Групповое логопедическое занятие
«Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И» 1 класс
Цель: обобщение и закрепление знаний у обучающихся о гласных звуках и буквах.
Задачи: развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
развивать артикуляционную моторику;
закреплять звукобуквенные связи и навык печатных гласных букв;
формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами;
формировать навык правильного словоизменения (образование форм множественного числа с окончанием –Ы);
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики. Игрушка - Красная шапочка, мячик, шнурки для букв. Корзинки и предметные картинки. Карточки с буквами. Игра «Собери урожай». Карточки для чтения слогов и односложных слов. Карточки: для вставки гласных букв
Технологии, применяемые на занятии:
- Дидактическая игра.
- Технология проблемного и развивающего обучения.
Приемы и методы:
-Сравнение
-Обобщение.
- Сопоставление.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический тренинг:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.
2. Подготовительный этап.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
- Упражнения для губ (улыбка, трубочка).
- Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
- Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
- Нужно уметь слушать и правильно повторять: ау, ио, ыа, иоу, уаы,иоу.
3. Сообщение темы занятия.
Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Почему их называют гласные?
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.
4. Работа с гласными звуками.
- Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
- Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
- Игра «Поймай звук» с флажками.
- Отбор картинок, в названии которых первый звук – гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.
5. Работа со звуками и буквами.
Отправляемся дальше с Красной шапочкой. Она приведёт нас к буквам. Звуки и буквы тесно связаны:
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.
Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
- Узнавание гласных букв среди предложенных.
- Дети из шнуровки делают печатные заглавные гласные буквы. А, У,О,И.( на ,что они похожи)
_ Для чего нам нужны печатные заглавные буквы?
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
- Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.
6. Физминутка.
Буква А зовёт нас на зарядку:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем.
7 .Буква У приглашает поиграть в СЛОГОВОЕ ЛОТО
Составьте слова из слогов и букв: ЛУ, ЗУ, Б, К, Р, СЫ,М,ДО,ДЫ,СО,ЛА, Н ,О.
8. Буква О предлагает поиграть в игру КТО БОЛЬШЕ?
Придумайте слова, в которых звук о в начале слова( осы, отдых, овод и т.д),в конце слова.
9. Буква И приготовила для вас ЗАГАДКИ. ( Зима, ,сосульки ,коньки санки)
Где вы слышите звук И?
Что вы знаете об этом звуке? ( Он произносится мягко)
10. Игра с мячом.
Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:
слон – слоны
стол - столы
блин – блины
шалун - шалуны
угол – углы
орёл – орлы
узел - узлы
лёд - льды
лоб - лбы
11. Дифференциация гласных в словах.
Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветы. Но из этих слов выпали гласные буквы: какие?
Давайте вставим буквы в слова и посмотрим, какие это цветы ?
Дифференциация гласных в словах
Дети вставляют в слова гласную букву. М.К. , . стры.
Мы разгадали загадку этих необычных цветов (показать, рассказать об этих цветах).
Пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, И,Ы.
12. Итог занятия. Рефлексия.
Где мы сегодня побывали? Понравилось ли вам в гостях у гласных? Оценка деятельности детей, поощрение.