СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

гимназия №22









Выступление на педагогическом совете гимназии


по теме «Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы»









Учитель русского языка и литературы

Абушева С. В



















г. Калининград

Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы

В Концепции модернизации российского образования выражается необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Благодатное поле деятельности по воспитанию гражданина открывается на уроках русского языка и литературы, ведь в программу включены произведения устного народного творчества, древнерусской и русской классической литературы. Да и тексты по русскому языку подобраны не случайно. В основном они несут определенную смысловую нагрузку и обладают воспитывающим потенциалом. Учителю важно все это подать в нужном ключе.

К сожалению, многие литературные произведения на уроках перестали рассматриваться с точки зрения общественной полезности и служения государству, а ведь яркими примерами активной гражданской позиции могут служить поступки, а иногда и вся жизнь, многих поэтов и писателей. Об этом мы говорим на одном из уроков, изучая творчество Н. А. Некрасова в 10 классе.



Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян.

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Н. Некрасов





















А что такое гражданин?

Отечества достойный сын!


Н. Некрасов


В этом стихотворении «Поэт и гражданин» - эстетической декларации Некрасова – учащиеся находят драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Учитель должен понимать, как важно это напутствие для формирования человека-гражданина.

Сначала мы определяемся с понятиями «гражданин» и «гражданственность». Обращаемся к словарю Даля, читаем: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. И далее курсивом: защита Отечества есть священный долг каждого гражданина. Затем я напоминаю учащимся слова из стихотворения К. Ф. Рылеева:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе,

Изнеженное племя

Переродившихся славян?

- Когда же человек становится гражданином? В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу: гражданственность не появляется автоматически с приобретением гражданства, а формируется в человеке постепенно, начиная с детства.


В специальном докладе «О проблемах гражданско–правового образования в Калининградской области» уполномоченный по правам человека И. Ф. Вершинина отмечает: дети с рождения приобретают основные, естественные права человека. По мере взросления они получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности и ответственность. Для того чтобы ученик имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основные законодательства о правах, обязанностях, ответственностях, способах и механизмах защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни. В названном докладе среди рекомендаций для учителей есть пункт: переработать или внести изменения в учебные программы с целью эффективной реализации идей гражданского образования. Думается, что на уроках русского языка и литературы можно и без дополнений в учебную программу найти место этому важному вопросу.

Например, уже в 5 классе в циклах уроков по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро», говоря о самостоятельности и ответственности, внушаю учащимся, что надо начать хотя бы с объективной оценки своих действий и поступков.

Вопросы классу: можно ли мальчика назвать гражданином? Почему вы так решили?

Благодаря дискуссиям, высказыванию разных мнений приходим к выводу: нужно совершенствоваться для себя и для других. Чтобы приносить пользу другим, необходимо самому стать лучше. Чем больше людей сделаешь счастливее, тем счастливее будешь сам.



Прикосновение к героике


«Бессмертен тот, кто Отечество спас…»


М.Ю. Лермонтов «Бородино»


Большую возможность для воспитания гражданственности и патриотизма дает 5 классе произведение «Бородино» , интерес к событиям 1812 года никогда не угасал, а в связи с приближающейся юбилейной датой 200-летию Бородинской битвы будет возрастать. При обсуждении содержания стихотворения задаю вопрос:

- как вы понимаете слова «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой»?

Л. Непомнящий

Иллюстрации к стихотворению «Бородино»

Учащиеся говорят, что они означают стремление воинов оборонять Родину, не щадя жизней. Учащиеся в ходе дискуссии приходят к мысли, что гражданином, патриотом своей Родины выступает не только ветеран, но и молодой

солдат, который живо интересуется

прошлым и тоже готов защищать родную

землю. Основная мысль стихотворения в том,

что российские воины проявили в великой битве храбрость, стойкость, любовь к Родине, верность ей и своему народу.

Задаю еще один вопрос: скажите, хотелось бы вам участвовать в защите Родины?

Конечно, ответы могут быть разные, нельзя сбрасывать со счетов детский максимализм. Здесь уместно напомнить детям строки Евгения Евтушенко:

Гражданственность – талант нелегкий,

Давайте делаться умней.

