СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Буква мягкий знак"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия для слепых детей подготовительной группы/ первого класса. Тема: "Буква мягкий знак"

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Буква мягкий знак"»

12-02 04.04.17

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе


Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III ур., лексико-грамматические нарушения, полиморфное нарушение звукопроизношения)


Возраст: подготовительная группа

Тема: Буква Ь

Цель: Познакомить с буквой Ь. Объяснить, что она не имеет звука. Учить выкладывать букву Ь на колодке-шеститочии. Объяснить, что Ь служит для смягчения согласных звуков. Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие., физическое развитие.

Задачи:



Образовательная:

- закреплять представления о букве [ь];

- учить выкладывать Ь на колодке-шеститочии.

- закрепить фишку мягкого согласного звука.

Коррекционно-развивающая:

-формировать плавный длительный выдох;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный гнозис.

Воспитательная:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Ожидаемые результаты: Выкладывают букву ь на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Читают слоги и короткие слова.

Оборудование: колодка-шеститочие, гвоздики, карточки с заданиями, фишки для звукового анализа.













Ход занятия

I. Вводная  часть.

1.1.  Создание эмоционального фона. Организационный  момент.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Давайте мы с вами немного разомнём наши ротики. И расскажем сказку о веселом язычке.

Сказка «О Веселом Язычке»


«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Захотелось однажды Язычку пойти в зоопарк. Он проснулся, почистил зубы (выполняется упражнение), расчесался (выполняется упражнение), выглянул на улицу – посмотрел наверх – нет-ли дождика, вниз – нет ли луж, посмотрел направо, налево и пошёл в зоопарк. (движения выполняются по тексту)

Сперва он увидел Бегемотика (выполняется упражнение), затем в соседнем пруду хохотали Лягушки (выполняется упражнение). Пошел Язычок дальше и увидел Слоника (выполняется упражнение). Прошелся еще Язычок и увидел клетку с хомячками, у которых за щёчками было зерно (выполняется упражнение). И тут, откуда ни возьмись, выбежала собачка, она села перед Язычком и стала дышать, высунув язык (выполняется упражнение). Язычок дал попить собачке (выполняется упражнение).

Пошёл Язычок дальше и увидел Лошадок – сел на одну из них и поскакал (выполняется упражнение).

Но тут взглянул Язычок на часы (выполняется упражнение) и понял, что ему пора домой. Он вернулся домой, снова почистил зубы, расчесался и лег спать. (движения по тексту).

2. Вводно — организационный.

- Сейчас я расскажу вам сказку, а вы слушайте внимательно.

Жили-были буквы. Жили они в домике под названием алфавит. Алфавит, это большой дом для букв, которые живут каждая в своём домике, на своём месте. И жило в этом домике 33 буквы. Все они были разные – гласные и согласные. Буквы жили – не тужили, потому что все дружили! Но жила среди них одна буква, с которой никто не дружил! Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится! Эта буква – Ь.

Он не произносится. Что это значит? (Не имеет звука.)

Плохо жилось мягкому знаку. Одиноко. Однажды все буквы решили выгнать Ь из алфавита. Выгнали они его, и давай играть в игру «Напиши слово»





3. Мотивация на деятельность

Я вам сейчас прочитаю маленький стишок, в котором забыли последнее слово.

Без ключа, ты, мне поверь

Не откроешь эту…. (дверь.)

Давайте выложим слово дверь из букв. Что получилось? (Двер.) Правильно? (Нет.) Какой звук звучит не так, как должен? (“р”, он должен быть мягким.) Гласные решили помочь звуку “р” стать мягким. Какие гласные пришли на помощь? (е, и). И [и] и Е вставали по очереди рядом. Смотрите, что получалось, читаем. (двере, двери) А слово дверь никак не получалось! Что же делать? (Нужно поставить мягкий знак.) Позвали букву мягкий знак. Он с радостью помог. Получилось слово дверь. И с тех пор буквы подружились. Ведь мягкий знак важная буква в русском языке. Зачем она нужна? (Чтобы смягчать согласные.)

А теперь и мы с вами добавим букву Ь. Но сперва послушайте стишок.

Без первой точки мягкий знак, Его читаем только так,

А остальные пять на месте, их пальчиком читаем вместе.

Точки два, три, четыре, пять, шесть, можно только так прочесть.

(Татьяна Якимченкова)

II. Главная  часть.

2.1. Закрепление свойств буквы Ь

Она может стоять в середине слова, но чаще всего встречается в конце. И показывает, что согласный звук не сливается с гласным, а также смягчает согласные.

2.2 Закрепление написания буквы Ь



Маша, из каких точек получается буква З? (,2, 3,4,5,6)

Настя, сколько гвоздиков нам нужно, чтобы выложить букву Ь? (пять)

- А теперь, Даня выложит 4 букв Ь, Маша - 5, а Настя - 3

- Молодцы! Поменяйтесь колодками и проверьте друг друга.

- Кто больше всех выложил букв Ь? (Маша) А кто меньше всех? (Настя)

- Как нам сделать, что бы у Маши и Насти стало поровну? (Насте добавить еще одну букву Ь)

- А теперь, скажите, как нам сделать, что бы у всех стало поровну?

- Ну, давайте, Даня и Настя добавят ещё по одной букве.

3. Физминутка с элементами артикуляционной гимнастики



Мы веселые мартышки

И играем громко слишком

В ладоши хлопаем

Ножками мы топаем

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

А теперь мы даже,

Язычки покажем

Пальчик поднесем к виску,

Дружно прыгнем к потолку

Пошире рот  откроем

Гримасы все состроим

Как скажу я цифру три

Все с гримасами замри! (https://www.psyoffice.ru/)



- Игра «Найди ошибку»

- среди букв попадается буква Ь. Дети должны найти Ь и залепить его пластелином.

- И с этим справились! А следующее задание очень сложное! Вам нужно прочитать несколько слов и найти лишнее, сказать какое и почему.

Пень – Лена – рысь – колье

- Слово Лена лишнее, в нём нет мягкого знака.

4. Физ. минутка (Железновой) «Мы танцуем»

5. Звуковой анализ слова «Ель»

- Дети по очереди разбирают каждую букву и звук. В конце приходят к выводу, что в этом слове 3 буквы и 3 звука, из-за того, что Е двойная, а Ь не имеет звука.

6. Чтение предложений

Детям предлагается прочитать предложения и сказать, в каких словах есть Ь

Наступил апрель. За окном капель.

7.   Рефлексия

 - С какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Расскажите, что вы знаете об этом звуке?

- Назовите слова на букву Ь? почему не можете?

- Какие точки нам нужно закрыть, что бы получить букву Ь?

- Оцените свою работу на занятии.