Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы хотим познакомить вас с тем, как на занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожной безопасности мы работаем над формированием у детей коммуникативных умений и навыков.
С каждым днем все увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. Поэтому на занятиях мы работаем над следующими задачами, которые представлены на слайде, тк правильно воспитывая и обучая детей с малых лет ПДД, можно избежать опасностей на дороге.
Игра – это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребенка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил дорожного движения. Эти игры направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребенка на дороге.
На первоначальном этапе знакомимся с дорожными знаками.
У вас на столах имеется дорожный знак. Я буду загадывать загадки о дорожных знаках, вы внимательно слушайте и у кого на столе окажется знак, о котором идёт речь, называйте его.
Вашему вниманию представлены дорожные знаки.
«Пешеходный переход»
«Жилая зона»
«Автобусная остановка»
«Въезд запрещен»
Чтоб дорогу перейти
Нужно переход найти.
Черно-белые полоски
Разлеглись все на пути. Пешеходный переход
Люди ждут автобус,
Люди ждут маршрутку.
Утром, вечером и днем
На площадке под козырьком. Остановка автобуса.
Футбол – хорошая игра,
Пусть каждый тренируется.
На стадионах, во дворах
Но только не на улице. Жилая зона.
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает.
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича. Въезд запрещен
После того, как познакомились с дорожными знаками, разбираем различные ситуации.
Игра «Перейди дорогу»
Расскажи как правильно нужно переходить дорогу?
1 этаж гимназии.
Игра «Правильно неправильно»
Либо это карточки, либо слайды, задание – оцените поведение детей на дороге? Если дети себя ведут правильно, на белый кружок положите кружок зеленого цвета. Если не правильно, то кружок красного цвета. Затем дети обьясняют. Используем наводящие вопросы:
Почему ты положила красный кружок?
А где нужно играть?
Ребята, а как нужно поступить детям на этой картинке?
Эти задания позволяет детям самостоятельно адекватно оценивать ситуацию и действовать согласно ей, а также контролировать свои действия в сложившейся ситуации.
Итогом нашей работы является составления безопасного маршрута от дома до школы и от школы до дома.
Раздаю детям план территории, где указаны дороги, прилегающие к гимназии. Наносим на карту дорожные знаки. Затем дети указывают безопасный путь от школы до дома или наоборот.
Взрослые порой, переходят дорогу в неположенном месте. Поэтому я вам предлагаю составить безопасный маршрут от вашего дома до школы.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый.
Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – поднимите зеленый круг.
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтый круг.
Если не понятно и не интересно – поднимите красный круг.
Спасибо Вам за активную работу на занятии, я желаю, чтобы в пути Вам горел всегда зелёный свет.
А на память о нашей встрече мы приготовили для Вас памятки с полезными советами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь.
Теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей. Данную необходимость диктует сама жизнь. Задача школы сделать так, чтобы улицы и дороги стали для маленьких пешеходов безопасными. Решение очевидно - любой ребёнок должен понять и усвоить правила поведения на дороге.
Об основных ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.
Усиление внимания к обеспечению безопасности детей сегодня напрямую связано с нарастанием темпа индустриального развития общества. По оценке департамента ОВДД МВД России, ежегодно на дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей - это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста.
По данным ГИБДД, более половины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на дорогах. Эта статистика обусловлена и социально-педагогическими факторами, такими, как:
• низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения;
• отсутствие у детей поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации.
Эти факты свидетельствуют об острой необходимости осуществления профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) в ходе образовательной деятельности.
Во многих школах этому вопросу уделяется самое серьезное внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной безопасности в общеобразовательных учреждениях в нашей стране крайне недостаточен. Качество обучения детей основам безопасного поведения на дороге часто становится низким из-за неверных установок, искажения требований и других ошибок, допускаемых взрослыми, обучающими детей ПДД. Эти ошибки не только искажают смысл Правил, но и толкают детей-пешеходов на нарушения, которые очень опасны для их жизни и здоровья.
Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на наиболее распространенных ошибках, которые допускают педагоги и родители, пытаясь объяснить детям, как правильно вести себя на дороге.
Памятка для педагогов, обучающих детей ПДД.
Учитель должен обратить внимание школьников на используемые в Правилах понятия и термины.
1. Нельзя употреблять в речи синонимы понятий и терминов, используемых в ПДД, слова-архаизмы: «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д.
2. Нельзя рассказывать детям о ПДД, используя уменьшительно-ласкательные слова, позаимствованные из детского словаря. Эти благие намерения не только не делают
язык доступным и понятным для ребенка, но и искажают реальную картину дорожного движения.
3. Педагогу нужно различать понятия «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «обочина» и «тротуар».
4. Педагогу нужно помнить, что всем знакомая установка «красный - "стой"; желтый - "приготовься"; зеленый -"иди"» является устаревшей. В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило» часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п. Следуя такому «правилу», дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно. Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более. При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения. Практика же подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности, если пешеход не убедился в безопасности перехода. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти на дорогу, ребенок должен убедиться в собственной безопасности.
5. Педагог должен рассказывать детям не только о транспортном трехсекционном светофоре, но и пешеходном. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров. Лишь при отсутствии пешеходных светофоров - сигналами транспортных светофоров.
6. Зеленый мигающий сигнал светофора разрешает движение и информирует, что время его действия истекает. Вскоре будет включен запрещающий сигнал. Однако пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу опасно, особенно детям. Пешеход не всегда уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Будет правильнее дать детям установку не начинать переход дороги по этому сигналу!
7. Педагогу нужно знать, что правило «Обходи трамвай впереди, автобус - сзади» устарело. При выходе пешехода сзади или впереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга. Происходит наезд. Необходимо научить ребенка ждать, пока автобус или другое транспортное средство не отъедет на безопасное расстояние. Научить переходить дорогу в другом месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
8. Педагогу нужно знать, что правило «При переходе улицы посмотри налево, дойдя до середины, посмотри направо» также устарело. Необходимо научить ребенка перед переходом дороги остановиться, посмотреть в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходить дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
9. Педагогу нужно знать, что правило «Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги» тоже устарело. Эта ситуация опасна. В правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть понятие об островках, информирующих водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков. Данные островки называются «направляющими островками». Педагог должен дать ребенку новое правило: «Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на дороге. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой посередине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, на «направляющем островке». Не делай шагов ни вперед, ни назад».
10. Педагогу нужно знать, что правило «Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома» тоже утратило актуальность. Необходимо научить ребенка новому правилу поведения: «Выходя из подъезда, будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин».
11. Педагоги часто допускают ошибки: используют для показа старые знаки на желтом фоне, не различают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто не различают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название - «Пешеходный переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди - знак 5.16.1. и пешеходный переход. А знак 5.16.1. (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.
12. Педагоги в значительной части случаев начинают обучение детей ПДД с знакомства школьников со знаками, не совсем актуальными для юных участников дорожного движения. В первую очередь дети должны знать значения знаков «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Главная дорога», «Уступи дорогу».
13. Зачастую педагоги неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети». Он не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Обучать деятельности- значит делать учение мотивированным, учить ученика организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций- эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале- он должен находить свои способы действий.