Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов
Протокол №1 от 27.08.2018 года
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Протокол №1 от 28.08.2018 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе
№247/1 от 29.08.2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Платные групповые консультации по углубленному
изучению образовательной программы по математике»
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для _____4 «Ж»___ класса
на 2018 -2019 учебный год
учителя начальных классов
Бурцевой Анжелы Александровны
(должность, Ф.И.О. педагога)
Пояснительная записка
Общая характеристика групповых консультаций по углубленному изучению математики
Цель и задачи программы
Цель программы:
- углубление и расширение объёма знаний по математике, заложенного в программу этого предмета для четырёхлетней начальной школы.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
-учить решению нестандартных творческих задач;
-учить моделировать различные математические объекты;
-учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
-воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
-содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241).
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания
(в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
Рабочая программа создана на основе:
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком).
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 4 классе составлена из расчета 1час в неделю, 36 часов в год.
Формы организации образовательного процесса:
- игровые занятия;
- творческие лаборатории;
-практическая, групповая и индивидуальная работа с использованием карточек, примеров, задач;
- уроки с использованием ИКТ;
- работа в группах;
- работа в парах;
- работа с таблицами, дополнительной литературой;
- практикумы.
Методы обучения
-репродуктивный (беседа, вопросы, тесты);
-проблемный;
-частично-поисковый;
-объяснительно-иллюстративный.
Технологии обучения:
- игровые технологии;
- ИКТ - технологии;
-здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Виды и формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях (составление кроссвордов, викторин и т.д.), интеллектуальных игр (КВН, олимпиады).
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование; - практические работы;
- творческие работы учащихся; - контрольные задания.
Содержание рабочей программы.
Название темы | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Планируемые результаты |
Распознавание и изображение геометрических фигур. | 6 ч | Транспортир. Сумма и разность углов. Сумма и разность углов треугольника. Измерение углов транспортиром. Построение углов с помощью транспор-тира. Вписанный угол. Построение углов с помощью транспор-тира. Центральный угол. Построение углов с помощью транспор-тира. | Знать назначение и способы использования транспортира, определения вписанного и центрального углов. Уметь измерять и строить углы. Использовать чертёжные инст-рументы для выполнения по-строений. Проводить исследо-вание свойств геометрических фигур с помощью измерений. Составлять выражения, фор-мулы зависимости между вели-чинами. Распознавать и изоб-ражать центральные и вписан-ные в окружность углы. |
Чтение диаграмм. Создание простейшей информационной модели. | 7 ч | Круговые диаграммы. Диаграммы. Чтение столбчатой диаграммы. Передача изображе-ний. Точки на осях коор-динат. Координатный угол. Чтение и построение графиков движения объектов, движущих-ся в противополож-ных направлениях. | Знать понятия «круговая», «столбчатая», «линейная» диаграммы. Уметь читать, строить, анализи-ровать и интерпретировать дан-ные круговых, столбчатых и линейных диаграмм. Выполнять арифметические действия над составными име-нованными числами. Решать вычисли-тельные примеры, уравнения, простые и составные задачи с именованными числами. Преобразовывать именованные числа. |
Доля величины. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. | 10 ч | Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа. Проценты. Нахождение числа по доле. Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Задачи на дроби. | Уметь изображать доли с помощью геометрических фигур. Уметь записывать, читать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби. Уметь сравнивать доли и дроби. Знать правило нахождения доли числа, числа по его доле. Иметь представление о доле величины (половина, треть, четверть, де-сятая, сотая, тысячная). Процент. Уметь находить долю числа и числа по его доле, решать зада-чи, используя правило, записы-вать сотые доли величины с помощью знака процента (%). Иметь представление об обра-зовании дроби. Уметь читать и записывать дро-би в виде частного двух нату-ральных чисел, выражать в % дроби со знаменателем 100, наглядно изображать дробь с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Знать правило сравнения дро-бей с одинаковыми числителями и знаменателями. Уметь сравнивать дроби с оди-наковыми знаменателями и чис-лителями, записывать резуль-таты сравнения с помощью знаков , Знать правила нахождения час-ти числа, выраженной дробью и числа по его части. Уметь решать задачи на нахож-дение части (процента) числа и числа по его части (проценту), строить на наглядной основе алгоритм решения задач, приме-нять его для обоснования пра-вильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. |
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. | 4 ч | Неравенство. Решение неравенства. Множество решений. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство. | Знать определение неравенства, способы нахождения множества решений неравенств, знаки , . Уметь читать и записывать неравенства − строгие, нестро-гие, двойные и др., решать нера-венства на множестве це-лых неотрицательных чисел на наглядной основе (число-вой луч), находить множество решений неравенства, строить высказывания, используя ло-гические связки «и», «или», обосновывать и опровергать высказывания. |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. | 9 ч | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Правильные и неправильные части величин. Задачи на части с неправильными дробями. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел. | Знать правила сравнения, сло-жения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Уметь складывать, вычитать, сравнивать дроби с одинаковы-ми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми числите-лями. Знать определение правильной и неправильной дроби. Способы решения задач на части. Уметь различать правильные и неправильные дроби, решать примеры и задачи с дробями; решать составные уравнения. Иметь представление о смешан-ном числе. Знать правило пре-образования неправильной дро-би в смешанное число и наоборот. Уметь записывать неправиль-ные дроби в виде смешанного числа, решать задачи на части, пользоваться формулой деления с остатком. Знать алгоритм сложения и вы-читания смешанных чисел, ме-тод приведения к 1. Уметь выполнять действия со смешанными числами, исполь-зуя рациональные приемы вы-числений, метод приведения к 1, решать задачи по нахождению части числа и числа по его час-ти. |
Учебно – тематическое планирование.
