СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие в 4 классе по теме «Слова-предметы, имеющие противоположное значение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект руппового логопедического занятия в 4 классе по теме «Слова-предметы, имеющие противоположное значение»

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие в 4 классе по теме «Слова-предметы, имеющие противоположное значение»»




Групповое логопедическое занятие

в 4 классе по теме

«Слова-предметы, имеющие противоположное значение»






Тема: Слова-предметы, имеющие противоположное значение

Цель: учить наблюдать явления антонимии, расширять и обогащать словарный запас путем введения в речь антонимов.

Задачи:

Образовательные:

  • учить определять тему и задачи деятельности с помощью учителя;

  • знакомить учащихся с термином «антонимы»;

  • учить подбирать антонимы к словам-предметам, находить антонимы в предложении, тексте, правильно употреблять антонимы в речи;

  • уточнять значения слов, расширять пассивный и активный словарь учащихся;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить и в тексте слова-антонимы;

  • учить планировать учебную деятельность на занятии;

  • формировать навыки работы по инструкции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие, внимание, память при выполнении задания «письмо по памяти»;

  • корригировать мышление в процессе работы над толкованием пословиц,

  • совершенствовать навыки лескико-грамматического оформления речи;

  • развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие при выполнении кинезиологического упражнения.

Воспитательные:

  • учить высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • учить сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям; культуру речи, любовь и внимание к слову;

  • воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: дидактическая игра с картинками «Скажи наоборот», листы бумаги, таблица с с опорными вопросами к словам-предметам, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, ЭОР (презентация, мультимедийный тренажер), проектор,



Ход занятия:

  1. Орг. момент

Мотивационно-ориентировочный этап (1 мин.)

- Ребята, я рада видеть вас на занятии. Пусть оно принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Постановка темы и целей занятия (3 мин.). Сообщение темы занятия: Самоопределение к деятельности.

- Прочтите пары слов.

плюс – минус

весна – осень

утро – вечер

- Что общего между парами этих слов? На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают слова? (Опорная схема с вопросами)

- Что еще вы можете сказать?

- Кто догадался, какая тема нашего занятия? Что мы будем сегодня делать?

- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением, словах – «неприятелях», антонимах, учится подбирать такие слова, находить их в предложениях и тексте.

Антонимы – это слова, противоположные по значению, которые всегда существуют в паре. В русском языке таких групп слов огромное множество, даже существует отдельный словарь таких слов. (Демонстрация словаря антонимов.)

- Где мы можем встретить такие слова? На этот вопрос мы ответим в конце занятия.

III. Основная часть

1. Работа по теме занятия (23 мин.)

1) Игра «Скажи наоборот» (2 мин.)

Учащиеся получают картинки. Логопед показывает картинку и называет слово, детям предлагается выбрать пару к демонстрируемой картинке.

2) Актуализация ранее изученного (1 мин.)

- Что обозначают все названные нами слова? На какие вопросы отвечают?

3) Развитие мелкой моторики – кинезиологическое упражнение «Зеркальное рисование» (1 мин.)

- Возьмите белый лист бумаги, согните листочек пополам. Положите на стол. На правой половинке листа будет рисовать правая рука, а на левой – рисует левая. Возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рисовать на доске, а вы на листе. Одновременно двумя руками логопед рисует солнце, месяц, цветок, учащиеся выполняют задание на листах. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

4) «Найдите пару» Работа с карточками (2 мин.):

- Соедините линиями слова-предметы, имеющие противоположное значение (карточки для индивидуальной работы). Коллективное выполнение.



мальчик

враг

друг

чистота

грязь

тьма

здоровье

девочка

свет

старость

молодость

болезнь



5) ЭСТАФЕТА (3 мин.):

- Делимся на команды. Каждой команде я даю лист со словами.

Кто быстрее и без ошибок подберет к ним слова с противоположным значением, тот и победит.

ВЕРХ


УТРО


ВРАГ


БЕДНОСТЬ


ГРУСТЬ


ДА


ГРЯЗЬ


ЛОЖЬ


ШУМ


ВОЙНА




-Откройте тетради, запишите число.



