8 класс/________
Тема: Группы крови и переливание крови
Цели:
Образовательная: определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.
Развивающая: Изучить характерные особенности групп крови человека, развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей. Дать учащимся понятие о группах крови у людей.
Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.
План урока:
1. Организационный момент 1 мин
2. Повторение домашнего задания 3 мин
3. Проверка знаний учащихся 12 мин
4. Изучение новой темы 20 мин
5. Закрепление нового материала 8 мин
6. Домашнее задание 2 мин
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение домашнего задания.
3. Проверка знаний учащихся.
Биологический диктант: Всем учащимся раздаются листочки для ответов. Учащимся предлагается пронумеровать от 1 до10 в горизонтальном положении. Звучит вопрос, на который учащиеся отвечают условными обозначениями: _- «нет», /\- «да» (верно или не верно зачитываемое утверждение?). Условные обозначения ставятся над номером вопроса. Пример:
_/\__/\/\_/\_/\
12345678910.
Вопросы:
1. Можно заразиться ВИЧ-инфекцией, если больной СПИДом чихает или кашляет на тебя
2. Инфекционное заболевание – это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов.
3. ВИЧ поражает красные кровяные тельца.
4. СПИД или ВИЧ передается воздушно-капельным путем то есть, при чихании, рукопожатии или просто нахождении больного человека рядом.
5. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.
6. ВИЧ поражает бесцветные кровяные тельца – лейкоциты.
7. Обнимать человека, больного СПИДом опасно.
8. При введении вакцины, организм начинает самостоятельно вырабатывать антитела.
9. Возбудителем ветряной оспы является холерный виброн.
10. ВИЧ передается тремя основными путями: через кровь, половым путем и от матери к ребенку при беременности и кормлении грудью.
Норма оценивания: 10-9 – «5», 8-7 – «4», 5-6 –«3», менее 5 – «2»
4. Изучение нового материала.
Итак, дети, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, новую тему урока – «Группы крови и переливание крови».
Кто мне скажет, что такое кровь?
Кровь – жидкая соединительная ткань, которая движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет транспортную функцию.
В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.
После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.
Как вы думаете, в чём причина чередования успеха и неудач?
Группа крови* — это признак, который передается по наследству. Является индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ
крови. Она не изменяется в течение всей жизни человека и не зависит от расы, половой принадлежности, возраста.
Кровь всех людей делится на четыре группы: I, II, III и IV. Человек, который отдает свою кровь, называют – донором*. А человека принимающего эту кровь, называют – реципиентом*.
Кровь I группы можно переливать в небольшом количестве людям любой группы. Человека с I группой крови называю – универсальным донором*.
Кровь II группой можно переливать только людям с II и IV группой крови.
Кровь людей с III группой можно переливать людям с III и IV. А кровь IV группой можно переливать только людям, которые имеют IV группу крови.
Поскольку человеку с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, людей с этой группой называют – универсальным реципиентом*.
Учащимся предлагается перечертить опорную схему себе в тетради:
![](https://fhd.multiurok.ru/5/f/e/5fe2ec5ced0c22d6fcf1ea77c4d116df95501515/gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi_1.jpeg)
Схема №1, совместимость групп крови человека.
При несовместимости групп крови эритроциты склеиваются (процесс, склеивания эритроцитов называют – агглютинацией*), в результате чего наблюдаются тяжелые последствия, может произойти даже гибель организма.
Сколько крови в организме человека?
Потеря большого количества крови для организма очень опасно. Если организм человека теряет до 2 л крови. То происходит нарушение внутренней среды организма, снижается кровяное давление, в крови уменьшается количество гемоглобина. Чтобы сохранить жизнь человеку, медики прибегают к переливанию крови. Больному переливают кровь здорового человека. Переливание применялось издавна, но раньше такие процедуры часто заканчивались плачевно.
Ребята, как вы думаете, донорство – это хорошо или плохо?
Кто-нибудь из ваших родственников или может быть знакомых, занимается донорством?
Что касается самого переливания, то сам процесс сдачи крови занимает всего несколько минут! Берут примерно 400 мл. – этот объем не вызывает изменения физического состояния, и легко восполняется хорошим питанием и частым питьем. Перед сдачей крови с Вами побеседует терапевт, измерят давление, возьмут общий анализ крови для проверки общих показателей. В день сдачи крови с утра не следует - есть, но можно и даже нужно выпить крепкий сладкий чай. Также накануне нужно отказаться от жирного, острого, алкоголя – только в этом случае Ваша кровь будет пригодна для переливания. Пробы сданной крови направляют на анализы для выявления инфекций. Остальную кровь сразу же разделяют на плазму и эритроцитарную массу. В специальной центрифуге за счет явления центробежной силы, клетки крови распределяются в соответствии с массой и плотностью: более крупные – эритроциты – оседают вниз, а плазма остается наверху.
Цельная кровь хранится всего 10 дней при невысокой положительной температуре. Разделенная на компоненты хранится гораздо дольше: эритроцитная масса – до 30 дней при температуре +4 - +8, плазма – до 2 лет при температуре минус 30.
5. Закрепление новой темы: (фронтальный опрос учащихся)
На какую тему мы с вами сегодня поговорили?
Что такое группа крови?
Сколько групп крови существует?
Кто такой донор?
Кто такой реципиент?
Зависит ли группа крови от расы человека, от его национальности?
Кто такой универсальный донор?
Кто такой универсальный реципиент?
6. Домашнее задание: §__ , устно проработать вопросы в конце темы. В тетрадях записать свою группу крови, и подобрать к своей группе крови доноров, и реципиентов. (форма оформления записи - любая: таблица, схема и др.)