Тема: адаптация
Форма: групповое коррекционно-развивающее занятие
Возраст: 11 лет
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе.
Задачи:
способствовать снижению тревожности;
научить выражать свои эмоции и чувства в классе;
формировать благоприятного климата в коллективе;
Материалы и оборудование: мяч, ватман с написанными правилами, маркер, цветные картонные кружки.
Вступительная часть.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие! Готовы?
Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
Основная часть.
Упражнение «Кто я в данный момент».
Цель - создание условий для выявления настроения детей и их готовности к работе.
Участник называет свое имя и указывает, с каким животным себя ассоциирует в данный момент. Рефлексия.
2. Упражнение «Принятие правил»
Ведущий предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.
Предлагаются следующие правила:
Не обижать друг друга.
Не обсуждать ни с кем занятия.
Стремится быть активным участником того, что происходит.
Иметь право высказать свое мнение по любому вопросу.
Правило поднятой руки («один в эфире»).
Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
Подросткам предлагается дополнить список правил, затем они принимаются голосованием, участники ставят подписи под ними. Правила вывешиваются и действуют на протяжении всего периода работы группы.
Упражнение «Те, кто»
Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.
Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.
4. Упражнение «Прощание с начальной школой»
В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.
Скажите следующее: «Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы "взять с собой", чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.
Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и "Букварь" и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за четыре года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?
5. Упражнение "Ассоциации"
Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом "школа"; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.
Ход упражнения: Учащимся предлагается на листках написать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. (2-3 прилагательных)
Например:
Школа, в которой я учусь,…
В нашей школе учат...
Рефлексия:
Насколько откровенны вы были?
Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?
6. Упражнение «Игра с мячом»
Цель: упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я…». Ответы могут быть самыми разными.
Заключительная часть.
7. Упражнение «Прощание»
Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.
Необходимые материалы: цветные картонные кружки.
Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков «светофора» определить эффективность прошедшего занятия.
Время: 5 минут.
Литература:
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие / И. В. Вачков. М.: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. - М.: Генезис, 2003. – 122 с.