СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроке в 10 классе по циклу рассказов И.С. Тургенева"Записки охотника"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится план урока по теме "Яркий образ русского народа в "Записках охотника "И.С. Тургенева " Даны задания к групповой работе, фронтальные беседы на уроке, отрабатываются умения по составлению монологического высказывания на определеннйю тему. 

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроке в 10 классе по циклу рассказов И.С. Тургенева"Записки охотника"»


И. С. Тургенев «Записки охотника».

Тема урока «Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»


Урок общеметодической направленности в 10 Б классе

Цели: а) образовательные:

- познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

- раскрыть значение литературоведческих понятий -  рассказ, цикл рассказов,  образ рассказчика;

- обучать анализу  рассказа;

б) развивающие:

- развивать память, воображение;

в) воспитывающие:

- воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской   технологии , групповая работа .

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с групповыми  заданиями:



Этапы урока

Содержание (деятельность учителя и деятельность учащихся)

Этап 1. Вводный

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучение творчества И. С. Тургенева, писателя 19 века.

И С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

2.Прослушаем сообщение о творчестве И.С. Тургенев. Лезенкова Ксения

3.вопросы по презентации :

- Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

- В каких литературных направлениях творили эти писатели?

- К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

- Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» - социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический

А что такое рассказ?

Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

  1. Изучение новой темы .

Фронтальная беседа и работа со словарем.


2. Работа в группах









































Итак, а что же такое рассказ? (работа со словарем).

- Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия и ее яркий народ в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.



Работа в группах.

Я предлагаю вам разделиться на 6 групп по 4человека. В группах выберите ответственного за работу, обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах.

Вспомните правила работы в группах

Получите задания

Карточки с индивидуальными заданиями

1 группа



И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.


1 группа



И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

2 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

2 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.


3 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

3 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.




4 группа


И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

5 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

6 группа И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.


6 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.




Учащиеся в группах читают , готовят сжатый пересказ, выбирают эпизоды , отвечают на вопросы по карточкам , отбирают нужное.

3. Творческая работа – составление плана ответа , выбор выступающего от группы , выступление групп .

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания.

(После того, как группы отработают, учащиеся слушают работы товарищей, корректируют, делают выводы. )

Учитель выставляет оценки за работу в группах.

4. Выводы

Фронтальная беседа.

Ученики (записывают в тетради).

- Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

- Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

- Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ Петербурга).

- Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

- Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в рассказах?

- Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

Подведение итогов урока : составьте устное монологическое высказывание на тему урока «Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» по записям в тетради . Ставлю оценку



Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)


-Что мы делали сегодня на уроке? Чему научились?(, самостоятельно работать с текстом худ. литературы, работать в группах…)

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?


Д.З. Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!