СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по теме "Антонимы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия по теме "Антонимы".Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора  и употребления слов-антонимов в речи.

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по теме "Антонимы"»

Тема.Антонимы.


Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи.


Задачи:

Обучающие и коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно- образное мышление;

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- закреплять навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов;

- совершенствовать навыки построения предложений из слов, данных в начальной форме;

- совершенствовать навыки правильного чтения и письма;

- закреплять навыки контроля за собственной речью.

Воспитательные:

- воспитывать умение адекватно принимать установленные учителем правила и выполнять их;

- воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки в коллективной деятельности;

- стимулировать учащихся к результативной деятельности через похвалу и поощрение;

- способствовать рабочему настроению учащихся;

- развивать коммуникативную сторону речи;

- соблюдать здоровьеохранительный режим обучения.

Оборудование:

- предметные и сюжетные картинки по теме;

- пазлы из дидактической игры «Противоположности»;

- карточки и плакаты со словарным материалом, заданиями;

- кроссворд;

- цветные магниты.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Знакомство с темой занятия.

2. Работа с таблицей.

3. Отгадывание загадок.

4. Редактирование предложений.

5. Составление предложений.

6. Физкультминутка.

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

8. Игра «Плюс-Минус».

9. Заполнение кроссворда.

10.Игра «Найди пару».

10. Игра «Наоборот».


III. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.


I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Надеюсь, что вы покажите им хорошие знания и поведение. Давайте настроимся на работу, вспомним наше основное правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот будет выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

(чтение по таблице хором)



II. Основная часть.

1.Знакомство с темой занятия.

К нам в гости приехали Антон и Антонина (Демонстрация иллюстрации).

Посмотрите, кто они? (мальчик и девочка)

Как вы думаете, девочки отличаются от мальчиков?

Антон и Антонина тоже очень разные дети. Я думаю, что нам интересно будет поближе с ними познакомиться. Дело в том, что я знаю только Антонину. Помогите мне побольше узнать об Антоне.

Антонина высокого роста, а Антон … (низкого).

У Антонины тёмные волосы, а у Антона … (светлые).

Тоня видит хорошо, Антоша … (плохо).

( Логопед: «Почему вы так думаете?» Дети: «Он носит очки»)

Антонина просыпается рано, а Антон … (поздно).

Утром Тоня пьёт чай горячий, а Тоша молоко … (холодное).

Антонина болеет редко, а Антон … (часто).

Тоня сильная, а Антоша …. (слабый).

Антонина любит трудиться, а Антон … (отдыхать).

У Тони много друзей, а у Тоши … (мало).

Мы познакомились с ребятами. Они живут в стране Наоборот. А сейчас они нас приглашают к себе в гости. Выполняя задания жителей страны Наоборот, мы много узнаем о словах-антонимах (словах, противоположных по значению).


2. Работа с таблицей.

- Подберите антоним к каждому слову (работа с магнитами).

- Какие слова остались без пары? Назовите антонимы к данным словам.

бледный съедобный вежливый

поздний трусливый сырой

близкий длинный передний

храбрый ранний румяный

полезный короткий дорогой

грубый дешёвый ядовитый

вредный стройный далёкий

Знакомство с антонимом слова «стройный» - « сутулый» (показ пары картинок

(мальчик стройный - мальчик сутулый), объяснение значения слов-антонимов).


3. Отгадывание загадок.

Учащиеся сами читают загадки на карточках, находят в тексте и называют

слова-антонимы и отгадку.

Толстым в школу я хожу,

Летом тоненький лежу.

Детям нужно отдыхать,

Вот и мне пора поспать. (портфель)


Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сладкого вагон,

Чтоб с улыбкой съесть … (лимон)


Это что за потолок?

То он низок, то высок,

Звёзды яркие сверкают…

Как его мы называем? (небо)


Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей.

А сушёная в запас

Как лекарство, лечит нас (малина)


Он – недели день последний,

Он – всеобщий выходной.

