СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группы крови и переливание крови

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Группы крови и переливание крови

            Цели:

Образовательная: определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.

Развивающая: Изучить характерные особенности групп крови человека, развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей. Дать учащимся понятие о группах крови у людей.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

 

 

План урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Повторение домашнего задания 3 мин

3. Проверка знаний учащихся 12 мин

4. Изучение новой темы 20 мин

5. Закрепление нового материала 8 мин

6. Домашнее задание 2 мин

Тема: Группы крови и переливание крови

            Цели:

Образовательная: определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.

Развивающая: Изучить характерные особенности групп крови человека, развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей. Дать учащимся понятие о группах крови у людей.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

 

 

План урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Повторение домашнего задания 3 мин

3. Проверка знаний учащихся 12 мин

4. Изучение новой темы 20 мин

5. Закрепление нового материала 8 мин

6. Домашнее задание 2 мин

Просмотр содержимого документа
«Группы крови и переливание крови»

8 класс/________

Тема: Группы крови и переливание крови

Цели:

Образовательная: определить и изучить основные характеристики групп крови и использование их в донорстве.

Развивающая: Изучить характерные особенности групп крови человека, развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей. Дать учащимся понятие о группах крови у людей.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.



План урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Повторение домашнего задания 3 мин

3. Проверка знаний учащихся 12 мин

4. Изучение новой темы 20 мин

5. Закрепление нового материала 8 мин

6. Домашнее задание 2 мин



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания.

3. Проверка знаний учащихся.

Биологический диктант: Всем учащимся раздаются листочки для ответов. Учащимся предлагается пронумеровать от 1 до10 в горизонтальном положении. Звучит вопрос, на который учащиеся отвечают условными обозначениями: _- «нет», /\- «да» (верно или не верно зачитываемое утверждение?). Условные обозначения ставятся над номером вопроса. Пример:

_/\__/\/\_/\_/\

12345678910.


Вопросы:

1. Можно заразиться ВИЧ-инфекцией, если больной СПИДом чихает или кашляет на тебя

2. Инфекционное заболевание – это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов.

3. ВИЧ поражает красные кровяные тельца.

4. СПИД или ВИЧ передается воздушно-капельным путем то есть, при чихании, рукопожатии или просто нахождении больного человека рядом.

5. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.

6. ВИЧ поражает бесцветные кровяные тельца – лейкоциты.

7. Обнимать человека, больного СПИДом опасно.

8. При введении вакцины, организм начинает самостоятельно вырабатывать антитела.

9. Возбудителем ветряной оспы является холерный виброн.

10. ВИЧ передается тремя основными путями: через кровь, половым путем и от матери к ребенку при беременности и кормлении грудью.


Норма оценивания: 10-9 – «5», 8-7 – «4», 5-6 –«3», менее 5 – «2»


4. Изучение нового материала.

Итак, дети, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, новую тему урока – «Группы крови и переливание крови».

Кто мне скажет, что такое кровь?

Кровь – жидкая соединительная ткань, которая движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет транспортную функцию.

В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.

После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.

Как вы думаете, в чём причина чередования успеха и неудач?

Группа крови* — это признак, который передается по наследству. Является индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ

крови. Она не изменяется в течение всей жизни человека и не зависит от расы, половой принадлежности, возраста.

Кровь всех людей делится на четыре группы: I, II, III и IV. Человек, который отдает свою кровь, называют – донором*. А человека принимающего эту кровь, называют – реципиентом*.

Кровь I группы можно переливать в небольшом количестве людям любой группы. Человека с I группой крови называю – универсальным донором*.

Кровь II группой можно переливать только людям с II и IV группой крови.

Кровь людей с III группой можно переливать людям с III и IV. А кровь IV группой можно переливать только людям, которые имеют IV группу крови.

Поскольку человеку с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, людей с этой группой называют – универсальным реципиентом*.

Учащимся предлагается перечертить опорную схему себе в тетради:

Схема №1, совместимость групп крови человека.



При несовместимости групп крови эритроциты склеиваются (процесс, склеивания эритроцитов называют – агглютинацией*), в результате чего наблюдаются тяжелые последствия, может произойти даже гибель организма.

Сколько крови в организме человека?

Потеря большого количества крови для организма очень опасно. Если организм человека теряет до 2 л крови. То происходит нарушение внутренней среды организма, снижается кровяное давление, в крови уменьшается количество гемоглобина. Чтобы сохранить жизнь человеку, медики прибегают к переливанию крови. Больному переливают кровь здорового человека. Переливание применялось издавна, но раньше такие процедуры часто заканчивались плачевно.

Ребята, как вы думаете, донорство – это хорошо или плохо?

Кто-нибудь из ваших родственников или может быть знакомых, занимается донорством?

Что касается самого переливания, то сам процесс сдачи крови занимает всего несколько минут! Берут примерно 400 мл. – этот объем не вызывает изменения физического состояния, и легко восполняется хорошим питанием и частым питьем. Перед сдачей крови с Вами побеседует терапевт, измерят давление, возьмут общий анализ крови для проверки общих показателей. В день сдачи крови с утра не следует - есть, но можно и даже нужно выпить крепкий сладкий чай. Также накануне нужно отказаться от жирного, острого, алкоголя – только в этом случае Ваша кровь будет пригодна для переливания. Пробы сданной крови направляют на анализы для выявления инфекций. Остальную кровь сразу же разделяют на плазму и эритроцитарную массу. В специальной центрифуге за счет явления центробежной силы, клетки крови распределяются в соответствии с массой и плотностью: более крупные – эритроциты – оседают вниз, а плазма остается наверху.

Цельная кровь хранится всего 10 дней при невысокой положительной температуре. Разделенная на компоненты хранится гораздо дольше: эритроцитная масса – до 30 дней при температуре +4 - +8, плазма – до 2 лет при температуре минус 30.


5. Закрепление новой темы: (фронтальный опрос учащихся)

  • На какую тему мы с вами сегодня поговорили?

  • Что такое группа крови?

  • Сколько групп крови существует?

  • Кто такой донор?

  • Кто такой реципиент?

  • Зависит ли группа крови от расы человека, от его национальности?

  • Кто такой универсальный донор?

  • Кто такой универсальный реципиент?


6. Домашнее задание: §__ , устно проработать вопросы в конце темы. В тетрадях записать свою группу крови, и подобрать к своей группе крови доноров, и реципиентов. (форма оформления записи - любая: таблица, схема и др.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!