СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые технологии. ИКТ на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для физруков. Развитие коммуникативных УУД на уроках физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Групповые технологии. ИКТ на уроках физической культуры.»

Групповые технологии, ИКТ и технология программированного обучения на уроках физической культуры.

Одно из важных направлений в деятельности учителей физической культуры – поиск самых доступных, перспективных и интересных для учащихся методов и приёмов обучения, способствующих развитию коммуникативных УУД.

Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным. Применяются групповые технологии при обучении разделу программы «Спортивные игры», что позволяет увеличить моторную плотность уроков, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать коммуникативные УУД. Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.

Обычно наблюдаются следующие фазы совместной деятельности преподавателя с учениками: 1) введение в деятельность; 2) разделённое действие; 3) имитируемое действие; 4) поддержанное действие; 5) саморегулируемое действие; 6) партнёрство

Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными ; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя им, что у них получилось правильно, а что не удалось. Далее учащиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и проявляют инициативу в контроле, оценке процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником учитель оценивает результаты его работы.

На следующем этапе работы группы помощь учителя становится минимальной. Учащиеся, получив задание, с учётом выполняемых каждым из них функций (ролей) сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.

Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; ребёнок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.

Большой интерес в обучении школьников представляют метод программированного обучения, для осуществления которого предварительно учителем разрабатывается обучающая программа. В ней предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, которые предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания). Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, где каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладение первой серией учебных заданий дает основание переходить по второй и последующим сериям под контролем учителя или самих учащихся. Нами разработаны и используются обучающие программы по разделу

Создание персонального компьютера породило новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях человеческой деятельности. Последнее время в учебно-воспитательный процесс школы все глубже внедряются информационные технологии. Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? – этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.

В наше время использование компьютера в обучении имеет уникальную возможность сделать урок более интересным. Включение компьютера в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность. Как помощник учителя, компьютер незаменим. С точки зрения школьников работа за компьютером престижна. В настоящее время есть много направлений использования компьютера в учебном процессе.

Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких уроках по теме, или итоговый контроль. В практике применения компьютерной техники мы используем мобильные универсальные тесты автоматизированного контроля знаний, выполненные в программе MicrosoftExсel. Тестирование организовано по принципу «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым, обеспечивая быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере.

Использование персонального компьютера на теоретических уроках физической культуры один из лучших способов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждый урок с использованием компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем. Даже отстающие ученики охотно работают с ПК. Выполняя контрольную работу за персональным компьютером, ученики работают более ответственно и серьезно, стараются быть предельно внимательными. Разработаны варианты презентаций по таким темам раздела «Волейбол», как «Правила игры», «Техника передач мяча двумя руками сверху и снизу», «Техника подач», «Прямой нападающий удар и блокирование», а также компьютерного тестирования по теоретическим вопросам раздела.

Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Спортивные игры и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В спортивных играх создаётся специфический вид эмоционального контакта, способствующий осознанию групповой принадлежности, а солидарность и взаимопомощь дают подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

В ходе формирования и развития коммуникативной компетентности школьников необходимо также уделять внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Ролевое проигрывание позволяет им успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения.

Необходимо выделить условия формирования коммуникативных УУД на уроках спортивных игр:

- общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности;

- комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- учить не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач;

- учить аргументировать свою позицию, способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия с действиями других игроков по команде;

- создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему;

- учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учить работе в группах, парах, соперничающих командах;

- создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы;

- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

- создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности;

- построение действий  целеполагания  и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности;

-речевые действия как средства регуляции собственной деятельности;

- проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний;

- поощрение попыток делать обобщения и выводы;

- стимулирование к вскрытию причинно-следственных связей, построению доказательств.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контексте учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!