СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа как средство формирования УУД на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по теме: "Групповая работа как средство формирования УУД на уроках в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как средство формирования УУД на уроках в начальной школе.»

О.В. Скоморохова,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» №3,

города Мирного Архангельской области

Групповая работа как средство формирования УУД на уроках в начальной школе.

Вступление.

Мне нравится применять метод групповой работы на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Использую его не очень часто, но регулярно.

Начинаю использовать этот методический приём со 2 класса. Пробовала применять его в 1 классе, но не достигла желаемых результатов. Первоклассники ещё не готовы самостоятельно выполнять многие задания. Мешают низкий уровень техники чтения, развития речи, а главное отсутствие опыта продуктивного общения. Лучше затратить время и усилия в 1 классе на организацию игр, совместных дел на переменах, праздниках.

Второклассники же, а тем более, старшие ребята, вполне в состоянии действовать сообща, работают в группах с удовольствием. Они часто воспринимают уроки, организованные с применением группового метода, как игру, как праздник.

Цели и задачи.

Основными целями, которые я преследую, организуя на уроках работу в группах, является следующее: развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Задачи же ставлю в каждом случае свои. Это может быть проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков, обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта, демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий и другое.

Когда создаётся творческая группа, которая работает на протяжении какого-то времени, каждый её член старается не подвести свою команду, прикладывает максимум усилий, чтобы все дела группы прошли достойно, гордится результатами коллективных действий. Всё это возможно, когда в классе созданы, сосуществуют и взаимодействуют мини-коллективы.

Деление на группы.

Для проведения уроков делю обучающихся на группы сама, так как здесь много подводных камней. Во-первых, для успешной работы удобнее иметь равносильные по знаниям группы, во-вторых, нужно учесть психологическую совместимость, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Следует не забыть об индивидуальных особенностях детей, особенно в тех случаях, когда в урок включены задания творческого характера. Если урок проводится в первом полугодии 2 класса, нужно обратить внимание на то, чтобы в каждой группе были хорошо читающие дети, быстро пишущие, а также те, у которых лучше развита устная речь.

В тех случаях, когда я не предупрежу обучающихся о форме проведения урока, то просто зачитываю списки групп в начале урока, и дети рассаживаются за столами соответственно этим спискам.

Если сочту нужным, чтобы обучающиеся знали о готовящемся уроке, готовились к нему, выполняли специальные домашние задания, то списки групп сообщаю заранее. Это обязательно следует сделать в тех случаях, когда урок является итоговым по теме, обобщающим или проверочным.

Группы могут быть созданы на один конкретный урок, а могут действовать на протяжении какого-то времени на разных уроках.

Характер заданий.

Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.

Допустим задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняют дети письменно.

При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Отчитывается группа, просто сдав мне выполненное задание.

Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

В тех случаях, когда сами задания или отчёты являются устными, помогаю обучающимся правильно построить свою речь. В зависимости от предполагаемой формы ответа либо выдаю им сопроводительную шпаргалочку с перечислением вступительных фраз (мы установили, мы предполагаем, мы обнаружили, мы уверены, мы думаем, мы считаем, мы пришли к выводу, мы согласны с тем). Либо предоставляю готовый план ответа. Либо даю советы, как правильно спланировать своё выступление, каких ошибок следует избежать.

Нравятся детям задания творческого характера, когда они должны сочинить стихотворение по заданным словам или вставить недостающие слова в уже готовое стихотворение, так, чтобы сохранить размер и рифму, а, главное, смысл. Или когда им после непродолжительной подготовки нужно прочитать по ролям отрывок из текста, спеть песенку, рассказать стихотворение, проинсценировать басню, исполнить танец. Тогда отчитываются за задание несколько членов группы или вся группа целиком.

Исследования.

Отдельно хочу остановиться на включение в работу по группам заданий исследовательского характера. Не всем детям под силу провести исследование в одиночку. Когда исследование проводится на обычном уроке, то есть с целым классом, некоторые дети неизбежно выпадают из процесса или являются наблюдателями. Работа же в маленьких группах располагает к тому, чтобы каждый ребёнок участвовал в исследовании, искал и находил ответы на вопросы, высказывал и отстаивал своё мнение.

Интересно наблюдать за обучающимися, когда перед ними поставлена задача исследовать прямоугольный параллелепипед (математика, 3 класс) на предмет определения количества вершин, рёбер, граней, поиска равных граней. Группе выдан перечень вопросов, у каждого ребёнка в руках параллелепипед, склеенный на уроке труда и цветные карандаши, чтобы подтвердить свою правоту. Все без исключения вертят в руках свою поделку, отмечают нужное цветными карандашами, считают, спорят, приходят к единому мнению. Несколько минут, но какая сосредоточенность, напряжённая работа мысли, радость озарения.

Литературное чтение. Исследование по теме “Как выбрать книгу в библиотеке?” (На примере сборника рассказов В. Драгунского “Хитрый способ”.) Задания (программы исследования) выдаются учащимся в письменном виде (каждой группе своё). При этом первой группе не разрешается во время работы открывать книгу, второй группе можно рассматривать только титульный лист, третьей группе следует перелистать книгу, но воспользоваться лишь иллюстрациями, четвёртая группа работает с оглавлением и аннотацией, помещённой в конце книги. После завершения работы в группах и выступления представителей каждой из них учитель организует подведение итогов. Которое включает в себя не только повторное формулирование гипотезы обучающихся о предполагаемом содержании конкретной книги, но и привлечение внимания детей к проблеме самостоятельного выбора книги для чтения. Ведь они только что потренировались сделать всё для того, чтобы этот выбор в каждом конкретном случае был наиболее удачным.

Урок или игра?

