СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы на тему: "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.»

Тема: Групповая работа как средство формирования УУД.


Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС . Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество.  

Задачей современной   школы  ( в том числе  нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже 1 год работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС

      Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

      Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность  относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".Коммуникативная (общение людей, передача информации друг другу)  проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

  3. Развитие умений успешного обучения

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

     

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Можно использовать деление на группы, решая метапредметные задачи на уроке.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. 

Очень интересна работа в парах на уроке русского языка, математики, рисования

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.

  2. При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.

  3. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию

  • Случайным образом

  • По определенному признаку

  • По выбору «лидера».

  • По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.

  • Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

       Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы: 

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному: 

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

7.      Оппонирование

8.      Рефлексия

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. 

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.

  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  • Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. 

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Функции учителя Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему: • объяснение цели предстоящей работы; • комплектование групп; • комментарий к заданиям для групп; • контроль за ходом групповой работы; • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы:

 

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока). 2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их: - Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

  2. Дети, работая группами: - решают, составляют задачи, - ищут наиболее рациональный способ решения; -составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ, -пишут продолжение рассказа; -разгадывают кроссворды, головоломки . Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную

  Групповая форма работы - как способ организации обучения

Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?

Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.

Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:

- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;

- по теме работы;

- по уровню сложности задания.

Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Основными средствами работы организатора являются:

  1. Определение направления движения работы группы;

  2. Контроль за процедурой работы;

  3. Оппонирование;

  4. Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.

Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.

Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.

Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.

Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.

Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и не понимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества



















"Групповая и парная работа, как средство формирования коммуникативных УУД"




Групповая и парная работа, как средство формирования коммуникативных УУД

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.

  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  • Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

Учитывать особенности состава группы.

Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

Распределять роли между участниками группы.

Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по ... человек.

Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.



Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Работа в парах.

Мозговой штурм.

Игра «Продолжи».

Охота за сокровищами.

Снежный ком.

Мозаичная группа или Пазлы.

Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.

Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.




Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

Он может контролировать.

Организовывать.

Оценивать работу учеников.

Участвовать в работе группы.

Предлагать участникам разные варианты решений.

Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.




А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.




Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

На слайде показаны примерные правила совместной работы.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.














Из опыта организации групповой работы:

Современный ученик должен обладать рядом компетенций, то есть наиболее общими и универсальными умениями, помогающими найти достойное место в современном обществе.

1.Информационная компетенция – это способность, которая помогает осуществлять поиск необходимой информации.

2. Компетенция в решении личностно значимых проблем – наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.

3. Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребенка приобретен необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.

Результаты по формированию компетенций могут быть достигнуты при использовании на уроке работы в малых группах.

Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Цели организации совместной учебной работы самих детей:

a)                 Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

b)                 Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.

c)                 Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

d)                 Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.









Преимущества такого подхода:

1)Роль групповой работы в реализации принципа комфортности.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом. Устанавливаются правила взаимодействия. При подготовке выступления группы принято учитывать мнение всех ее участников, а значит, каждый ребенок чувствует причастность к общему делу. Это поможет ему научиться вносить индивидуальный вклад в совместную деятельность, не уменьшая роли других участников.

Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребенок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.

2)Роль групповой работы в реализации принципа минимакса.

Каждый ученик во время урока может самостоятельно выполнить те задания, которые ему по силам, а при помощи группы – справиться с более сложными.

3)Роль групповой работы в реализации принципа деятельности.

Ученик учится самостоятельно ставить цель, достигать ее и оценивать свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и экспериментировать вместе. Самое трудное для ученика – выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет обсуждение внутри группы.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы,  в ходе  которой преподаватель ставит проблему.

Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

           

                       Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

    1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

    2. Инструктаж о последовательности работы.

    3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.            

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

 

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Различные способы группового взаимодействия учащихся.

В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.



«Мозговой штурм» – каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

Кооперативный тип взаимодействия – может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

Как руководить группами кооперативного обучения?

Работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

· чтец читает вслух;

· секретарь – записывает что-то от лица группы;

· докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

Конвейерный тип взаимодействия – между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию.

Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить, можно организовать так: на первом уроке одна группа детей 2 класса (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова», другая группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова». Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы.Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждение способов, а не на конечном выводе. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такойрезультат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. 







Приведу пример:

Этапы урока открытия нового знания

(работа в группах)

Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку.

2.Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.

3.Выяснение правил взаимодействия внутри группы и между группами.

4.Определение содержательных рамок предстоящего обсуждения и их связь с предыдущими уроками

Актуализация знаний и постановка проблемы.

1.Деятельность в группе на основе имеющихся способностей.

2.Согласование вариантов.

3.Создание проблемной ситуации, вызывающей у детей:

-затруднение в деятельности;

- затруднение в коммуникации.

4.Выявление причины в группе и формулирование вопросов, направляющих деятельность учащихся в открытии нового знания.

5.Согласование причин затруднения между группами, фиксация вопросов и темы урока на доске.

Совместное открытие знаний.

1.Исследовательская деятельность.

2.Согласование результатов исследовательской деятельности.

3.Выполнение задания, вызвавшего затруднение.

4.Резюме.

Самостоятельное применение знания.

1.Выполнение задания по выбору из учебника:

-выбор заданий группой;

-обсуждение задания;

-выполнение задания;

-взаимопроверка между группами.

2.Индивидуальная работа с последующей самопроверкой:

- выполнение задания;

-самопроверка;

-самокоррекция.

3.Развитие познавательного интереса.

4. Выбор домашнего задания.

Итог урока.

Ребята должны ответить на вопросы.

1.Что нового узнали?

2.Как узнали, что помогло?

3.Где пригодятся знания?

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

5.Как работал ты?

Например, проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает решить использование групповых форм работы при обучении связному пересказу.

При проверке домашнего задания дети работают в парах постоянного состава. Если задано стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую - другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). При этом использую песочные часы: 2-4 минуты на эту работу.

По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Учу учащихся характеризовать ответ товарища аргументировано, используя такие слова и выражения: «Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно, без ошибок…»Потом спрашиваю: «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски.

После знакомства с новым произведением, соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания перед учащимися ставится цель: научиться пересказывать данное произведение по коллективно составленному плану. Детям предлагается сесть группами по 4 человека. Часть учащихся встают и разворачивают стульчики на 180градусов. (3сек) Четверки готовы к работе.

Группам предлагается задание: распределить между собой части произведения, прочитать его цепочкой (или про себя – каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.(10 мин.)

Необходимо детям объяснить, что важна работа группы в целомЭто приведет к тому, что дети дифференцированно будут подходить к распределению частей текста, сильные станут больше уделять внимания слабым, а слабые будут стараться, чтобы не подвести своих товарищей.

Одновременно заканчивают работу почти все группы.2-3 успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом.

Эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Выписываю заранее на доске сколько действующих лиц в рассказе или сказке, выяснив это с детьми. Предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. Здесь важен дифференцированный подход: роль автора берет на себя сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Затем дети учатся выразительно читать в группах, корректируя работу друг друга. Здесь очень важно учителю переходить от группы к группе, прислушиваясь к их работе. Через определенное время ребята читают у доски текст по ролям.

Подводя итог работы группы, многие дети хотят высказаться, отметить скорость чтения, безошибочность, выразительность и т.д.

Постепенно ребята привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

На уроках русского языка и математики использую диагностические карты, где можно отслеживать динамику развития учащихся, провожу диагностические срезы. По результатам диагностики определяю сигнальные темы. Начинаю работу с самых трудных для детей тем. Например, по теме «Правописание безударных гласных» 67% учащихся справились с работой, 33% допустили ошибки.

Вывод: предполагается работа в 2 группах с консультантами.