Зачем тащить, как на веревке,

Надменно фыркающих к ней?

-Как вы относитесь к этому? Согласны? Нет? Почему? Нужно ли совершенствоваться? Ради чего нужно работать над собой?

В заключение работы обращаюсь к школьникам с такими словами:

- Славные традиции воинов XIX века с честью поддержали бойцы нашей армии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Надеюсь, что и «нынешнее племя» будет не хуже старших поколений. И вы, ребята, вырастете настоящими патриотами, гражданами своей страны. Одним из доказательств этого станет то, что вы на «отлично» выполните домашнее задание: выучите наизусть стихотворение «Бородино».

Еще один пример: при изучении древнерусской литературы мы соприкасаемся с русской культурой, памятники древнерусской литературы дают хороший материал для воспитания гражданственности, патриотизма.

На одном из уроков по произведениям «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» в 9 классе урок начинаем с вопроса:

-Что является общей идеей древнерусских произведений?

(Идея соборности, жизни сообща, страданий и подвигов во имя Родины)

Вспоминаем, чему посвящено содержание «Задонщины»

(Куликовской битве, 8 сентября 1380 года), рассказ о Мамаевом побоище находится в центре жизнеописания Сергия Радонежского.

Куликовская битва

Класс работает в группах, каждая имеет свой путь исследования текстов. В результате -1 группа представляет свои выводы по композиции «Слова о полку Игореве»,

а 2 группа - о композиции «Задонщины» .


«Задонщина»



Композиция «Задонщины»:

1) вступление- похвала князьям русским

2) экспозиция- рассказ о Дмитрии Ивановиче

3)завязка – выступление русских войск

4)повествование (первая половина сражения; плач жен; похвала князьям в их единстве –кульминация; трудная победа)

5)развязка- потери

6)эпилог- печально-торжественная речь Дмитрия Ивановича, прощающегося с павшими.

В итоге работы учащиеся делают выводы: «Задонщина», «Слово о полку Игореве» - интереснейшие литературные памятники, в которых ярко выражается патриотическая идея, которая является свидетельством гражданственности авторов текстов.

Сопоставление «Задонщины» и «Слово о полку Игореве»


На дом – сочинение: «Чем интересны «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» для современного читателя?»

Считаю, что такие уроки помогают ребятам выработать активную жизненную позицию. Они начинают ценить не только нашу историю, но и осознавать свою ответственность за свои действия,

Еще один пример: на одном из уроков по творчеству Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» привожу притчу:

«Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.

Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение – трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос, Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом:

- Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко выполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Систематическую работу по гражданскому образованию и воспитанию

на уроках русского языка начинаю с составления плана.

В начале учебного года знакомлю учащихся со стихотворением И. С. Тургенева « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..» Рассказываю историю этого стихотворения, связанную с оккупацией г.Орла фашистами в годы Великой Отечественной войны, о том, как это стихотворение помогло жителям города пережить оккупацию, поддерживать их дух. Дети понимают, насколько велика роль языка, родной речи в жизни человека.

В течение всего года провожу словарную работу с терминами: толкование слов, словарные диктанты. Таким образом, слова гражданин, патриотизм, нравственность, закон на слуху у ребят.

Широкое поле деятельности для учителя – работа с текстами в разделе «Стилистика». Сочинения, изложения с дополнительным заданием: «Я гражданин России», «Что значит жить для людей?», «Что важнее: кем быть или каким быть?», «Что важнее: как жить или для чего жить?» Различные творческие задания: сочинить стихотворение, рассказ на темы, связанные с гражданским образованием. В уроки можно включать стихи, песни, отрывки из произведений, высказывания, непосредственно имеющие отношение к гражданскому образованию, подбор пословиц и поговорок о гражданине и патриоте, викторины по гражданской тематике.

Таким образом, гражданское образование – дело важное и ответственное. Каждый рано или поздно задумывается о себе, о своем предназначении, судьбах Родины. И чем раньше это произойдет, тем более полезным для общества, для страны будет человек. И в заключение хочется еще раз вспомнить слова Н. А. Некрасова:


Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви…