Групповое логопедическое занятие
в 4 классе по теме
«Слова-предметы, имеющие противоположное значение»
Тема: Слова-предметы, имеющие противоположное значение
Цель: учить наблюдать явления антонимии, расширять и обогащать словарный запас путем введения в речь антонимов.
Задачи:
Образовательные:
учить определять тему и задачи деятельности с помощью учителя;
знакомить учащихся с термином «антонимы»;
учить подбирать антонимы к словам-предметам, находить антонимы в предложении, тексте, правильно употреблять антонимы в речи;
уточнять значения слов, расширять пассивный и активный словарь учащихся;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить и в тексте слова-антонимы;
учить планировать учебную деятельность на занятии;
формировать навыки работы по инструкции.
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное восприятие, внимание, память при выполнении задания «письмо по памяти»;
корригировать мышление в процессе работы над толкованием пословиц,
совершенствовать навыки лескико-грамматического оформления речи;
развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие при выполнении кинезиологического упражнения.
Воспитательные:
учить высказывать и обосновывать свою точку зрения;
учить сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям; культуру речи, любовь и внимание к слову;
воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: дидактическая игра с картинками «Скажи наоборот», листы бумаги, таблица с с опорными вопросами к словам-предметам, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, ЭОР (презентация, мультимедийный тренажер), проектор,
Ход занятия:
Орг. момент
Мотивационно-ориентировочный этап (1 мин.)
- Ребята, я рада видеть вас на занятии. Пусть оно принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Постановка темы и целей занятия (3 мин.). Сообщение темы занятия: Самоопределение к деятельности.
- Прочтите пары слов.
плюс – минус
весна – осень
утро – вечер
- Что общего между парами этих слов? На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают слова? (Опорная схема с вопросами)
- Что еще вы можете сказать?
- Кто догадался, какая тема нашего занятия? Что мы будем сегодня делать?
- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением, словах – «неприятелях», антонимах, учится подбирать такие слова, находить их в предложениях и тексте.
Антонимы – это слова, противоположные по значению, которые всегда существуют в паре. В русском языке таких групп слов огромное множество, даже существует отдельный словарь таких слов. (Демонстрация словаря антонимов.)
- Где мы можем встретить такие слова? На этот вопрос мы ответим в конце занятия.
III. Основная часть
1. Работа по теме занятия (23 мин.)
1) Игра «Скажи наоборот» (2 мин.)
Учащиеся получают картинки. Логопед показывает картинку и называет слово, детям предлагается выбрать пару к демонстрируемой картинке.
2) Актуализация ранее изученного (1 мин.)
- Что обозначают все названные нами слова? На какие вопросы отвечают?
3) Развитие мелкой моторики – кинезиологическое упражнение «Зеркальное рисование» (1 мин.)
- Возьмите белый лист бумаги, согните листочек пополам. Положите на стол. На правой половинке листа будет рисовать правая рука, а на левой – рисует левая. Возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рисовать на доске, а вы на листе. Одновременно двумя руками логопед рисует солнце, месяц, цветок, учащиеся выполняют задание на листах. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
4) «Найдите пару» Работа с карточками (2 мин.):
- Соедините линиями слова-предметы, имеющие противоположное значение (карточки для индивидуальной работы). Коллективное выполнение.
мальчик | враг |
друг | чистота |
грязь | тьма |
здоровье | девочка |
свет | старость |
молодость | болезнь |
5) ЭСТАФЕТА (3 мин.):
- Делимся на команды. Каждой команде я даю лист со словами.
Кто быстрее и без ошибок подберет к ним слова с противоположным значением, тот и победит.
ВЕРХ | |
УТРО | |
ВРАГ | |
БЕДНОСТЬ | |
ГРУСТЬ | |
ДА | |
ГРЯЗЬ | |
ЛОЖЬ | |
ШУМ | |
ВОЙНА | |
-Откройте тетради, запишите число.
6) Работа с предложением (3 мин.):
Психогимнастика
- Давайте прочитаем пословицу (Добро помни, зло забывай). Что означает данная пословица?
- А сейчас будем прочитывать ее, не произнося вслух по одному слову (только про себя), заменяя его хлопком. Добро помни, зло *хлопок*.
Добро помни, *хлопок* *хлопок*.
Добро *хлопок*, *хлопок* *хлопок*.
*хлопок* *хлопок* *хлопок* *хлопок*
Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Подчеркните антонимы.
7) Работа в парах (4 мин.):
- Разделимся на пары. Каждая пара получает карточку с пословицами. Прочтите, найдите слова-предметы, имеющие противоположное значение, подчеркните одной чертой. Объясните смысл пословиц.
Труд кормит, а лень портит.
Утро вечера мудренее.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
ФИЗМИНУТКА (1 мин.)
- Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек, которые делают все наоборот? Вы должны выполнять все движения наоборот.
Присели (встали),
Опустили плечи, подняли плечи,
Опустили руки , подняли руки ,
Открыли глаза, закрыли глаза,
Закрыли рот , открыли рот,
Спрятали ладони, показали ладони,
Выпрямитесь, наклонитесь,
Стойте, идите.
8) Найти в загадке антонимы (на слайдах) (3 мин.)
Зрительная гимнастика (2 мин.)
- Отгадайте загадки, назовите слова-предметы, имеющие противоположное значение.
Ночь, но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)
Далеко мой слышится стук,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
В кармане моём
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг. ( Компас.)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Физминутка с мячом (1 мин.)
Логопед: - Я говорю слово и бросаю мяч, а вы мне возвращаете мяч и говорите слово с противоположным значением:
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... . (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ... .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ... .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ... .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ... .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ты, отвечай : ... .(конец).
IV. Закрепление изученного (9 мин.)
Зрительная гимнастика (1 мин.)
1) Тренажер (4 мин.)
2) Дополнительные задания.
Выбрать из 3 слов 2 слова – неприятеля (1 мин.)
Друг, печаль, враг
Поднимать, опускать, брать
Ночь, сутки, день
Богатство, бедность, деньги
Работа с предложениями «Верификация предложений» (2 мин.)
У каждого ученика – карточка с предложениями под номерами. Ученики должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, возле номера предложения ставится знак «+», если неверно, то «–». Самопроверка (1 – 2 – 3 + 4 – 5 +)
Материал для карточек:
Дерево низкое, а куст высокий.
Работать легко, а отдыхать тяжело.
Днем светло, а ночью темно.
Дедушка молодой, а внук старый.
Зима холодная, а лето теплое.
V. Итог занятия. Оценивание деятельности детей (3 мин.)
- Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Ребята, закончите предложения:
1.Сегодня на занятии мы ...
2.Мы узнали…
3.Мы научились …
- На какой вопрос мы не ответили в начале занятия? Где мы встречаем слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы часто употребляются в нашей речи, встречаются в пословицах, загадках, даже могут быть в математических задачах).
Оценивание деятельности детей
VI. Рефлексивно-оценочный этап (1 мин.) –
Перед вами лестница из трех ступенек.
Нижняя ступень лестницы обозначает, что тема: “Cлова-предметы, имеющие противоположное значение ” вам еще непонятна.
Средняя ступень – тема вам понятна, но были допущены ошибки в подборе нужных слов.
Верхняя ступень – тема понятна, ошибок нет.
Нарисуйте человечка, который обозначает вас, на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям по этой теме.
Пароль на выход: назвать пару слов, противоположных по смыслу.
Список использованной литературы:
1. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.
2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок – М.: Аст\ Астрель, 2008.