СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа по развитию способности к адаптации у старших подростков-инвалидов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа по развитию способности к адаптации у старших подростков-инвалидов»

ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ

К АДАПТАЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ


Хапейшвили С.Т.,


С подростками с особыми образовательными потребностями совместно со здоровыми детьми проводится психологическая групповая работа в форме тренинга. Здесь подросток развивает такие адаптационные качества, как позитивное отношение к жизни к людям, умение раскрыться, почувствовать себя равным, ощутить себя частью социума. В ходе тренинга, как отмечала Л.Ф.Анн [1] в подростковом возрасте развивается способность к самопознанию, представление о своей значимости, формируется адекватная самооценка, возникает положительное восприятие себя через соотнесение с окружающими, умение познавать других людей. Кроме того, формируется стрессоустойчивость.

Коррекционной работе предшествует диагностическая, целью которой является изучение отношения к себе, жизни и людям. В качестве основных методик выступают проективные тесты «Дом-дерево-человек» [3], методика «Несуществующее животное» [3], методика на самооценку Будасси [2], тест на тревожность Филлипса, тест САН [3]. Кроме того, проводятся и беседы с классными руководителями.

В содержание тренинговых занятий, проводимых на основе результатов диагностического обследования, автором включены следующие виды работы.

Упражнение «Улыбка». Предлагается подойти друг к другу и улыбнуться (можно, сидя, улыбнуться своему соседу). Сказать ему приятные слова. Предлагается ответить на вопросы; «Что вы чувствовали, когда дарили улыбку и вам улыбались?»; «Возникало ли чувство неловкости?»

Упражнение «Я рад тебя видеть». Упражнение «Я рад тебя видеть...» Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Игра «Уникальная эмблема» состоит в том, что педагог-психолог заранее заготавливает эмблемы с позитивными утверждениями, направленными на повышение самооценки подростков с особыми образовательными потребностями (например, «Такого, как я, больше нет на свете», «Я – победитель в жизни», «Я все преодолею», «Я – неповторимая личность»). Эмблемы кладутся лицом вниз в красивую коробку или файл, подросток подходит, берет ее, читая вслух остальным утверждение, которое ему попалось и забирает эмблему. Затем он ее раскрашивает и украшает разными узорами. В конце он может прикрепить ее себе на грудь. Так игра проводится с каждым участником. В конце ведущий говорит подросткам, что попавшиеся им утверждения должны стать главными девизами их жизни. Можно видоизменить игру: эмблемы раскрашивают, украшают узорами и дарят друг другу.

Упражнение «Передай движение по кругу». Одному из участников предлагается придумать любое движение и передать его другому человеку с помощью жестов и мимики и так по кругу (можно передать воображаемый предмет). В конце упражнения подростки берутся за руки.

Упражнение «Нарисуй свое имя». Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.

Упражнение «Найди пару». Каждый должен найти свою пару по определенному признаку, например: «У кого глаза такого же цвета, как твои?» «Кто родился зимой, как я?» и т.д.

Конкурс «Кто самый-самый». Дается анкета с 25 вопросами. Предлагается на каждый вопрос выбрать 5 участников из класса и ответить письменно, кто, на их взгляд, «самый умный», «самый примерный» и т.д. Затем ответы обрабатываются. Определяются те, кто набрал 1, 2, 3 места по каждому вопросу. Победителям готовятся стимульные карточки, и на следующем занятии подростки награждаются. Важно, чтоб все получили карточки, чтоб никто не остался в стороне. Если в результате обработки кто-то не займет призовое место, даются поощрительные карточки. В конце подростки аплодируют друг другу.

Задачами работы, направленной на более глубокое развитие позитивного отношения к себе являются формирование адекватной самооценки, снятие психоэмоционального напряжения, развитие самопринятия. Основные упражнения – «Мой портрет в лучах Солнца» и «Моя Вселенная», описанные Л.Ф.Анн [1], несущие арт-терапевтический характер.

Задачами работы, направленной на развитие у подростков позитивного отношения к людям являются формирование способности прощать причиненную обиду и боль, устранение агрессивности, развитие доверительного отношения к миру и людям. Основные упражнения «Я в лучах Солнца другого человека», «Вселенная другого человека» (предложены автором) и упражнение В.В.Козлова «Колесо времени» [6].

Упражнение «Я в лучах Солнца другого человека» подобно упражнению «Я в лучах Солнца», только здесь нужно найти положительное в другом человеке. Предлагается нарисовать Солнце, в центре имя человека, а на каждом луче – его позитивные стороны. В ходе работы, акцент делается на том, что у каждого человека, помимо недостатков, есть хорошее.

Упражнение «Вселенная другого человека» аналогично упражнению «Моя Вселенная», только здесь нужно изобразить и проанализировать микрокосмос другого человека. В центре нарисовать круг с именем другого человека, а от него звезды и планеты: «Что он любит», «Как он проводит свободное время», «Его друзья» и т.п.

Упражнение «Колесо времени» [4] состоит в том, что подростку предлагается нарисовать синий круг – мандалу времени, а в центре – красный крест. Затем под успокаивающую музыку сделать глубокие вдохи, полностью расслабившись, и вспомнить ситуацию, от которой возникло чувство обиды. После этого представить ее в круге и стереть ее движением креста по часовой стрелке. Вообразить, что обиды там «сгорели».

Упражнение «Пожелание». Участник получает лист бумаги, на котором он, молча, рисует (или пишет) свое пожелание группе. По сигналу ведущего он передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к первому участнику.

Помимо этих видов работы, проводится работа с письмами. Темы писем различны: письмо к самому себе, в свое будущее, письмо-благодарность другому человеку.

Основная литература

1. Анн Л.Ф.Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2007. – 271 с.

2. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко СПб, 2008. – 688 с.

3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста– М., 2002.– 384 с.

4. Свирепо О.А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии / О.А.Свирепо, О.С.Туманова. – М.: 2004. – 270 с.