СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на Тему : Грибы. Их значение в природе и жизни человека. для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов.»

Урок № _____

Дата __________________

Класс __________________

Тема: Переработка и применения сырья дикорастущих растений.

Цель: Ввести понятие, термин, определение полевых культур. Рассмотреть группы полевых культур: зерновые культуры, зернобобовые культуры, кормовые культуры, технические культуры.

познакомить с видами полевых культур, распространенных в Крымском регионе;

- Развивать познавательную деятельность учащихся, аккуратность, самостоятельность.

- Воспитывать мотивацию к учению. сформировать представление о технологиях растениеводства, агротехнологиях, селекции, биотехнологиях.

Задачи:

- сформировать представление об основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений;

- познакомить с профессиями: селекционер, агроном, фермер, тракторист-машинист, механизатор; полевод, овощевод, садовод.

Предметные умения: - умение разделять целое на элементарные составные части;

- умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;

- умение целостного анализа в единстве формы и содержания;

- умение выделять в задаче известное и неизвестное;

ТЦУ: Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

УУД: регулятивные:

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные:

Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.

Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные: сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы

Образовательные ресурсы: Ноутбук презентация к уроку

Тип урока: Урок обобщения и систематизаций знаний

Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

Организационный момент Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Проверить готовность к уроку ( учебник, тетрадь, ручка, дневник).

Отвечают на вопросы учителя Используют справочные материалы.

2.Проверка домашнего задания, воспроизведения и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

Проверка дом задания вопрос повторение.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Почему необходимо чётко соблюдать сроки и правила сбора дикорастущих растений?

- Основные группы используемых человеком дикорастущих растений?

- Характеристика дикорастущих растений?

- Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека?

какие способы переработки сырья дикорастущих растений вам уже известны?

Выполняют проверочную работу, подводят анализ результатов.

3.Постоновка цели и задач урока.

Запишите тему урока:  Переработка и применения сырья дикорастущих растений. СЛОВАРЬ: настой; отвар; экстракт; сбор; чай.

Цель нашего урока:

Ввести понятие, термин, определение полевых культур. Рассмотреть группы полевых культур: зерновые культуры, зернобобовые культуры, кормовые культуры, технические культуры.

познакомить с видами полевых культур, распространенных в Крымском регионе;

Какие факторы определяют сроки и особенности заготовки дикорастущих растений?

Вы узнаете:

Заготовка сырья дикорастущих растений – это система организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающая получение высококачественного сырья.

Вегетация – это рост и развитие растительного организма.

Чай или сбор – настой из лекарственных растений.

Отвары и настои – это водные вытяжки из лекарственных растений.

Экстракты – это концентрированные водные или спиртовые вытяжки из растительного сырья.


Проводят информационно – смысловой анализ.


4.Осмысления содержания и последовательности применения практических действий.

 периоды развития растений


особенности произрастания


районы произрастания;


возраст растений

Хранение свежей зелени. Дикорастущую зелень, используемую в свежем виде для салатов, можно хранить в холодильнике в полиэтиленовых пакетах.

Для этого в каждый пакет закладывают по 1 кг зелени. В пакетах она хранится до 3 месяцев, сохраняя, при этом, значительное количество витамина С и каротина.

Замораживание зелени. Срок использования молодых побегов съедобных растений ограничен. С развитием растений, стебли и листья у них грубеют и становятся не пригодными для еды.

Чтобы сохранить молодую зелень более длительное время, молодые листья, побеги, бутоны замораживают в морозильной камере домашнего холодильника.

Для этого, её нужно тщательно промыть в нескольких водах до полного удаления грязи и песка, нарезать кусочками длиной 3-4 см, бланшировать в небольшом количестве воды в течение 1-1,5 мин.

После этого, быстро вынуть из воды, откинуть на решето и охладить до комнатной температуры. Затем, уложить в формочки, жестяные консервные банки или полиэтиленовые пакеты и поместить в морозильную камеру.

Вынутые из банок и формочек замороженные брикетики упаковать в плёнку и хранить в холодильнике.

Замораживание кореньев. Промытые корни тщательно очистить от поражённых участков, отрезать мелкие корешки и верхушки, разрезать на мелкие кусочки до 1 см длиной и бланшировать в кипящей воде 0,5 минуты.

После этого их быстро вынуть из воды, дать ей стечь, охладить и заморозить в морозильной камере так, чтобы они не смёрзлись друг с другом.

Замороженные коренья сложить в полиэтиленовые пакеты и хранить в холодильнике.

Замораживание ягод. Свежие ягоды смородины, черники, малины, земляники и другие промыть в чистой воде, разложить на кусочке фанеры в один слой и поместить в морозильную камеру.