Хоть он зимний,

Хоть он летний,

Он коротенький такой. (воскресенье)


Домашние ласкаются,

А дикие кусаются.

И всё же очень-очень

Они ребятам нравятся.

Лесные ли , болотные,

Зовём мы их … (животные)

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются,

Потому что люди

Утром просыпаются. (глаза)

Всегда он в работе,

Когда говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)


4. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений.

- Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений.


1 вариант.

Моя младшая сестра Оля учится в школе очень плохо.


2 вариант.

Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин.


Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем редактированных.

5. Составление предложений.

Учащимся предлагается составить предложения из слов, данных в начальной форме. Слова располагаются на доске. По мере составления учащимися предложений логопед переворачивает таблички (открывает правильный вариант).

(сначала логопед помогает определить первое слово в предложении и направляет учащихся вопросом «что делает?»).

1 вариант. широкий, мама, юбка, Рита, шить, для.

2. вариант. горячий, в, Витя, налить, молоко, чашка.

Детям предлагается найти в предложениях слова, обозначающие признаки предметов, подобрать к ним антонимы и составить с ними предложения.


6. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!


6. Звукобуквенный анализ слов.

Работа с цветными магнитами и настенной азбукой.

-В этом слове 8 букв.

-Четвёртый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «ровный». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «р»). А последний звук совпадает с последним звуком слова-антонима («кривой»). Какой буквой обозначим этот звук? ( буквой «й»).

Первый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «зло». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «з»). А второй звук такой же, как первый звук слова-антонима («добро»).

- Догадались, что это за слово? Так называют человека, когда он хорошо себя чувствует и у него нет температуры («здоровый»).

- Подберите антоним к этому слову («больной»).

Сравнение двух слов-антонимов (звуко-буквенный и слоговой анализ, составление слого-ритмических схем).


7. Работа с парой антонимов.

Вставить в текст пропущенные слова «сегодня»- «завтра» и «враг»-«друг» в соответствии со смыслом высказывания.


«… поучусь, а …. погуляю,» - говорит ленивый.

« … погуляю, а … поучусь,» - говорит прилежный.


Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я …., а деревьям … . (дятел)


8. Игра «Плюс-Минус».

Редактирование предложений. Работа по индивидуальным карточкам.

Оценка правильности предложений (отметка «+» и «-»), чтение сначала правильных вариантов, а затем неправильных вариантов с исправлением.


1 вариант.


Куст высокий, а дерево низкое.


Камень лёгкий, а пух тяжёлый.


Днём светло, а ночью темно.


В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю.


Весёлые люди плачут, а грустные смеются.


Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.




2 вариант.


Река узкая, а ручей широкий.


Дедушка молодой, а внук старый.


Работать тяжело, а отдыхать легко.


Неделя начинается воскресеньем, а заканчивается понедельником.


Смех громкий , а шёпот тихий.


Переходя улицу, смотри сначала налево, а потом направо.



9. Заполнение кроссворда.


н


ж



п

р

о

х

л

а

д

а


т


л


ч


р


з

и

м

а


ь


а





ш


ч



и



н



а


Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)


Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Потому что я … (жара).


Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень.

И игрушки тоже прочь,

Спать пора. Пришла уж … (ночь).


Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач)


Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада)


Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина).


10. Игра «Найди пару». Работа с пазлами.

Учащимся предлагаются сюжетные пазлы из игры «Противоположности». Они должны найти подходящую (противоположную) пару пазлов и составить к ней предложение-подпись ( типа «Витя разжигает костёр, а Толя тушит»).


11. Игра «Наоборот»

Вот и нам пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».


Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … . (низко)


Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … . (близко)


Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь … . (пол)


Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты … . (нашёл)


Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … . (храбрец)


Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай … . (конец)



III. Итог занятия.

-Вот и наше занятие закончилось . Антон и Антонина считают, что вы не зря побывали в Стране Наоборот, многому научились.

- Ребята, так кто же живёт в Стране Наоборот? (слова-антонимы). Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!