Темы раздела | Кол-во часов | Темы уроков |
Распознавание и изображение геометрических фигур | 6 | Транспортир. Сумма и разность углов. Сумма и разность углов треугольника. Измерение углов транспортиром. Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол. Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол. Построение углов с помощью транспортира. |
Чтение диаграмм. Создание простейшей информационной модели. | 7 | Круговые диаграммы. Диаграммы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели. Передача изображений. Точки на осях координат. Координатный угол. Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях. |
Доля величины. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. | 10 | Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа. Проценты. Нахождение числа по доле. Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Задачи на дроби. |
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. | 4 | Неравенство. Решение неравенства. Множество решений. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство. |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. | 9 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Правильные и неправильные части величин. Задачи на части с неправильными дробями. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел. |
Планируемые результаты
В процессе обучения по данной программе формируются:
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание роли математических знаний в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от взрослых; использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме; строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений); выделять в явлениях существенные и несущественные признаки; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения.
Коммуникативные: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во уроков | Дата проведения |
Планиру-емая | Факти-ческая |
Распознавание и изображение геометрических фигур (6 ч) |
1 | Транспортир. Сумма и разность углов. | 1 | 05.09.18 | |
2 | Сумма и разность углов треугольника. | 1 | 12.09.18 | |
3 | Измерение углов транспортиром. | 1 | 19.09.18 | |
4 | Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол. | 1 | 26.09.18 | |
5 | Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол. | 1 | 03.10.18 | |
6 | Построение углов с помощью транспортира. | 1 | 10.10.18 | |
Чтение диаграмм. Создание простейшей информационной модели (7 ч) |
7 | Круговые диаграммы. | 1 | 17.10.18 | |
8 | Диаграммы. | 1 | 24.10.18 | |
9 | Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели. | 1 | 07.11.18 | |
10 | Передача изображений. | 1 | 14.11.18 | |
11 | Точки на осях координат. | 1 | 24.11.18 | |
12 | Координатный угол. | 1 | 31.11.18 | |
13 | Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях. | 1 | 05.12.18 | |
Доля величины. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле (10 ч ) |
14 | Доли. | 1 | 12.12.18 | |
15 | Сравнение долей. | 1 | 19.12.18 | |
16 | Нахождение доли числа. | 1 | 26.12.18 | |
17 | Проценты. | 1 | 09.01.19 | |
18 | Нахождение числа по доле. | 1 | 16.01.19 | |
19 | Дроби. | 1 | 23.01.19 | |
20 | Сравнение дробей. | 1 | 30.01.19 | |
21 | Нахождение части числа. | 1 | 06.02.19 | |
22 | Нахождение числа по его части. | 1 | 13.02.19 | |
23 | Задачи на дроби. | 1 | 20.02.19 | |
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения (4 ч ) |
24 | Неравенство. Решение неравенства. | 1 | 27.02.19 | |
25 | Множество решений. | 1 | 06.03.19 | |
26 | Строгое и нестрогое неравенство. | 1 | 13.03.19 | |
27 | Двойное неравенство. | 1 | 20.03.19 | |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (9 ч ) |
28 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 27.03.19 | |
29 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 03.04.19 | |
30 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | 10.04.19 | |
31 | Правильные и неправильные части величин. | 1 | 17.04.19 | |
32 | Задачи на части с неправильными дробями. | 1 | 24.04.19 | |
33 | Смешанные числа. | 1 | 08.05.19 | |
34 | Выделение целой части из неправильной дроби. | 1 | 15.05.19 | |
35 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | 1 | 22.05.19 | |
36 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 29.05.19 | |
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Учебные пособия.
1. Л.Г.Петерсон, А.А.Невретдинова, Т.Ю.Поникарова. Самостоятельные и контрольные работы. 4 класс. – М.: Ювента, 2012.
2. Мишакина Т.Л. «Подготовка к итоговой аттестации» Тренажёр по математике.4 класс. – М.: Ювента, 2012.
Технические средства обучения
1.Магнитная доска.
2.Маркерная доска.
3. Мультимедийный проектор.
4. Компьютер.
Электронные образовательные ресурсы
«Математика. 3–4 классы». Серия «Электронные рабочие тетради».
«Новейший справочник школьника. 1-4 классы».
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Демонстрационный циркуль.
2. Демонстрационная оцифрованная линейка.
3. Демонстрационный чертёжный угольник.