СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданственность как обязательная составляющая образовательного процесса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданственности является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, без которого невозможно развитие гармоничной личности. Приобщение молодого поколения к духовным ценностям прошлого – одно из направлений работы педагогов общеобразовательных учреждений. На занятиях учебной дисциплины «Литература» наиболее актуальными являются задачи воспитания граждан Республики.

Просмотр содержимого документа
«Гражданственность как обязательная составляющая образовательного процесса»

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Скрипка Анна Викторовна

II квалификационная категория

преподаватель филологических дисциплин

ГПОУ «Харцызский технологический техникум ДонНТУ»

город Харцызск


Аннотация

Воспитание гражданственности является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, без которого невозможно развитие гармоничной личности. Приобщение молодого поколения к духовным ценностям прошлого – одно из направлений работы педагогов общеобразовательных учреждений. На занятиях учебной дисциплины «Литература» наиболее актуальными являются задачи воспитания граждан Республики. В настоящее время эти задачи выдвинуты на первый план. Так в Государственном стандарте основного общего образования по литературе основной целью изучения предмета является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Поэтому современному педагогу необходима систематическая работа в данном направлении. На каждом занятии литературы считаю уместным подчёркивать гражданские ценности при анализе произведений.


Ключевые слова

Гражданственность, патриотизм, патриот, гражданин, Родина, литература, моральные ценности, гражданская позиция.






... Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А. Некрасов

Самовоспитание — это прочный фундамент всего процесса воспитания личности. А настоящее самовоспитание начинается с той деятельности личности, в которой ярко выражена её гражданская позиция. Человек, участвуя в жизни общества, способствует его развитию, создает материальные ценности для людей, а в ходе этого процесса создает и себя.

Сознание человека, его поведение и поступки, его деятельность, позиция по отношению к обществу — все это зависит от его идейных побуждений. Если чувство долга и ответственности находится на самой высокой отметке духовной жизни человека, если он отдает себя служению идеалу, если его идейные побуждения и деятельность направлены не только для обеспечения своего блага, а идут на пользу всего общества, в таком случае мы можем говорить о гражданственности личности. Может, поэтому гражданственность называют иногда страстью человеческого сердца.

Студенты СПО проживают самую чудесную пору жизни - юность. Это время морального, идейного и гражданского самоутверждения.

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

 Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Понятие гражданственность понимается и трактуется весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и  воспитательной практике.  Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм.  В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга.  Так В.И. Лутовинов считает, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются: «…Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени на гуманитарную сферу»…, В системе патриотического воспитания «социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом, в котором выделяются нравственные и патриотические основы».

Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга.   Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н.Филоновым.  «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных  и межличностных отношений».

 «Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

    «Патриотизм (греч. Patris) - отечество - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

     Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им.

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее   обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, Отчизны в целом).

 Патриотизм и гражданственность, будучи своеобразно выражены в истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы как государства и общества, лица нации, национальной мифологии и идеологии и продолжают иметь существенное значение в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее. На протяжении столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития, и к настоящему времени. Именно патриотизм и гражданственность народа является субъективной основой определения национальных целей.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретёт и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.

А вот с обязанностями у многих граждан бывают сложности. Считаю, что, получив столько прав, человек обязан стать гражданином, достойным общества, давшим ему столько прав. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал так:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Уже в течение довольно долгого времени бытует мнение, что стоит объяснить ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо, и он сразу станет хорошим. К сожалению, практика доказывает, что назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, дидактизм не приносят должного эффекта. С точки зрения педагогов-практиков, только слово, окрашенное искренними чувствами, вызывающее ответное чувство, может дать необходимый результат. Именно о таком слове говорит в своём стихотворении поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

Учебная дисциплина «Литература» несёт в себе богатый материал, способствующий гражданскому и патриотическому воспитанию обучащихся:

  • сведения о биографии известных поэтов и писателей, а также исторических деятелей и деятелей культуры;

  • произведения, отражающие историю развития нашей страны и её культуры, долгий и трудный путь русского народа к утверждению своей самобытности (начиная от произведений устного народного творчества – былины, героические сказки, к знакомству с произведениями древнерусской литературы («Повесть временных лет» и другие) и заканчивая произведениями, отражающими события новейшего периода развития государства);

  • тексты художественных произведений и публицистики;

  • написание докладов, рефератов, организация дискуссий, диспутов.

Письменные работы дают возможность преподавателю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувства гражданственности, обучащимся же дают возможность осознать свои взгляды и суждения, найти им обоснование, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, о её сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы этого пути и не сошли с него. Студенты постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение гражданина, патриота.

За период обучения курса «Литература» широко представлены произведения, способствующие воспитанию чувства гражданственности. Это и стихотворения о природе, и пейзажные зарисовки, которые часто почему-то мы как читатели пропускаем. Но согласитесь, как можно развивать любовь к природе, если намеренно на уроках «не замечать» эти эпизоды? Если не вчитываться в описание той же безобидной дворняжки Муму? Ведь именно от описания небольшого уголка природы может зародиться большое чувство любви к природе и к Родине! Природа родного края, то место, которым любуешься в воспоминаниях всю жизнь, куда хочется возвращаться, покидая его. Примером можно считать стихотворение А.К. Толстого:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Рекомендовано использовать инновационные воспитательные технологии при воспитании гражданственности во время занятий «Литература», такие как:

• коллективное творческое дело;

• информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

• нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный или литературный марафон);

• социальное проектирование;

• организационно-деятельностные игры (ОДИ);

• технология исследовательской деятельности;

• технология проектов;

• технология дидактической игры;

• здоровьесберегающая технология;

• личностно- ориентированная технология;

• экологообразовательные технологии;

• кейс – технологии;

• арт-технологии;

• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

• групповая проблемная работа (разработка проектов);

• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

• диалог «педагог-воспитанник»;

• тренинг общения;

• «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

      Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современное образование.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

      Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности.

     В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современное общеобразовательное учреждение.

Воспитание  гражданственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Донецкой Народной Республике  гражданского общества. Гражданское воспитание молодёжи в настоящее время очень актуально, хотя ещё в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования человека-гражданина.

Теория  гражданского воспитания в русской литературе прошла в своем развитии ряд этапов. С  конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства.


Список использованных источников

  1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье/Л.Р.Аванесян  2010. – № 11. – С. 9-11.

  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. №4. 1995, с.32.

  3. Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214-216.

  4. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева.

  5. 2006. - № 12. - С. 10-16.

  6. Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания 2008. - № 5. – С. 78-82.

  7. Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста. - №8, 2008. – с. 112-116.

  8. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 12.09.2019).

  9. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / 14.С.В. Колотий // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 142–145.

  10. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова.– 2006. - № 10. – С. 95-102.

  11. Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М.: Просвещение, 1976. - 565 с.

  12. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня№6. 2006, с.58

  13. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона. - №5, 2008. – с. 28-30.

  14. https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-grazhdanstvenost-10-klas.html

  15. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/06/grazhdanstvennost-kak-tsennost-sovremennykh-podrostkov







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!