Групповая работа
как один из видов внедрения активных форм работы на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа № 14 г.Донецка»
Крохичева Елена Васильевна
Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе. «Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал считать его важным, значительным для себя делом, а потому что устал от неудач в нём» (Созонов В.П. «Как найти в себе точки опоры».). Как помочь ребёнку утвердиться в учёбе, как оградить его от неудач или хотя бы уменьшить их количество?
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Важно будоражить ребят, заставить их думать. Ученики могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от обучения, во время которого учитель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Поэтому использование на уроках такого вида активной работы, как групповая работа помогает решать многие проблемы. Следует отметить эффективность подобной организации учебного труда, возможность вовлечь каждого в активный процесс получения и переработки знаний, воспитать такое важное качество, как ответственность (за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Групповая работа формирует навыки совместной деятельности, умения общаться. Проблема общения одна из самых важных сегодня в различных областях.
В организации групповой работы реализуется и педагогика сотрудничества. Определенным образом меняется роль педагога: из «непререкаемого авторитета» он превращается во внимательного и заинтересованного собеседника и сотрудника.
Какие проблемы в учебно-воспитательном процессе помогает решать мне групповая работа?
Прежде всего - это полный охват всех учащихся класса, оперативное оказание помощи в процессе усвоения нового материала, контроль за усвоением знаний и качеством выполненной работы, коллективная оценка различных видов самостоятельной работы, создание такого микроклимата в классе, который исключает безделье, скуку, пассивность и безразличие.
На одном из таких я делю класс на 3 группы:
1. группа выравнивания;
2. группа поддержки;
3. группа развития.
Каждая группа имеет свой темп обучения:
высокий (хотят учиться);
охотно учатся;
не хотят учиться.
Моя задача, как учителя, не допустить большого разрыва, большой дистанции в знаниях и умениях программного содержания.
В каждой группе выбирается лидер. При выборе учитывается мнение учащихся, мои рекомендации, уровень знаний, умений членов группы и др.
Лидер становится моим помощником, консультантом для ребят.
Деятельность лидера группы многоплановая. Это помощь мне в проверить и оценить домашнюю работу (оценка ставится карандашом, а окончательно выставляется мной), консультирование товарищей при выполнении самостоятельной работы, помощь в подготовке и изготовлении дидактического материала и др.
На своих уроках я использую такие формы и приемы групповой работы как
взаимные диктанты с последующей взаимопроверкой знаний (ВПЗ) и проработкой ошибок, систематическая словарная работа, иногда в устной форме.
Класс разбивается на учителей и учеников, работая в парах, 1- ученик, 2 -учитель, затем пары меняются ролями.
Часто использую взаимоконтроль.
Цели:
- проверка знаний учащихся;
- предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах однокласснику;
- снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными;
- развитие речи учащихся.
Перед применением данного вида опроса провожу подготовительную работу с учащимися по развитию умений давать оценки ответам.
Критерии оценок:
- полнота ответа;
- правильность, точность высказывания мысли;
- отсутствие слов- паразитов.
ВЗП провожу по определенной теме или определенному вопросу.
Пятиклассников знакомлю с правилами.
Правила работы при ВПЗ:
- с объяснением
- тихо
- вежливо
Успех ВПЗ
- темп;
-тишина
-Качество работы
Умения при ВПЗ:
- ставить вопрос
- слушать
- проверять
- помогать
Эта работа проходит не только в парах постоянного состава, состав пар я меняю. Это приводит к расширению круга общения, к профилактике необъективных оценок.
Этот прием занимает мало времени при подготовке с моей стороны, используется как при проверке теоретического материала, так и контроле различных упражнений.
Совместную работу в парах постоянного состава использую и при изучении нового материала. Приемов взаимного обучения в парах существует множество.
Дал положительный результат прием опроса. В нем элемент игры.
Готовлю 5 конвертов, в которые вложены карточки с обозначением формы опроса, обсужденные заранее с учениками:
Выбор (отвечающего от группы выбирает учитель)
Все (отвечают все ученики)
Делегат (группа выбирает отвечающего)
Доверие (группа работает на доверии)
Экзаменаторы (группа экзаменует другую группу)
Хочу предложить один из приемов групповой работы «Ищу ошибки»
Цели:
1. обучающие:
- формирование грамотности (нормативности) языка через сравнение слов
в тексте с эталоном.
2. развивающие:
- развитие мотивации запоминать правильность написания слов, правил;
- развитие внимательности при поиске ошибок.
3. воспитывающие:
- развивать сотрудничество при работе в малых группах.
Подготовительный этап
Составляю текст, специально делаю ошибки (количество известно мне, неизвестно ученикам), ошибки по пройденным правилам. Групповая работа
(3-6 человек).
Инструкция
1. Читаете текст, находите ошибки и исправляете синей пастой. Можно
пользоваться словарями, пособиями.
Друг с другом не общаться!
2. После окончания проверки всеми участниками в группе проводите коллективный поиск ошибок и исправляете их зеленой пастой.
3. На каждую найденную ошибку вспоминаете правило.
Коллективный способ поиска ошибок. Варианты поиска могут быть самые разные.
Например: Один ученик по буквам читает, все проверяют свои тексты. Если у кого-то написано по-другому, то он сообщает группе. Все высказывают свою точку зрения. Если есть расхождения во мнениях, то сверяются со словарем, либо консультируются с учителем.
Проверка работ. Учитель + консультант.
Если в работе преобладает зеленый цвет, то это говорит, что учащиеся не совсем хорошо усвоили пройденные правила, если синий, то это свидетельствует о сформированности знаний.
Ученики испытывают огромную потребность в общении друг с другом.
Работа в группах способствует развитию сферы общения школьников, разнообразию форм общения на уроке и вне урока, во время учебных занятий.
Обобщив свои наблюдения, я пришла к выводу в целесообразности использования групповой работы. Ребятам нравится работать в группах, на подобных уроках не только интересно, на них царит свободная атмосфера, которая способствует повышению результативности, развитию интереса к предмету, пониманию нужности изучаемого, осознанию потребность в усвоении знаний и учений, формированию основных видов компетентностей. Такая форма работы ведет к сотрудничеству ученика и учителя на уроке.
Литература
- Абасов З.В. Форма обучения - групповая работа. М.: Просвещение, 1998.
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998.
- Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975.
- Настільна книга педагога. Посібник для тих, хто хоче бути вчителем-майстром / Упорядники: Андрєєва В.М., Григора В.В.- Х.:ВГ «Основа», 2006
- Сиротинко Г.О. Сучасний урок інтерактивні технології навчання. – Х.: ВГ»Основа», 2003
- Смид Р.Г. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. С англ.. – М.: Генезис, 1999
- Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. –М.: Просвещение, 1988.