А вот другой пример. Если Иванов не допустил ошибок по теме «Правописание разделительного ь знака», но допустил ошибки по теме «Правописание предлогов», а Петров не допустил ошибок по теме «Правописание предлогов», но допустил ошибки по теме «Правописание разделительного ь знака»

Вывод: ученики в паре и консультируют друг друга.

После контрольной работы по математике проводится работа над ошибками:

-в парах взаимоконсультация (10мин)

умножение деление

Антонова = Красильникова

Шишков = Спасская

……… = ……….

Затем самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе, обязательно с самопроверкой (10мин).

Приведу один из возможных вариантов урока по окружающему миру по теме «Экосистема озера» в 3 классе.

Цели урока по 1 линии развития (объяснять мир): 1. Познакомить с животными и растениями озер, их «профессиями» в экосистеме.

2.Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

3.Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

4. Называть, из чего состоит экосистема.

По 2 линии развития (отношение к миру): 1. Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: плакат «Экосистема озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3 класса», гербарий озерных растений, рисунки животных – обитателей озера.

Ход урока

-Ребята, отгадав загадки, вы сможете понять, о чем сегодня пойдет речь на уроке:

В глубокой котловине лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

(Показать фотографии различных озер)

-А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой?

-Что нам понадобится для доказательства этого предположения?

Вопросы на с. 46.







Мы будем говорить об озере.



-Это природный водоем - экосистема.

-Надо узнать, есть ли в озере все части экосистемы.



Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведет исследование предложенных вопросов.





Задания для групп:

1.Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки и отметьте в них особенности озерных обитателей:

Полосатые бока и клюет на червяка. (Окунь.)

Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива. (Щука)

- Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48, узнайте, как они питаются.

- Используя текст и рисунки на с.48, составь цепь питания.

2. Рассмотрите рисунки на с.47 и гербарий с этими же растениями.

Используя текст на с.47, определите, где в озере их можно встретить. Какую роль в экосистеме они выполняют?

3.Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера:

Два рога, но не бык, шесть ног без копыт (Рак.)

Когда я черен,

Я куслив и задорен,

А лишь покраснею,

Так и присмирею. (Рак.)

-Рассмотрите мотыля в баночке, используя текст на с.49; узнайте, что это за организм.

- Как связаны организмы в экосистеме озера? Рассмотрите рисунок на с.47 и ответьте на вопрос к нему.



-Что вас удивляет в этом задании? Как вы считаете, что обозначает черная стрелка?





- Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?





-Если круговорот незамкнут, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдет с экосистемой?



-Давайте проверим наше предположение по учебнику: вывод на с.46.

-Как мы ответим на вопрос урока?

-А сейчас представляем слово ребятам, которые приготовили сообщения об обитателях озера.



Рассказывают об особенностях потребителей озерной экосистемы.



Рассказывают о разрушителях озерной экосистемы.



-Это личинки комара.



-Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зеленые стрелки обозначают кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.

-На схеме изображена черная стрелка. Она идет от мертвых организмов, наверное, они оседают на дне.

-Разрушители не справляются со своей работой, и мертвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дно.

-Наверное, условия изменяются и экосистема может разрушиться.

Проверяют по учебнику.



-Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.



3.Самостоятельное применение знаний.

-Ответьте на вопросы на с. 49.

-Выполнение задания из рабочей тетради – на выбор.

4.Итог.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: чтение текста параграфа 12, выполнение на выбор одного задания в рабочей тетради, опережающее задание – подготовить сообщения об обитателях болота.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться у детей. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)  Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее.

5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов.

      Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

  Основные выводы.

Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

1.Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.

2.Увеличить речевую активность учащихся на уроке.

3.Сделать знания ученика более осознанными.

4.Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

1.Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.

2.Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.





























Литература

1.БухалкоН.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.

2.Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

3.Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

4.И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

5.И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

6.Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

7.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

8.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997

9. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.

10. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!