Разделяю уроки с использованием группового метода на две группы: типовые (ознакомление с новой темой, закрепление изученного материала, проверка знаний) и уроки-игры.

В типовых уроках могут присутствовать все части обычного урока: и проверка домашнего задания, и создание проблемной ситуации, и разрешение проблемы, и исследование, и отработка приобретённых навыков, и так далее. Всё то, что запланировано. Сразу оговорюсь, что использование группового метода должно быть обусловлено самим содержанием урока, возможностью приготовить для детей такие задания, которые действительно требуют совместной работы нескольких человек. Иначе есть риск того, что одни дети будут работать, а другие наблюдать.

В этом смысле уроки проверки знаний подходят для работы в группах как нельзя лучше.

В отличие от типовых уроков, урок-игра более походит на праздник, конкурс, соревнование. Обучающиеся заранее придумывают название команд, делают эмблемы, выбирают капитанов. Возможно, готовят специфические домашние задания. В процессе игры они зарабатывают баллы. И, конечно, в итоге бывают победители. Здесь больше простора для творчества. По сути это урок обобщения знаний, но интрига, сохраняющаяся на протяжении всего урока или даже двух, трёх уроков, элемент соперничества дают детям огромный эмоциональный заряд.

Чрезмерно увлекаться уроком-игрой, конечно, не следует. (Ведь там, где есть победители, есть и проигравшие.) Да это и невозможно. Для урока-игры подходит обобщение по большой теме, там есть простор для разнообразия форм заданий. Например: раздел “Сказочные человечки” (литературное чтение, 2 класс), раздел “Достопримечательности Санкт-Петербурга” (история и культура Санкт-Петербурга, 3 класс), урок внеклассного чтения по произведениям В.В.Бианки (3, 4 класс).

Как и на любом уроке не нужно забывать о физкультминутках. На типовых уроках она обычная, на уроке-игре она может быть в форме танца, подвижной игры, спортивного конкурса.

Интеграция.

Хорошо сочетаются работа в группах и интегрированные уроки. Я не сторонник того, чтобы интегрировать уроки без причины. Но, когда перекликается содержание программ, не стоит пренебрегать межпредметными связями. Это может быть включение одного задания по русскому языку в урок математики или окружающего мира. Например, проверка правильности написания терминов. А может быть полноценная интеграция математики и окружающего мира, когда содержание заданий тесно переплетается. Например: обучающиеся решают задачи на нахождение и сравнение длин рек, площадей озёр и так далее или путешествуют по настоящей карте, выполняя на каждой остановке математические задания.

Во внеклассной работе удачным бывает “Путешествие по стране Знаний” (2, 3, 4 класс), когда в каждое следующее задание из другого предмета, плюс задания, выходящие за рамки школьной программы, на широту кругозора.

Наглядность, оснащение.

Как и в целом в обучении младших школьников, так в частности и на уроках, организованных по групповому методу, большую роль играет наглядность. Она не только несёт в себе определённую информацию, повышает эмоциональную составляющую урока, но и позволяет разнообразить характер заданий, а также повысить продуктивность урока.

Приведу пример. Интегрированный урок (математика и окружающий мир, 2 класс). Класс украшен рисунками с изображением моря, кораблей, на детях надеты гюйсы (морские воротники), на столах рисованные макеты парусников с названиями, соответствующими названиям команд (групп). Для первого задания на доске вразбивку располагаются плакаты с перечисленными на них действиями, которые необходимо совершить для того, чтобы путешествие было благополучным. Обучающиеся должны расставить плакаты (действия) в нужном порядке, то есть составить словесный алгоритм. Для всех письменных заданий распечатаны вопросники, кроссворды, для исследования программы исследований. Для каждой команды заготовлен плакат контура материка. Обучающиеся должны будут сначала определить, что это за материк, а потом совершить ряд математических вычислений, относящихся к нему. Кроме того, заготовлены большие плакаты – три вида алгоритмов, воспользовавшись которыми, дети получают необходимые географические сведения об окружающем мире в числовом выражении. Для проведения физкультминутки приготовлено музыкальное сопровождение танца “Яблочко”.

Организация плодотворной работы в группах, насыщенность, продуктивность урока требуют от учителя большой подготовки. В том числе и поэтому групповым методом работы не пользуются часто.

Правда, с наступлением интерактивной эры, проблему использования наглядности стало гораздо легче решить. Нужно только не забывать о современных нормах СанПиНа. Чтобы их соблюсти, я либо делаю одно, два, максимум три задания с использованием интерактивной доски (около 15 минут), либо делаю презентацию на весь урок, но так, чтобы она являлась лишь канвой урока. Тогда каждый слайд – это картинка с объявлением, на какую следующую станцию мы попали. Сами же задания по-прежнему или устно объясняются детям, или им выдаются письменные задания, карточки, иллюстрации. Таким образом, на доску обучающиеся смотрят не более 7 минут за весь урок.

Остановлюсь на такой прозаической стороне вопроса по оснащению урока как столы для каждой группы. Раньше я приглашала старшеклассников. Они на перемене перед уроком составляли парты по две вместе, чтобы получался стол, выносили лишние парты, а после урока восстанавливали обычный порядок. Теперь же мы с детьми делаем всё это сами, поскольку современные парты лёгкие и не имеют острых углов.

Подведение итогов.

Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний соблюдаю следующее условие. Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно озвучиваю правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости. (Стараюсь чередовать задания таким образом, чтобы успеть проверить письменные ответы за то время, пока ребята выполняют следующее задание.)

Не забываю хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.

Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа (команда) после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Я оставляю за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

Если проводить уроки с применением группового метода регулярно, то конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока практически не возникает и разногласий по поводу оценок не бывает. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.

Заключение.

В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании детей обоснованным и своевременным.