проходит сквозной темой на протяжении всего периода изучения предмета «Изобразительного искусства».