6) Работа с предложением (3 мин.):

Психогимнастика

- Давайте прочитаем пословицу (Добро помни, зло забывай). Что означает данная пословица?

- А сейчас будем прочитывать ее, не произнося вслух по одному слову (только про себя), заменяя его хлопком. Добро помни, зло *хлопок*.

Добро помни, *хлопок* *хлопок*.

Добро *хлопок*, *хлопок* *хлопок*.

*хлопок* *хлопок* *хлопок* *хлопок*



Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Подчеркните антонимы.

7) Работа в парах (4 мин.):

- Разделимся на пары. Каждая пара получает карточку с пословицами. Прочтите, найдите слова-предметы, имеющие противоположное значение, подчеркните одной чертой. Объясните смысл пословиц.



Труд кормит, а лень портит.

Утро вечера мудренее.



Готовь сани летом, а телегу зимой.

Ученье – свет, а неученье – тьма.



Каково начало, таков и конец.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.



ФИЗМИНУТКА (1 мин.)

- Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек, которые делают все наоборот? Вы должны выполнять все движения наоборот.


Присели (встали),

Опустили плечи, подняли плечи,
Опустили руки , подняли руки ,

Открыли глаза, закрыли глаза,

Закрыли рот , открыли рот,

Спрятали ладони, показали ладони,
Выпрямитесь, наклонитесь,

Стойте, идите.

8) Найти в загадке антонимы (на слайдах) (3 мин.)

Зрительная гимнастика (2 мин.)

- Отгадайте загадки, назовите слова-предметы, имеющие противоположное значение.



Ночь, но если захочу,

Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)

Далеко мой слышится стук,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)


В кармане моём

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг. ( Компас.)


Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)



Физминутка с мячом (1 мин.)

Логопед: - Я говорю слово и бросаю мяч, а вы мне возвращаете мяч и говорите слово с противоположным значением:


"Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь : ... . (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ... .(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ... .(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : ... .(нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты : ... .(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ты, отвечай : ... .(конец).



IV. Закрепление изученного (9 мин.)

Зрительная гимнастика (1 мин.)

1) Тренажер (4 мин.)

2) Дополнительные задания.

Выбрать из 3 слов 2 слова – неприятеля (1 мин.)

Друг, печаль, враг

Поднимать, опускать, брать

Ночь, сутки, день

Богатство, бедность, деньги

Работа с предложениями «Верификация предложений» (2 мин.)

У каждого ученика – карточка с предложениями под номерами. Ученики должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, возле номера предложения ставится знак «+», если неверно, то «–». Самопроверка (1 – 2 – 3 + 4 – 5 +)

Материал для карточек:

  1. Дерево низкое, а куст высокий.

  2. Работать легко, а отдыхать тяжело.

  3. Днем светло, а ночью темно.

  4. Дедушка молодой, а внук старый.

  5. Зима холодная, а лето теплое.


V. Итог занятия. Оценивание деятельности детей (3 мин.)

- Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Ребята, закончите предложения:

1.Сегодня на занятии мы ...

2.Мы узнали…

3.Мы научились …

- На какой вопрос мы не ответили в начале занятия? Где мы встречаем слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы часто употребляются в нашей речи, встречаются в пословицах, загадках, даже могут быть в математических задачах).

Оценивание деятельности детей



VI. Рефлексивно-оценочный этап (1 мин.) –



Перед вами лестница из трех ступенек. 

Нижняя ступень лестницы обозначает, что тема: “Cлова-предметы, имеющие противоположное значение ” вам еще непонятна. 

Средняя ступень – тема вам понятна, но были допущены ошибки в подборе нужных слов. 

Верхняя ступень – тема понятна, ошибок нет.

Нарисуйте человечка, который обозначает вас, на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям по этой теме.

Пароль на выход: назвать пару слов, противоположных по смыслу.



Список использованной литературы:

1. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок – М.: Аст\ Астрель, 2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!