Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное» Хлевенского муниципального района Липецкой области Групповая работа на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Ломакиной О.В)
Современный школьник должен
- анализировать свои действия;
2) самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
3) отличаться мобильностью;
4) быть способными к сотрудничеству.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский
Задача учителя на уроке
1) Включение учащегося в активную учебную деятельность;
2) Организация процесса самостоятельного овладения детьми нового знания;
3) Применение полученных знаний в решении познавательных, учебно - практических и жизненных проблем.
Преимущества групповой формы учебной работы
1)Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;
2) У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение;
4) Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
5) Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Цели и задачи групповой работы:
1) Повышение уровня знаний учащихся;
2) Развитие навыка самостоятельной учебной деятельности;
3) Развитие умения успешного общения;
4) Привлечение внимания к работе отстающих детей;
5) Воспитание чувства ответственности за работу;
6) Развитие умения выстраивать диалог;
7) Развитие устной и письменной речи учащихся.
Виды групповой работы
дискуссия
дебат
лекция
конференция
семинар
композиция
Процесс групповой работы
Правила для учеников
убедись, что в разговоре участвует каждый
говори спокойно и ясно
говори только по делу
позиция «Поймите меня правильно»
истина превыше всего
краткость — сестра таланта
я критикую идеи, а не людей
Объединение в группы
1) по 2 человека
2) разнополые дети
3) учет успеваемости и
характера взаимоотношений
учащихся
Распределение ролей
Лидер (выслушивает мнения и распределяет обязанности)
Чтец (чтение вслух)
Секретарь (запись сведений)
Докладчик (рассказ о решении
группы)
Иллюстратор
Хронометрист (фиксирует время)
Подготовка к выполнению группового задания
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
2) инструктаж о последовательности работы;
3) раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа
1)знакомство с материалом, планирование работы в группе;
2) распределение заданий внутри группы;
3) индивидуальное выполнение задания;
4) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
5) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
6) подведение итогов группового задания.
Заключительная часть
1)сообщение о результатах работы в группах;
2) анализ познавательной задачи, рефлексия;
3) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Развитие речи. Типы текстов
Номер группы
Задание
1
Результат
Составить текст-повествование на тему «Осень пришла»
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.
Птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада.
Развитие речи. Типы текстов
Номер группы
Задание
2
Результат
Составить текст-описание на тему «Осенний лес»
Берёза, осина, дуб, клён.
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
Оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель, листья горят,
разноцветный ковёр.
Развитие речи. Типы текстов
Номер группы
Задание
3
Результат
Составить текст-рассуждение на тему
«За что я люблю осень?»
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.
Русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки.
Удивительное время года, листопад, настроение, прогулка.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Повышение интереса к предметам
Вовлечение в работу все больше и больше учащихся
Прочное усвоение знаний
Оценивание учащимися своей работы и товарищей
Получение удовлетворения от работы