Замороженные ягоды уложить в картонные коробки или полиэтиленовые пакеты и хранить в морозильной камере холодильника.

Сушка зелени. Собирать зелень лучше утром, когда просохнет роса. Перед сушкой её необходимо промыть в проточной воде, откинуть на решето и дать стечь воде.

Чтобы сохранить в зелени как можно больше витамина С и каротина, её нужно очень быстро провялить и высушить. Сушку проводят над горячей плитой, в протопленной русской печи, духовке.

При этом, важно обеспечить приток воздуха в печь и удаление испаряющейся влаги. Зелень можно сушить на чердаке под железной крышей, которая хорошо нагревается солнцем, под навесом или в тени — в солнечный и ветреный день, на открытых террасах и верандах.

Сочную зелень, содержащую много воды, перед сушкой желательно мелко изрубить и насыпать на фанеру или ткань слоем не более 2-3 см.

Высушенную зелень можно перетереть в порошок и хранить в прогретых и плотно закрытых банках в сухом и тёмном месте.

Профессии и производство

Изготовлением чаёв, настоев и экстрактов можно заниматься дома, в аптеках и т. п. Специалистами по изготовлению различных лекарственных препаратов, настоев, чаёв и экстрактов являются фармацевты.

Первые фармацевты изготавливали лекарственные средства в те далёкие времена, когда люди ещё не умели писать, и поэтому никаких записей об их рецептах не сохранилось. А вот об античных лекарях можно найти множество упоминаний.

Эти люди сами изготавливали лекарства из растительных средств по своим рецептам.

С 4 века до н. э. греки впервые начали проводить научные исследования в области фармацевтики. Разделение на врачей и фармацевтов произошло в Европе лишь в 13 веке. В России подобных специалистов называли просто аптекарями.

Фармацевты работают не только в аптеках, но и на складах медикаментов, в лабораториях и научно-исследовательских институтах, а также в организациях по сбору и обработке материалов для изготовления лекарственных препаратов. При успешной эффективной работе фармацевт может стать провизором и руководить коллективом специалистов. Для этого нужны знания химии, математики и ботаники, отличная память, чувство ответственности, внимательность.

Основным риском профессии является опасность ошибиться и тем самым навредить своему клиенту.

Фармацевтами становятся после пятилетнего обучения в медицинском вузе по специальности «Фармация», прохождения практики в какой-либо организации этого профиля.

Записывают алгоритм действий.

.

5.Самостоятельное выполнения учащимися заданий под руководством учителя.


Камеденосные

Лекарственные



Красильные






Дубильные


Смолистые


Пешневые эфирные масленичные.


Заполняют типовые базовые задания.

















6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

  1. Подведем итоги:

- Какие способы переработки дикорастущего сырья вы знаете?

- Назовите основные способы хранения и переработки сырья дикорастущих растений.

- Сырьё каких лекарственных растений используется в фармакологическом производстве?

Выберите несколько вариантов ответа. Укажите, в чём преимущество дикорастущих растений перед окультуренными.

Обобщают и систематизируют результаты.

7.Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы теоретическая интерпретация полученных результатов.

Оценка знаний полученных на уроке.

Таким образом, на качество сырья собираемых растений влияет комплекс биологических и экологических факторов, без знания которых невозможно определить оптимальные условия и сроки заготовки дикорастущих растений.

Заготовленное по всем правилам сырьё необходимо переработать также, соблюдая технологии переработки. Существует несколько способов переработки сырья дикорастущих растений.

Пищевые растения сушат, варят, засаливают, маринуют. Лекарственные растения обычно сушат, изготавливают чаи, сборы, настои, отвары, экстракты. Сбор делают из нескольких видов растительного сырья. В них полезные вещества, содержащиеся в разных растениях, дополняют и усиливают лечебный эффект. Вещества, с которым связан лечебный эффект, извлекают из растения, используя разные современные технологии.

Изготовлением чаёв, настоев, экстрактов можно заниматься дома, соблюдая все технологические операции. Но это достаточно сложно, чаи и сборы для лечения различных заболевания лучше приобрести в аптеке. Аптечные формы лекарственных трав исследованы на качество и приготовлены специалистами – фармацевтами.


Записывают кластер или блок – схему для запоминания.

8. Итоги урока (рефлексия),сообщение домашнего задания.

Как мы можем использовать в наше время знания, полученные на уроке подумайте над этим? почему при некоторых способах заготовки ягод и грибов нужно строго соблюдать время кипячения продуктов.

  1. Изучить параграф учебника. Записать в тетради объяснение новым терминам (если ученик затрудняется ответить, найти объяснение в учебнике)


Отвечают на вопросы учителя.